Агрессивные проявления в младенческом возрасте.




ВОПРОС№28.

 

Общая характеристика. Социальная ситуация развития.

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности имладенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когдаребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится отрождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчествадлится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причиныэтого кризиса следующие:

1 ) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, чтоуже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия(холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло,что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденныхбезусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятсясосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный(«цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных,но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом междувнутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем,что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не быловзрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботойи удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне,уходе, гигиене и др.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиямжизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное ислуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховомсигналах; развиваются первые сочетательные и условныерефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорныхпроцессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чемразвитие моторики.

 

Новообразования периода новорожденности.

При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка былиполучены следующие результаты.Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крикстановится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникаютнеприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик являетсяреакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями:сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершатьнекоординированные движения.

Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом:у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляетсявыразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение совзрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатываетсяособая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливаетна нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издает радостныезвуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода,считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе кмладенчеству.

Ведущий вид деятельности.

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает замалышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощивзрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершеннобеспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворитьсамостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают впространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следятза его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают.Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления,появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком,говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностьюудовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенкапоявляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствуетразвитию его движений, восприятия, мышления и речи.

Новообразования младенческого возраста:

Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельностьвзрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенцапревратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что умладенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать,произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на своиручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования спредметами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесссидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест ( просто неудавшееся хватательное движение, направленное напредмет и обозначающее предстоящее действие, Л.С. Выгодский).

К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в актеходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенокотделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Этосвидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) – еще одно новообразование данноговозраста. Речь ситуативная, автономна, эмоционально окрашена, понятна толькоблизким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь – это новое качество, котороеможет служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенкаисчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание – предметнаядеятельность.

 

Придерживаясь точки зрения М. Я. Басова, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, Т. Г. Румянцевой и Д. Н. Ушакова, будем понимать под агрессивными проявлениями в поведениидетей раннего возраста «действия детей, направленные на причинение вреда себе или объектам окружающей среды (одушевленным или неодушевленным), в соответствии с их внутренними состояниями дискомфорта, вызванными неблагоприятными в физическом и/или психическом отношении жизненными ситуациями ».

В современной психологической науке большинство специалистов (Н. М. Заостровцева, С. Л. Колосова, Е. В. Макушкин, Ю. Б. Можгинский, Н. В. Перешеина,Н. М. Платонова, И. А. Фурманов, Р. Бэрон, Ч. Венар, П. Кериг, Д. Коннор, Д. Ричардсон и др.) придерживаются мнения, что агрессивные проявления свойственны поведению детей раннего возраста.

Как указывает ДэниэлКоннор, агрессия -«совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей».

В своих исследованиях он ссылается на следующие данные: 50% контактов между детьми в возрастном диапазоне от 1 года до 1 года 6 месяцев являются «деструктивными» или «конфликтными». При этом агрессивное поведение чаще направлено на сверстников, в редких случаях - на близкого взрослого. По мнению Д. Коннора, возникающие конфликты являются «тренировочной площадкой для выработки и усвоения социальных стратегий самоутверждения, единоличного пользования предметами и разрешения социальных конфликтов». Он приводит данные, согласно которым в возрасте от 18 до 65 месяцев у детей распространены конфликты вследствие желания владеть определенным предметом.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают агрессивные проявления в поведении детей уже в младенческом возрасте. А. Фрейд, считает, что агрессивные проявления, наблюдающиеся у детей в младенческом возрасте, являются отражением разрядки инстинктивных побуждений. Агрессивные действия ребенка в начальный этап младенческого периода направлены на самого себя, однако затем перенаправляются на объекты и субъекты окружающего мира. В этот период ребенок, отождествляя части тела матери как свои вследствие отсутствия способности четко различать внутреннее и внешнее, зачастую проявляет условно агрессивное поведение по отношению к матери без намерения причинить ущерб. К подобному выводу пришел в своем исследовании О. Кернберг, однако автор указывает, что проявление агрессии у детей младенческого возраста связано с интенсивностью аффективных переживаний: с яростью и ненавистью. Несколько иной точки зрения в вопросе проявления агрессии в младенческом и раннем возрасте придерживалась К. Хорни, считающая, что агрессия есть защитная реакция на угрозу удовлетворения потребностей. По мнению К. Хорни, неудовлетворение родителями основных потребностей ребенка, а именно потребности в удовлетворении и в безопасности, способствует формированию базальной враждебности, которая в свою очередь может развиться во враждебность по отношению к родителям, а затем трансформироваться в базальную тревогу, направленную на окружающих.

 

Агрессивные проявления у детей младенческого и раннего возраста как защитные «вследствие резонанса проблем развития младенца и актуальной тревожности его родителей » рассматривает также отечественный психолог О. В. Хухлаева. В то же время О. В. Хухлаева считает, что «защитная агрессивность» является «нормативной» (т.е. как норма поведения и общения), обеспечивающей развитие ребенка. По мнению автора, «защитная агрессивность» наблюдается только у активных детей, а у пассивных - закрепляется чувство небезопасности.

В противовес всему вышеизложенному Г. Э. Бреслав отмечает, что агрессивные проявления представляют собой прежде всего механизм привлечения внимания и способ добиться своей цели, поскольку жизнь ребенка в первые годы целиком зависит от матери, которая его кормит, дает защиту, проявляет чувство любви по отношению к нему. Именно поэтому уже на третьем месяце жизни ребенок проявляет агрессивные действия: бьет руками, стучит ножками.

 

Анализ источников литературы позволяет выделить два основных фактора, влияющих на возникновение агрессивных проявлений в поведении детей раннего возраста: фрустрация и стиль семейного воспитания.

Фрустрация - психическое состояние, в котором человек оказывается, когда его целенаправленная деятельность блокируется. Сторонники фрустрационной теории возникновения агрессивных проявлений в поведении, в частности, С. Розенцвейг, выделили три типа причин, способных вызвать фрустрацию: лишения (отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности), потери (утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности), конфликт (одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или побуждений).Отечественный исследователь И. А. Фурманов после анализа существующих теорий пришел к выводу, что агрессивные проявления представляют собой реакцию на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.

Впервые понятие «психическая депривация » сформулировали И. Лангмейер, З. Матейчек, подразумевавшие «состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворить свои витальные психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время ». Понятие эмоциональной депривации вследствие лишения матери тесно связано с теорией привязанности, выдвинутой Дж. Боулби. Согласно воззрениям Дж. Боулби, привязанность ребенка младенческого возраста проявляется в следующих феноменах: мать или другой объект привязанности лучше, чем другие люди, сможет успокоить ребенка, ребенок предпочитает выбирать для игры или утешения объект привязанности, в присутствии объекта привязанности дети чувствуют себя в безопасности, выглядят более спокойными и уверенными.

Эмоциональная депривация вследствие лишения матери приводит к нарушению базисного доверия к миру и формированию у ребенка эмоции страха, агрессивных проявлений в поведении, отсутствию познавательного интереса. Однако, по мнению И. А. Фурманова, Н. В. Фурмановой, развитие личности ребенка, с рождения лишенного матери, отличается от развития личности ребенка, у которого тесная эмоциональная связь с матерью уже была сформирована, а затем произошел разрыв отношений. В первом случае данные исследователи употребляют понятие «безэмоциональный характер» и констатируют наличие у ребенка задержку психического развития, отсутствие способности вступать в значимые отношения с другими людьми, неуверенность в себе и агрессивные проявления в поведении. Во втором случае специалисты констатируют у ребенка потерю ранее приобретенных навыков. Ярким примером нахождения ребенка в ситуации эмоциональной (материнской) депривации и в состоянии фрустрации является проживание его в доме ребенка.

В. О. Аникина, К. В. Солоед, В. Ю. Иванова в своих исследованиях указывают, что эмоциональное состояние ухаживающих за ребенком взрослых в домах ребенка влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка, вследствие чего в поведении ребенка выявляются агрессивные, тревожные и избегающие тенденции. Чаще всего насилие по отношению к детям наблюдается во время кормления, поскольку дети длительное время не овладевают навыками самообслуживания. Исследования Л. Ю. Панариной подтверждают вышеуказанное и свидетельствуют о том, что взрослым, ухаживающим за ребенком, трудно понимать физиологические возможности ребенка, взаимодействовать с детьми, которые часто раздражаются, трудно успокаиваются или вовсе негативно реагируют на ласку. Все это приводит к неадекватной оценке и некорректной стимуляции инициаций ребенка. Таким образом, взрослый не замечает демонстрируемой ребенком готовности к общению, что приводит к усилению негативных тенденций в его поведении.

 

Влияние семейного воспитания на формирование у детей негативных форм поведения признают как отечественные, так и зарубежные специалисты (Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, И. А. Фурманов, Д. В. Хорсанд, А. Налчаджан и др.). Г. Э. Бреслав разработал «варианты воспитания агрессивности»: первый заключается в формировании стереотипа агрессивного поведения у ребенка, манипулирующего поведением «чрезмерно предупредительных» родителей, второй вариант является следствием страха как результата эмоционального отвержения ребенка родителями.

По мнению А. Е. Личко, развитие ребенка в условиях семьи во многом зависитот степени гармоничности этой семьи. В гармоничной семье все возрастные трудности сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации, поскольку все члены семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью, их роли в семье дополняют друг друга и обязанности не игнорируются. Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений.

 

В настоящее время многие исследователи (Д. В. Хорсанд, А. Налчаджян, Д. Коннор и др.) отмечают взаимосвязь между агрессивными проявлениями и свойствами нервной системы. Согласно воззрениям отечественных и зарубежных психологов, физиологов, других специалистов, вероятность агрессии повышается в младенческом и раннем возрасте, поскольку у детей в этот период нервная система интенсивно развивается, наблюдаются трудности процессов торможения и произвольность поведения еще недостаточно сформирована.

Таким образом, доказано, что агрессивные проявления в поведении детей раннего возраста, заключающиеся не только в собственно агрессивных действиях, но и в виде негативизма, упрямства, отказов, - адекватный «нормальный» способ адаптации кокружающей среде.

 

 

Литература:

1. Марина Хилько, Мария Ткачева. Возрастная психология.Конспект лекций. 2010 г..

2. Космакова Вера Игоревна. АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: