Тема занятия, план | Знания и навыки | Часы | |||||
Модуль 1. Введение в профессию | |||||||
Организация и содержание обучения в рамках программы. Правила работы в группе и взаимодействия с преподавателями, содержание и форма занятий, знакомство участников программы, сплочение группы. | Ориентирование в профессии психолога, представление о сферах профессиональной деятельности, самопознание | ||||||
Чем занимаются психологи? Цель и задачи работы психолога. Сферы профессиональной деятельности психологов: ü образование (психологическое сопровождение обучающихся, консультирование педагогов и родителей по проблемам детского развития); ü медицина (оказание психологической помощи людям с соматическими заболеваниями, работа в области охраны материнства и детства, работа в психиатрических клиниках); ü бизнес (психологическая помощь в решении бизнес-задач: формирование рабочих команд, создание комфортных условий в коллективе, повышение мотивации труда, развитие креативности); ü спорт ( повышение эффективности тренировочного процесса, психологическая подготовка к соревнованиям, работа со стрессом, формирование команд ); ü юриспруденция (судебно-психологическая экспертиза, психология адвокатской деятельности, психологические особенности правоохранительной деятельности, пенитенциарная (исправительная) психология). Основные направления деятельности практического психолога: психопрофилактика, психопросвещение, психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование и психотерапия. | |||||||
Кто такой психолог? Требования к личности психолога; личностные проявления, несовместимые с работой психолога; диагностика основных профессионально-важных качеств личности обучающихся. | |||||||
Итого по модулю 1 | |||||||
Модуль 2. Тайны человеческого мозга | |||||||
Тайны нашего мозга. Насколько хорошо вы знаете свой мозг?Можно ли доверять своему мозгу? Иллюзии восприятия. Мифы о мозге.Похож ли наш мозг на компьютер (структурная организация мозга). | Знание основных направлений современной нейропсихологии, представление о практическом применении нейропсихологических знаний. | ||||||
Мозг как материальный субстрат нашей психики. Индивидуальные различия в строении и функционировании мозга людей. Самодиагностика индивидуального профиля функциональной асимметрии мозга. | |||||||
Итого по модулю 2 | |||||||
Модуль 3. Удивительный мир психологии | |||||||
Как я познаю мир? Психология познавательных процессов. Диагностика познавательной сферы. Практикум «Безграничные возможности памяти» | Особенности познавательных процессов Мнемотехники | ||||||
Мир эмоций и чувств. Эмоциональная сфера личности. Диагностика эмоциональных черт. Практикум «Конструктивное выражение эмоций» | Особенности эмоциональной сферы личности Способы выражения негативных эмоций | ||||||
Психология индивидуальных различий. Темперамент, характер, способности. Диагностика темперамента. | Ориентирование в понятиях психологии индивидуальности Знание собственных индивидуальных особенностей | ||||||
Психологическая экспериментория. Методы психологии. | Ориентирование в методах психологии Особенности психологического эксперимента | ||||||
Психологическая игра «Психология каждый день» | Интеграция общепсихологических знаний Умение работать в команде | ||||||
Итого по модулю 3 | |||||||
Модуль 4. Задачи и загадки развития | |||||||
Что такое «развитие»? Почему и как мы развиваемся? От чего зависит, как мы развиваемся? Есть ли предел нашему развитию? Норма и патология развития. | Общее представление о психическом развитии как сложном и противоречивом явлении | ||||||
Возраст человека – задачи и возможности. Чем определяется наш возраст? Возраст человека и возможности его психики. Возраст и самоэффективность человека. Задачи и проблемы развития в подростковом и юношеском возрасте. | Ориентировка в возрастных аспектах развития. Актуализация самопознания и саморазвития | ||||||
Великие возможности саморазвития. Что такое Я человека? Как мы влияем на свое развитие и определяем свою жизнь? Саморазвитие и жизненный успех. | Представление о роли процессов самосознания в психическом развитии человека. | ||||||
Итого по модулю 4 | |||||||
Модуль 5. Общение как искусство (тренинг) | |||||||
Мы все такие разные. Разогрев, разминка и взаимодействие призваны подчеркнуть различия и многообразие используемых средств общения. На стартовой позиции группа не является однородной, участники ориентированы на настоящее и на процесс общения. | Умение разбираться в себе, эффективно общаться, строить взаимоотношения, добиваться успеха, - и при этом жить «здесь и сейчас!» Развитие навыков понимания людей, их потребностей, истинных и скрытых мотивов поведения. | ||||||
Эффекты общения Механизмы, соединяющие людей друг с другом, позволяющие им передавать друг другу информацию, обмениваться эмоциями, сотрудничать, осуществлять совместную деятельность. | |||||||
Итого по модулю 5 | |||||||
Модуль 6. Психология кризиса | |||||||
Подросток в кризисной ситуации Стратегии преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте.Подросток в толпе: как владеть собой.Алгоритм поведения в кризисной ситуации | Знание основных кризисных ситуаций в подростковом возрасте, основные алгоритмы поведения в кризисных ситуациях | ||||||
Умей сказать «Нет» Манипулирование сознанием: что это?Техники манипулирования и как им противостоять.Эффективное убеждение: знаю и умею! | |||||||
Экзамен на «Отлично». Выполнение тестового задания «Стрессоустойчивость».Подготовка к экзамену: виды информации, распределение времени, техники запоминания. Управление психоэмоциональным состоянием на экзамене. | |||||||
Итого по модулю 6 | |||||||
Модуль 7. Психологический практикум | |||||||
Введение в телесно-ориентированную психотерапию Основные понятия: энергия, мышечный панцирь, почва под ногами. Знакомство с картой тела. Самодиагностика мышечных зажимов. | Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; развитие самосознания и самоисследование обучающихся для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений. | ||||||
Методы арт – терапии Рисуночные техники. Способы самовыражения и отреагирования эмоционального состояния. Танцевальная терапия. | Творческое самовыражение, повышение уровня осознанности в эмоциональной и поведенческой сферах, снятие психоэмоционального напряжения. | ||||||
Тренинг креативности. Диагностика креативного потенциала: тест креативности Девиса, тест креативности Медника, тест креативности Торренса. Развитие гибкости и оригинальности мышления. Знакомство с методами и технологиями развития креативного потенциала и творческого решения задач (ТРИЗ, Шесть шляп мышления Э. де Боно и др.). | Знание основных методов и технологий развития креативности. Владение навыками творческого решения задач. | ||||||
Итого по модулю 7 | |||||||
Итого: 96 ч. | |||||||