Положение «О порядке продажи государственных предприятий - должников», утвержденное Указом Президента РФ от 02.06.1994 г. № 1114, определяет общий порядок продажи предприятий - должников, осуществляемой в рамках внесудебных процедур в целях предотвращения банкротства государственных предприятий и создания условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, и регулирует порядок продажи любого занимающегося предпринимательской деятельностью юридического лица, в отношении которого принято решение о признании предприятия неплатежеспособным.
Решение об обязательной продаже может быть принято:
· в отношении предприятий в государственной собственности - Федеральным управлением о несостоятельности (банкротстве);
· в отношении предприятий в собственности субъектов РФ - соответствующим органом исполнительной власти субъекта.
В случае, если установлена фактическая неплатежеспособность предприятия, Федеральное Управление обязано принять решение об увольнении директора предприятия и заключить договор подряда на управление предприятием с физическим лицом. Этот договор подряда должен включать в себя:
· обязательное согласование с соответствующими органами исполнительной власти всех сделок предприятия-должника, приводящих к отчуждению / обременению основных его фондов;
· запрет на внесение активов предприятия в качестве оплаты уставного капитала создаваемых организаций;
· материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие после заключения договора подряда;
· вознаграждение управляющего в размере вознаграждения бывшего руководителя предприятия + % от прибыли.
|
Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия.
Продажа такого предприятия осуществляется на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников, за исключением юридических лиц, не являющихся покупателями по законодательству РФ (имеющие ограничения на максимальный размер приобретаемого имущества) и с разрешения антимонопольного комитета (для предприятий, занимающих доминирующее положение на своем рынке).
Обязательными условиями конкурса являются:
· погашение не менее 20% кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более 1 месяца со дня купли-продажи;
· обязательство по реорганизации предприятия в месячный срок.
Начальная цена предприятия-должника определяется по данным бухгалтерских документов.
Продажа имущества (активов) ликвидируемого предприятия должника осуществляется в случаях, если:
· конкурс по продаже предприятия - должника признан несостоявшимся либо результаты конкурса аннулированы и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов не принято решение о проведении повторного конкурса;
· по результатам анализа финансового состояния предприятия, осуществляемого Федеральным управлением, продажа предприятия признана нецелесообразной.
Для осуществления мероприятий по ликвидации предприятия должника Федеральным управлением или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации образуется ликвидационная комиссия.
Продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале предприятий - должников осуществляется на основании соответствующих решений Федерального управления или соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ только в определенных данным Положением случаях.
|
В случае, если ранее решением соответствующего органа пакет акций предприятия - должника был закреплен в государственной собственности, он подлежит уменьшению.
Продажу предприятий - должников, имущества ликвидируемых предприятий, а также паев и акций осуществляют соответствующие фонды имущества или уполномоченные ими лица.
Средства от продажи предприятий - должников, их имущества или находящихся в государственной собственности поев (акций) направляются:
· на целевое финансирование содержания объектов социально культурной сферы предприятий;
· на финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий должников и предотвращению негативных социальных последствий банкротств;
· органам, обеспечивающим и осуществляющим продажу предприятий должников, их имущества, а также акций (паев).
При этом на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы направляется не менее 50 процентов указанных средств.
Мировое соглашение
Мировое соглашение заключается между несостоятельным предприятием и конкурсными кредиторами (т.е. кредиторами, чьи требования признаны арбитражным судом). Мировое соглашение считается принятым, если за его заключение высказалось не менее 2/3 (по сумме требований) конкурсных кредиторов четверной и последующих очередей.
|
Мировое соглашение обычно состоит в предоставлении должнику отсрочки или рассрочки в удовлетворении требований конкурсных кредиторов.
Мировое соглашение между предприятием-должником и его кредиторами допустимо на любой стадии производства дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Мировое соглашение может быть заключено лишь в отношении требований четвертой и последующих очередей, предусмотренных ст. 64 ГК для удовлетворения требований кредиторов.
4. Особые причины неплатежеспособности и возможного
банкротства российских предприятий.
Рыночная экономика, т.е. экономика, когда товары производятся и распределяются не в плановом порядке, а благодаря частной инициативе независимых предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:
· изначально ориентирована на платежеспособный спрос потребителей;
· основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д.;
· предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.
Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, не высококачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.
Фактически плановая экономика не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых производств и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.
Современная российская экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.
В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.
Предприятия строились очень крупными и, в силу этого, негибкими. Каждое предприятие обычно специализировалось на своих производственных функциях. Дублирования (и потенциальной конкуренции) допускалось очень мало.
В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.
Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В результате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий - малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.
Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляют из себя по сути большую хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, производить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.
Социалистическая экономика изобрела особые формы предприятий, которые нигде в мире не существовали, например, колхозы и совхозы, которые заняли целые хозяйственные ниши. В Великобритании семейная ферма, специализирующаяся на производстве молока, содержит и доит 75 коров с удоем не менее 5500 л в год. На такой ферме весь цикл работ осуществляют два или максимум три человека с производительностью от 130 до 200 тыс. л в год на человека.
В России сегодня средний колхоз имеет стадо в 300 - 400 коров со средним удоем 2500 л. в год. Производительность каждого из занятых 250 чел. примерно от 3 до 4 тыс. л в год.
Очевидно, что колхозы и совхозы в своей массе, за исключением особо преуспевших хозяйств, неконкурентоспособны в условиях свободы импорта продуктов.
Однако реальная перестройка сельского хозяйства на фермерский способ производства потребует таких гигантских усилий и вложений, которые в сегодняшних условиях государство не готово даже осмыслить.
Социалистическая экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством оборонных и работающих на оборонные нужды предприятий, где производство гражданской продукции, так называемых товаров народного потребления, составляло очень небольшой удельный вес.
Снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в очень сложное положение. Социалистическая экономика развивалась на пространстве всего социалистического лагеря, не считаясь с его условными государственными и экономическими границами. Более того, закладывались и реализовывались схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производились в одной стране, а сборка - в другой.
Сегодня в результате процесса обособления стран СЭВ и бывших республик СССР многие российские предприятия потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло быть немедленно восполнено из российских источников.
Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, последствия которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях управляющих.
В 1930-1950 гг. вообще не существовало понятия прибыли. Доходы предприятий изымались в полном объеме, еще в момент отгрузки предприятиями продукции. На верхних уровнях управления народным хозяйством эти доходы складывались и перераспределялись. Частично они возвращались на предприятия, но не как заработанное, а как полученное.
Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т.е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.
Соответственно развился менталитет, ориентированный:
· исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;
· при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;
· тратить заработанное и полученное на то, что раньше особо не допускалось или сдерживалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши - иномарки, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.). Иными словами, многолетние сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.
Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.
Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию и фактическими рыночными.
Рыночные цены стали ориентиром для предприятий в условиях отмены государственного регулирования цен в 1992 г.
По отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском, что они не будут вовремя оплачены.
Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда.
Фактически при господстве монополий - предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства, начиная с января 1992 г.
Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цеп колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.
Подобная ситуация отражена на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 Динамика цен в условиях несовершенной конкуренции
Спад промышленного производства к середине 1994 г. приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности имела место впервые с начала экономических реформ.
Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.
В известной степени в формировании неплатежей участвовало государство, которое, продекларировав рыночные свободы производителей, в то же время обязывало их осуществлять обязательные поставки сельскому хозяйству, армии, завозить товары на Север при отсутствии реальных расчетов.
Однако, анализ объективных причин неплатежей не объяснял их столь высокого уровня. В этой связи несомненный интерес представляет анализ причин возникновения и развития неплатежей, проведенный сотрудниками Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ совместно с рядом ведомств и, в том числе, силовых структур на 94 крупнейших предприятиях нефтедобычи, нефтепереработки и торговли нефтепродуктами.
Предприятия анализировались по состоянию на 01.07.2002 г. Суммарный объем оборотных фондов обследованного комплекса предприятий составил 16,9 трлн. руб.
По масштабам это сопоставимо с 60% доходов федерального бюджета России за первое полугодие 2002 г.
Основные выводы доклада межведомственной комиссии Правительству Российской Федерации приводятся в приложении в конце данной главы.
Обследованный комплекс предприятий в отличие от других отраслей имел устойчивый сбыт продукции, был высокорентабелен, работал достаточно стабильно и практически в непрерывном режиме, обеспечивая наивысший уровень оплаты труда среди отраслей. Однако подавляющее большинство предприятий комплекса по своему финансовому состоянию было абсолютно неплатежеспособно.
Основная причина неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно преобладал заемный капитал. Из-за этого предприятия регулярно оказывались перед выбором:
· или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставалось на деятельность;
· или продолжать деятельность, но тогда оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.
Отрасль в самой малой степени пользовалась банковским кредитом и своей внешне благополучной деятельностью угнетала деятельность других предприятий (которые отдавали ей ресурсы), а также блокировала расходы бюджета и внебюджетных фондов.
Авторы исследования пришли к выводу, что наметился разрыв маршрутов товарных и денежных потоков, что затруднило валютно-экспортный контроль и сбор налогов, а также создало почву для многочисленных злоупотреблений.
Также были обнаружены многочисленные и разнообразные злоупотребления капиталом предприятий со стороны управляющих.
Основная черта обнаруженных злоупотреблении - в характерной тенденции не накапливать капитал, заставляя его работать лучше, а наоборот, безвозвратно его тратить либо перемещать в другие структуры.
Исследовался также характер использования оборотных средств.
Оборотные средства предприятий подразделяются на:
· вложения в производство, где средства обслуживают производство и его нужды (запасы, инструменты, заделы, вложения в незавершенное производство; в готовую но нереализованную продукцию и т.д.);
· вложения в расчеты, где средства обслуживают другие виды деятельности.
В доперестроечный период внепроизводственная часть оборотных фондов (расчетов) составляла 40-50% от производственной. То есть, если принять производственную часть за 100 условных единиц, то все оборотные фонды составляли 150 единиц. В исследуемый период ситуация резко изменилась.
Очевиден очень значительный рост оборотных средств, что никак не обусловлено производственной необходимостью, так как резко возрастают не вложения в производство, а отвлечения от него.
Основные виды отвлечения оборотных средств приведены в табл. 1.9, где для сравнения производственная часть оборотных фондов (вложения в производство) принята за 100 условных единиц.
Наиболее существенную роль в разбухании оборотных фондов играет дебиторская задолженность, или фактически товарные ссуды дебиторам.
Было обнаружено, что при действительном наличии в составе дебиторской задолженности долгов армии, сельского хозяйства и других "объективных" задолженников их влияние на общую неплатежеспособность в значительной степени преувеличивалось.
Распространенным использованием оборотных фондов стало содержание средств на валютном счете с последующим извлечением курсовой разницы.
В ряде случаев доходы от валютной курсовой разницы приближались по величине к доходам от основной деятельности.
Выявилась практика полного игнорирования заемного происхождения средств в обороте, когда чужие ресурсы, попадавшие в распоряжение предприятий, широко использовались в эгоистических целях текущего потребления.
Были отмечены многочисленные случаи, когда эксклюзивные фирмы увеличивали собственный капитал за счет использования и обслуживания оборотных фондов предприятий с заведомого согласия их руководителей В целом, оценивая результаты межведомственного анализа проблемы неплатежей, можно сделать вывод, что наряду с комплексом объективных причин роста неплатежей из-за разрушения единого экономического пространства бывшего СССР и соответственно СЭВ, сокращения госзаказа, необязательности государства по платежам из бюджета, неплатежи и соответственно неплатежеспособность многих российских предприятий в специфических условиях перехода от социалистической планово-административной экономики к рыночной были спровоцированы, с одной стороны, недостаточной компетентностью финансового руководства предприятий, а с другой, - частными интересами управляющих вывести часть капитала предприятий в сферу торгового оборота и иные непроизводственные сферы.
Все сказанное с особой актуальностью ставит проблемы антикризисного регулирования со стороны государства в изменившихся рыночных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления - это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящегося в стадии кризиса.
Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как “деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание”. Данная деятельность характеризуется “повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации”. При этом, по мнению Хаберланда [Haberland G.] происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Некоторые авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, “которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте (см. кризис) и разработать новый курс развития”.
Наряду с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые во время кризиса ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что, по мнению Коппа [Kopp H.W. (Kriese)] необходимо характеризовать как антикризисный менеджмент в узком смысле, и, во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение дает и Янике, при этом он определяет задачи руководства и действий в рамках острого кризиса как “реактивный антикризисный менеджмент” и задачи профилактики кризисов как “превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент” или “антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент. В данной работе понятие “антикризисный менеджмент” будет рассматриваться в самом широком смысле и учитывать, как характеристику по целеполаганию, по временным ограничениям, так и по областям задач. Поэтому возможно определить “антикризисный менеджмент”, как планирование и проведение мероприятий по сохранению базисных переменных величин на предприятии.
Из-за прямого воздействия на обеспечение сохранения базисных переменных величин, таких как ликвидность, доход или оборот отдельные составные части “реактивного антикризисного менеджмента” характеризуются четким и конкретным целеполаганием как, к примеру, достижение определенного уровня ликвидности или доходности. Эта целенаправленность, а также одновременно с этим нехватка времени существенно усложняют разработку взвешенной антикризисной концепции, а также переосмысление прежних целей и норм. “Реактивный антикризисный менеджмент” можно охарактеризовать как планирование и внедрение, основанных на небольшом количестве критериев мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния.
В противоположность этому “антиципативный антикризисный менеджмент” имеет дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более низкой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.
Список используемой литературы
1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М., 1996.
2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М., 1994.
3. Бухгалтерский учет / Под ред. И. Е. Тишкова. – Мн., 1999.
4. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М., 1993.
5. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчётности. – М., 1998.
6. Ковалёв В. В., Патров В. В. Как читать баланс. – М., 1998.
7. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М., 1994.
8. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.., 1997.
9. Райс Э. Бухгалтерский учёт и отчётность без проблем: Как читать отчётность компаний и пользоваться ею. – М., 1997.
10. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 1997.
11. Севрук М. А. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятий. - М., 1992.
12. Скоун Т. Управленческий учет.- М., 1997.
13. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа - М., 1996г.
14. Шишкин А. П. Бухгалтерский учёт и финансовый анализ на коммерческих предприятиях: практическое руководство. – М., 1995.
15. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов-М: Финансы и статистика,1996
16. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа-М: Финансы и статистика,1996
17. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит-М: “ПРИОР”,1997
18. Маркарьян Э.А. Герасименко Г.П. Финансовый анализ-М: «ПРИОР»,1997
19. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа-М:ИНФРА-М,1996
20. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа-М:Главбух,1998