ВАРИАНТ 9
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове ударение определено неверно?
1) пОнявший
2) непрАвы
3) обеспЕчение
4) алкогОль
А2. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости.
1) надеть очки
2) сойти с поезда
3) уделять заботу
4) прилагать усилия
А3. Укажите неправильно образованную форму слова.
1) поезжайте
2) съездите
3) младше
4) более моложе
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Наклеивая обои,
1) требуется прежде всего аккуратность.
2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.
3) лицевая сторона должна быть сухой.
4) многое зависит от качества клея.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) На стене, освещённая вялым электричеством, висела большая картина, на мольберте стояла еще одна.
2) Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей.
3) Возьмём два чистых листа бумаги и согнём их пополам.
4) Выпишите из текста не менее двух сложных бессоюзных предложений.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
1) …
(2)Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия.
(3)Однако «у себя» в ХIV-ХVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и тому подобных действий, обычно сопровождающих лженауку. (4)... ими получено немало ценных сведений. (5)Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний.
А6. Какая фраза должна быть первой в данном тексте?
1) В чем отличие астрологии от астрономии?
2) Астрологию часто несправедливо называют лженаукой.
3) Можно ли считать астрологию наукой?
4) Между истинной наукой и лженаукой не может быть ничего общего.
А7. Какое слово или сочетание пропущено в начале предложения 4?
1) тем не менее
2) между тем
3) итак,
4) более того,
А8. Укажите верное утверждение.
1) Все предложения 2-5, включая части сложного, являются двусоставными.
2) Одна из частей предложения 2 является односоставным предложением, остальные предложения двусоставные.
3) Предложение 3 включает в себя односоставное, остальные предложения двусоставные.
4) Предложение 4 односоставное, остальные предложения двусоставные.
А9. Какая характеристика соответствует предложению 2?
1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями предложения
4) сложное со всеми видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной
А10. Определите часть речи, к которой принадлежит слово ПРОШЛОГО из предложения 2.
1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) прилагательное
4) существительное (прилагательное, перешедшее в существительное)
А11. Какое слово синонимично прилагательному ЛОЖНЫЙ, употреблённому в предложении 2?
1) фальшивый
2) ошибочный
3) лживый
4) несправедливый
А12. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь естъ хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, тушё(3)ыми в пря(4)остях.
1) 1, 2, 3 3) 2,3
2) 2 4) 1,4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) ор..ол, д..виз, пер..петии
2) опр..снённая (вода), выч..тание, д..пеша
3) преодол..вать, объед..нение, ежен..дельный
4) абон..мент, оп..ративный, выб..рут
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мер, непр..касаемый, пр..ободрённый
2) бе..подобно, не..бывшийся, бе..вкусица
3) от..гнуть, поз..прошлый, из..бретательный
4) в..явь, с..кономить, с..едобный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) обрад..ваться, навед..ваться, завед..вать
2) расход..вать, использ..вать, развед..вать
3) ш..колад, ш..лк, крюч..к
4) трущ..бы, волч..нок, ч..порный
А16. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?
1) се..щий, (посевы) выгор..т
2) самокле..щийся, (собаки) почу..т (волка)
3) волну..щийся, (они) вывес..т (объявление)
4) бор..щийся, (они) наде..тся
А17. В каком(-их) предложении(-ях) есть и частица НЕ, и частица НИ, которые пишутся отдельно от следующего слова?
А. Инстинкт (н..)мог научить лисёнка всему на свете, и ему (н..)удалось избежать горьких уроков от такого строгого учителя, как житейский опыт.
Б. Однажды рыжий лис учуял запах какого-то лакомства, столь соблазнительного, что мышь (н..)могла идти с ним (н..)в какое сравнение.
В. Инстинкт нашёптывал лисёнку, что источник такого запаха (н..)может (н..)быть восхитительным на вкус.
Г. Инстинкт только (н..)подсказывал ему, что столь дивные вещи (н..)когда (н..)достаются дешево.
1) А и Б 3) Б и В
2) Б 4) В и Г
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Когда выстраивается шеренга солдат, то (в)переди становятся рослые и бравые, а (в)конце всегда бывает самый маленький.
2) Мы собирались отправиться в путь (по)раньше, так что(бы) пересечь Каменную пустошь до жары.
3) (По)настоящему трудно нам стало, когда солнце поднялось (по)выше и в несколько минут накалило воздух, разбудив мириады злобных мошек.
4) Мы успели (во)время спрятаться в тень леса, как раз тогда, когда кровь как(будто) закипала в жилах.
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Мы бежали на Птичий рынок по Вековой улице () и навстречу нам то и дело попадались люди, которые тащили клетки с канарейками, аквариумы, садки с голубями.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.
4) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.
А20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать ее.
1) 1, 2, 3, 4 3) 3,4
2) 2, 3, 5 4) 1, 2, 4, 5
А21. Какие знаки препинания должны быть на месте цифр в данном предложении?
Все элементы природы, живые и неживые (1) почвы, леса, звери, птицы, минералы (2) составляют одно целое, комплекс уравновешивающих друг друга явлений.
1) 1 — запятая, 2 — тире
2) 1 — двоеточие, 2 — запятая
3) 1 — тире, 2 — запятая
4) 1 — двоеточие, 2 — тире
А22. В каком предложении должны быть две запятые?
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался и то приближался то отходил.
А23. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.
Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию, — это ультрарелигиозники. (А. Герцен)
1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.
2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
3) С помощью тире выделяется обособленное приложение.
4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.
А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Звуки, доносившиеся из лесу, лисятам были совершенно неведомы, но то (1) как воспринимала эти звуки мать (2) ясно говорило малышам (3) что в них таится какая-то опасность (4) и что они отвратительны и ненавистны.
1) 1,2,3 3) 1,3
2) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
На территории России 11 часовых поясов (1) и (2) когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января (3) то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря (4) так (5) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
1) 1, 3, 5 3) 2, 3, 5
2) 1, 3, 4 4) 1,2,4
А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом?
1) На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.
2) Страницы, нижние углы которых затерлись от частоты перелистывания, сплошь были покрыты мелкими карандашными строчками.
3) В центре площади стояла каменная колонна, основание которой украшала бронзовая цепь с якорем.
4) Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, работала медсестрой в военном госпитале.
А27. Прочитайте текст.
Эстетическая ценность музыкального произведения заключена не в одной только ведущей линии мелодии: лёгкая вариация основной темы, неожиданная модуляция может сообщить всему произведению новое заострение, придать ему особую прелесть. Однако уловить и ощутить это будет способен лишь тот, кто предварительно прислушается к основной теме.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В музыкальном произведении есть ведущая линии мелодии и вариации основной темы. Уловить это будет способен лишь тот, кто прислушается к основной теме.
2) Эстетическая ценность музыкального произведения заключена не только в основной теме.
3) Вариация основной темы музыкального произведения, неожиданная модуляция может придать особую прелесть всему произведению, но уловить это будет способен лишь тот, кто прислушается.
4) Оценить музыкальное произведение нельзя, не выделив ведущую мелодию, хотя его эстетическая ценность заключена не только в основной теме, но и в её вариациях.