(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.
(7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого...
(10)И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
(11)И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь.
(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!
(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. -
|
(17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
(18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок. (М. Пришвин)
А28. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту?
1) Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
2) Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У. Уитмен).
3) Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Ф. Достоевский)
4) Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья. (Чернышевский)
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в указанных фрагментах?
1) в предложениях 1-6 описание, в предложениях 13-19 повествование
2) в предложениях 1-6 рассуждение, в предложениях 13-19 повествование
3) в предложениях 1-6 повествование, в предложениях 13-19 описание
4) в обоих фрагментах описание
А30. В каком предложении автор использует контекстные антонимы?
1) 3
2) 7
|
3) 8
4) 10
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.
В1. Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 12-15 выпишите прилагательное, употребленное в функции существительного.
В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 14-18 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. В каком из предложений 12-16 наречие служит средством связи с предыдущими предложениями? Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
|
«У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, делясь своими раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. В его речи часто используется ____ (например, в предложениях 6, 8, 9, 10, 11), ____ (например, в предложениях 4, 7, 10, 12,14), естьс ярко выраженной эмоциональной окраской (предложения 12, 16. 19, 20).
..Рассказ о плаще — это, раскрывающ(-ий, -ая, -..) одну из высказанных в первой части мыслей...»
Список терминов:
1) фразеологизм
2)гипербола
3) метафора
4) аллегория
5) эпитеты
6) лексический повтор
7) сравнительный оборот
8) инверсия
9) парцелляция
10) парадокс
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 10
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове неверно определено ударение? (Выделенная буква должна обозначать ударный гласный.)
1) сУдно
2) (речные) пОрты
3) (дело) возбужденО
4) квАртал
А2. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
1) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.
2) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
3) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
4) Мыши — совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) служебные пропуска
2) пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Научившись читать в пятилетнем возрасте,
1) в школе мне было скучно изучать азбуку.
2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.
3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.
4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.
А5. Укажите предложение без грамматических ошибок.
1) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.
2) Рисунки, которые я воображал, глядя из окна на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли моего настроения.
3) Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.
4) Вначале приглушенные отдалением, но всё более становясь слышимыми, в тишину постепенно прокрадывались звуки...