Преображение Господне: иконография праздника




Седьмой Вселенский собор (787 г.), утвердивший догмат иконопочитания, указал на неразлучную связь изображений и евангельского повествования: «Что слово сообщает через слух, то молчаливая живопись показывает через изображение». Таким образом, икона праздника и тексты богослужения, дважды рассказывают об одном событии.

На примере Преображения можно проследить, как постепенно складывалась иконография церковных праздников. Вначале, в период поиска изобразительных форм, композиция Преображения выглядела совсем иначе, чем мы привыкли видеть ее в наших храмах, в ней было много элементов катакомбного символизма и аллегоризма.

Так в алтарной мозаике храма Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне (VI в.) фигура Христа вообще отсутствует, ее замещает огромный Крест в круглой мандорле (сиянии славы), по краям буквы «альфа» и «омега», а в центре едва различимый лик Спасителя. По сторонам от мандорлы полуфигуры пророков Ильи и Моисея, парящие в облаках. Изображения апостолов Петра, Иакова и Иоанна заменяют три овечки, пасущиеся среди редких деревьев.

 

Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна. Италия

 

После окончания эпохи гонений, когда христианская вера утвердилась на всей территории Римской империи, Церковь отказалась от символических изображений. Их вытеснили образы с реальной исторической основой. Трулльский собор 692 г. постановил изображать Господа Иисуса Христа не в виде Доброго пастыря, Агнца или рыбки, а в человеческом облике «дабы через уничижение усмотреть высоту Бога Слова и привод и ться к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти». На этом основании и был сформирован иконографический канон.

Уже следующая по времени сохранившаяся мозаика Преображения в алтаре собора монастыря св. Екатерины на Синае (VI в.) представляет композицию вполне узнаваемую, которая в основных своих элементах сохранилась до настоящего времени. Единственное существенное отличие – отсутствие гор, на которых обычно стоят Христос и пророки.

 

Преображение Господне. VI век. Мозаика апсиды монастыря вмч. Екатерины, Синай

 

А горы эти не могли не появиться в иконографии Преображения в силу их первостепенной важности в истории человечества. Эти горы – Фавор, как гора Преображения, Синай и Нево. Обоим пророкам на горе Синай были богоявления (теофании), а с горы Нево Моисей увидел Землю обетованную – прообраз Царства Небесного.

Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – божественного и человеческого. Преображение состояло не в изменении божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Поэтому праздник Преображения имеет и литургический аспект. В системе храмового убранства этот сюжет нередко располагался или непосредственно над престолом, или над алтарной апсидой.

По словам Иоанна Златоуста, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Таким образом, духовное содержание иконы Преображения имеет еще и эсхатологический характер: Христос находится между пророками, символизирующими начало и конец мира. Моисей был основателем ветхозаветной церкви, а Илья явится в конце времен, как провозвестник Второго пришествия Христа.

 

Преображение Господне. Новгородская икона ХVI века

 

Тот же Иоанн Златоуст полагает, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым». Эту же мысль находим в служебной минее: «от земли убо – апостоли, яко с Небесе же – Фесвитянин Илия, Моисей же – от мертвых». Встреча Моисея и Илии в день Преображения — это прообраз будущей встречи живых и мертвых в день Второго Пришествия Христова.

На некоторых иконах можно увидеть, как Ангелы доставляют на Фавор пророка Илью на облаке, а Моисея поднимают из гроба. Кроме того, это наглядная иллюстрация к словам апостола Павла о том, что Иисусу поклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних». Илья – представитель небесных, апостолы – земных, а Моисей преисподних, точнее подземных (καταχθονιος – подземный).

Неизменным атрибутом сюжета Преображение является светящаяся мандорла – символ божественного, нетварного или, как стали его называть, фаворского света. Иногда внутри мандорлы ясно видна пятиконечная звезда, что у современного человека вызывает немалое смущение, поскольку пентаграмма часто употребляется в масонской и оккультной символике.

 

Преображение Господне. Новгородская икона ХV века

 

Однако надо заметить, что пятиконечная звезда в контексте христианской культуры является указанием на боговоплощение, на человеческую природу Христа. Имя Иисус в греческом и латинском языках состоит из пяти букв, человек имеет «чувств простую пятерицу», на руках по пять пальцев, а если раскинет руки и ноги в стороны, сам становится похожим на пятиконечную звезду. Диавол всегда старается самые ключевые божественные символы наполнить своим прямо противоположным сатанинским содержанием. Однако христианам надо спокойно реагировать на его «немощные дерзости», зная, что врата ада не одолеют Церкви Христовой, и свет всегда победит тьму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: