Г. Литература
Тема урока: Генрик Ибсен. Три этапа его творчества: романтический, реалистический и символический. Пьеса «Нора». Аналитическое построение пьесы. Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини.
Цель
Образовательная
- раскрыть этапы творчества Г. Ибсена, представить аналитическое построение пьесы помочь понять роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини.
Жить — это значит все снова,
С троллями в сердце бой.
Творить — это суд суровый
Суд над самим собой.
Г. Ибсен
Начало пути: прошлое Норвегии в зеркале драмы
Разными дорогами приходят писатели в большую литературу. Одним судьба благоприятствует, помогает развить их дарование: так было с Мопассаном, Ролланом, Франсом. Других обрекает на тяжкий путь сквозь тернии: так случилось с Генриком Ибсеном (Hеnrik Ibsen, 1828— 1906). Жизнь с самого начала проверяла его на прочность, заставляла противостоять бедности, враждебности критики, выковывала веру в свое призвание. Но лично пережитое помогло писателю лучше понять боль других людей.
От Шиена до Осло. Генрик Ибсен родился в небольшом городке Шиене в марте 1828 г. Он вспоминал, что дом его стоял напротив церкви с высокой папертью, неподалеку возвышался позорный столб, находилось здание Городского совета, арестантские камеры, палаты для психических больных, гимназия и городская школа: «Таков был первый взгляд на мир, открывшийся моим глазам. Одни здания; ни клочка зелени; ни намека на приволье сельского пейзажа. Вокруг в горах шумели водопады, па которых без устали, оглушая визгом, работала лесопилка».
Пейзаж северной страны, с ее хмурым небом, заснеженными горами л холодным морем, казалось, предвещал суровую атмосферу ибсеновских пьес.
|
Отец Ибсена был состоятельным коммерсантом, человеком хлебосольным и доброжелательным; он явился, очевидно, прототипом Пера Гюнта, персонажа из одноименной пьесы. Но, когда сыну Генрику было 8 лет, отец разорился, после чего семья попала в полосу лишений. Будущему драматургу с 16 лет пришлось зарабатывать на хлеб. Ибсен стал учеником аптекаря в маленьком городке Гримстаде. Тогда же он увлекся поэзией. Начиная с 1848 г., отмеченного революционными выступлениями в Европе, публикуются ранние стихи Ибсена, романтичные по стилю и радикальные по духу.
Одновременно он пробует силы в драматургии, пишет пьесу «Катилина» (1850), в центре которой известный герой римской истории. В отличие от обычных трактовок Катилины как авантюриста и заговорщика, Ибсен представляет его поборником утраченных Римом идеалов благочестия. Причина падения Катилины — его личная порочность, он повинен в гибели аристократки Сильвии, в соблазнении ее сестры, весталки Фурии. Последняя мстит Каталине за Сильвию. Акцент в пьесе сделан на душевных коллизиях главного героя; противники Катилины — Цицерон и его союзники в сенате — Ибсеном не показаны. Пьеса пронизана духом несколько отвлеченного бунтарства, в ней уже угадывался интерес автора к нравственно-этической проблематике, отличающей его зрелую драматургию.
Из Гримстада Ибсен переезжает в Кристианию (Осло), где сближается с рядом молодых литераторов и продолжает писать пьесы («Норма», «Богатырский курган»). В целом первые литературные опыты Ибсена не производят особого впечатления.
|
Годы в Бергене: драматург и режиссер. В 1851 г. Ибсен переезжает в город Берген — порт на побережье Северного моря и один из культурных центров Норвегии. В Бергене в течение шести лет он работает режиссером местного театра, осваивает обширный разножанровый репертуар, творчество драматургов Европы (В. Шекспира, Э, Скриба) и стран Скандинавии (А. Эленшлегера, Л. Хольберга).
Ибсен выезжает за пределы Норвегии, посещает Копенгаген, Дрезден, чтобы быть в курсе достижений европейского театра. Работа с актерами, режиссура стали для кего неоценимой школой постижения тайн драматургии.
Вспомним, как важна была работа актером для Шекспира и Мольера, связь с Веймарским театром — для Гете и Шиллера, с Малым театром — для Островского, с Художественным — для Чехова и Горького. В театральную среду были погружены Ю. О'Нил, Б. Шоу, Б. Брехт, Т. Уильяме и многие другие.
Эстетика раннего Ибсена. В это время уже начали выкристаллизовываться положения эстетики Ибсена, которые воплотились в его творчестве примерно до начала 1860-х годов. Прежде всего он ратует за возрождение в Норвегии национально-самобытного искусства и драмы, отмеченной исторической правдой, психологическим реализмом, постановкой серьезных социальных проблем. Такая драма призвана выражать глубинные жизненные тенденции, прибегая порой к языку символов. Критическая оценка изображаемого должна сочетаться с художественным выявлением идеала автора. Задача драматурга показывать не противоборство неких отвлеченных концепций, но коллизии характеров или социальных групп, носителей этих идей. В столкновении эти идеи либо торжествуют, либо обнаруживают свою несостоятельность. В это время Ибсену, драматургу и поэту, был особенно близок свободолюбивый пафос романтиков Байрона и Гейне.
|
Путь Ибсена-драматурга продолжался почти полвека. За это время его художественная манера, круг проблем, его заботивших, претерпевали эволюцию, менялись. В связи с этим в творчестве Ибсена можно выделить несколько этапов.
Историко-романтические драмы. В первый период, охватывающий примерно полтора десятилетия — от конца 1840-х до середины 1860-х (до создания всемирно известной драмы «Бранд» и отьезда в Европу), Ибсен увлечен проблемами «национальной романтики». Объект изображения для него — средневековая история, прошлое Норвегии и, шире, Скандинавии: Ибсен обращается к фольклору, изучает легенды и саги древних скандинавов. Эти источники стали основой его драматургических произведений раннего периода.
Ибсену было свойственно не просто любование стариной, воспроизведение исторического колорита, что отличало многих романтиков, в героическом прошлом его пленяли сильные, неординарные характеры, которые были своеобразным укором нравам современности. Обращаясь к национальной проблематике, Ибсен желал помочь норвежскому театру избавиться от засилья салонно-развлекательной драматургии, приходящей из Европы.
С одной стороны, он декларирует патриотизм, любовь к родной земле. В прологе к драме «Иванова ночь» Ибсен писал:
Родина! Твои звучный глас
В нас не смолкнет до могилы!
Сад поэзии для нас
Ты. как солнцем, озарила.
(Пер. В. Адмони и Т. Сильман)
С другой стороны, драматург предупреждает об опасности национальной узости. В 1858 г. в статье «Еще к национальному вопросу» он писал: «Действовать за национальное развитие означает по духу и по существу служить великой европейской литературе».
В ранний период творчества Ибсен пишет пьесы «Иванова ночь» (1853), «Пир в Сульхауге» (1856), «Фру Ингер из Эстрота» (1855), «Воители в Хельгеланде» (1857) и «Борьба за престол» (1863)