Основные сборники Лорки («Цыганское романсеро», «Поэт в Нью-Йорке»).




Стихотворные сборники:

· Книга стихов, 1921

· Стихи о канте хондо, 1921

· Первые песни, 1921—1922,

· Песни, 1921—1924

· Ода Сальвадору Дали, 1926

· Цыганское романсеро, изд. 1928

· Поэт в Нью-Йорке, 1929—1930

· Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935

· Шесть стихотворений по-галисийски, изд. 1935

· Диван Тамарита, 1936, изд. 1938

· Сонеты о тёмной любви, 1936, изд. 1984

В 1918 г. у Лорки выходит сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи», принесший ему известность. Написал, потому что путешествовал по северу Испании с профессором универа, в котором учился. В 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самый большой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различных жанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др.

Собственный голос поэта зазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях» (1921 – 1924гг.). В этих сборниках углубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственной мифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, залог бесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека от фольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивы лирики в «Стихах о Канте хондо».

В 1928 Гарсиа Лорка написал «Цыганское романсеро» (кстати, варианты перевода названия сборника могут быть разными). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью». В этом сборнике автору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанский жанр. Наиболее часто встречающиеся в стихах Лорки понятия и образы – смерть, любовь, свобода, тоска, ночь, кинжал.

Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения – книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», 1931, которая явилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы для Лорки здесь доходят до кульминации: до смерти. Совершенно сюрреалистическая образность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственный красный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этим циклом Лорка предсказал трагедию своей страны. Поэт далёк от идеализации заокеанской цивилизации: он отмечает «нечеловеческую архитектуру и бешеный ритм жизни, геометрию и ощущение неустроенности»: «Несмотря на яростный темп жизни, радости в нём, однако, не сыщешь, – пишет Лорка. – И человек, и машина – только рабы времени… Стихами я заслонялся от вспышек громадных огненных реклам Таймс-сквера, от их изматывающего ритма». Впечатляющ образ Нью-Йорка – «этого бьющегося в агонии города» с его небоскрёбами, конторами, банками Уолл-стрит. Американская действительность воспринята Лоркой как фантасмагория. Жизненно конкретные и фантастические образы сосуществуют в его стихах о Нью-Йорке.

Неизменный образ из всех книжек – гитара. С гитарой в руках лирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, с гитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа. В стихах Лорки всегда звучит нота любви к родной Испании. Любовь у Лорки связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, исторических событий.

4. Карл Сэндберг: творческий путь.

(Маяковский у него немного подсасывал стиль, можно с ним сравнить). Карл А́вгуст Сэ́ндберг (6 января 1878 года, Гейлсберг, Иллинойс, США – 22 июля 1967 года, Флэт-Рок, Северная Каролина, США) –американский поэт, историк, романист, фольклорист, лауреат Пулитцеровской премии (1919, 1940, 1951). Сын шведских эмигрантов. В молодости работал в цирюльне, развозил молоко, строил дома и жал пшеницу в Канзасе, путешествовал. Во время Испано-американской войны ушёл добровольцем в армию, но никогда не побывал в бою. Посещал Вест-Пойнт на протяжении двух недель, пока не провалил экзамены по математике и грамматике.

Переехал в Милуоки, штат Иллинойс. В 1910—1912 годах активист Социал-демократической партии (как называлась Социалистическая партия Америки в штате), секретарь мэра Милуоки от социалистов Эмиля Зайделя. В 1913 году обосновался в Чикаго и стал известен как главный поэт этого города.

Его писательская карьера началась с работы журналиста в газете 'Chicago Daily News'. Позже он писал стихи, рассказы, биографии, романы, книги для детей и обзоры кинофильмов. Сэндберг также собирал и редактировал книги с балладами и фольклором.

В Элмхерсте Сэндберг написал три детских книги: 'Страна Рутамята' в 1922, за ними в 1923 'Голуби Рутамята' и 'Картофельное лицо' в 1930. В 1926-м Сэндберг также написал биографию Авраама Линкольна, первые два тома которой называются 'Авраам Линкольн: Годы прерий'. За продолжение биографии, четырехтомник под названием 'Авраам Линкольн: Годы войны', в 1940 году писатель получил Пулитцеровскую премию. А в 1927-м он выпустил фольклорный сборник 'Мешок американских песен' и создал поэтический сборник 'Доброе утро, Америка' в 1928-м.

Вторую Пулитцеровскую премию в 1951 году ему принесло полное собрание его стихотворений – 'Complete Poems' (1950). Большая часть его поэзии посвящается Чикаго. Целые поколения американских детей помнят Сэндберга как автора 'Rootabaga Stories' и 'Rootabaga Pigeons', серию причудливых, порой грустных историй, которые он первоначально придумывал для своих дочерей. Они родились из желания писателя создать 'американскую сказку для американских детей', потому что Сэндберг чувствовал, что волшебные европейские истории с королями и рыцарями не вполне соответствуют интересам маленьких американцев.

Его творчество истоками своими восходит к фольклору, особенно в его сказочной книге для детей про удивительную «Страну Рутабага». Эта книга не издана на русском языке, потому что вся эмоциональная сила и выразительность этой сказки - в игре словом, в виртуозных словоизменениях, словоизобретении и словоупотреблении, что почти непередаваемо на русском. «Страна Рутабага» - кладезь неистощимой выдумки и фантазии. В нее входят самые разные истории, объединенные главным образом местом действия.

5. Основные сборники. Особенности стиля.

Начинающему поэту удалось издать два поэтических сборника: «Безжалостный экстаз» 1904, и «Плач розы» 1905. Позже писатель от них отказался.

Первым поэтическим сборником считается «Чикаго». Он вышел в 1916 году, затем последовали «Сборщики кукурузы» (1918), «Дым и сталь» (1920), «Камни палимого солнцем Запада» (1922).

В печати выступил как продолжатель традиций Уитмена, воспевавший современный город и промышленную революцию. Автор жизнеописания своего тестя Эдварда Стайхена (1929) и популярной биографии Авраама Линкольна (1939), насыщенной аналитическим материалом, множеством фактов из жизни шестнадцатого президента Америки.

Сборник «Чикаго» вызвал оживленные споры среди критиков. Некоторые из них утверждали, что Сэндберг – новоявленный Уитмен; ряд критиков связывали его творчество с имажистами (имажинизм – модернистское направление). Имело место и неприятие творчества К. Сэндберга: утверждалось, что даже ребенок может написать стихи получше. Безусловно, верлибр К. Сэндберга во многом исходит от верлибра У. Уитмена. Сам К. Сэндберг с добродушной улыбкой говорил своим друзьям о том, что форма стиха загоняет поэта в тупик (он писал белые стихи в этом сборнике). «Если стихотворение вписывается в рифму – хорошо, а если не вписывается – тоже хорошо». К верлибру К. Сэндберг относился очень серьезно, считая, что только свободный стих дает поэту возможность ярче выразить свою творческую индивидуальность.

Сборник стихов «Cornhuskers». В 1918 г. выходит сборник стихов Карла Сэндберга «Сборщики кукурузы». Здесь, в отличие от урбанистических мотивов «Чикаго», превалирует сельская тематика. Поэт, сын родной земли, славит красоту ее природы во все времена года, и особенно в конце лета и осенью, когда люди вознаграждаются за свой труд щедрым урожаем.

Конец 10-х – начало 20-х годов – плодотворный период в творчестве К. Сэндберга. Первая мировая война, «десять дней, которые потрясли мир» в России – все это усилило социальную тематику его стихов. В 1914–1915 гг. создается цикл «Военные стихи».

Любимый приём Сэндберга – одушевление обычных предметов, которые говорят у него от первого лица. Трава обращается к людям, чтобы те перестали убивать друг друга и дали ей возможность «потрудиться» («Трава», 1918). В середине 20-х годов в творчестве К. Сэндберга обнаруживаются пессимистические мотивы. Об этом свидетельствует ряд стихотворений сборника «Доброе утро, Америка». В нём звучат мотивы протеста против социальной несправедливости; любви к родной земле и природе; восхищения человеком труда – рабочим, «творцом быстроты».

Кульминацией творчества К. Сэндберга являлся сборник «Народ – да», в котором поэт достигает своего идейного, нравственного, эстетического и художественного апогея. Книга насчитывает сто семь пронумерованных стихотворений, связанных между собой общей идеей. Об особенностях сборника автор сам говорит в заглавном стихотворении. В сборник «Народ – да» сильны фольклорные мотивы. Из глубин народной мудрости он черпал свои образы и легенды, из неисчерпаемых родников живой речи пополнял свой богатый лексический запас.

Книга стихов под названием «Мед и соль» 1953 г., вышедшая в свет после длительного перерыва, явилась новой вехой в творческой биографии автора. Поэт делится с людьми своей любовью и жизненным опытом. Последние две книги – «Широта Сэндберга» (1953) и «Стихи урожайной поры» (1910–1960, 1960) – это своеобразные философские размышления о жизни. Карл Сэндберг выступил новатором в области языка, поэтики, эстетики. Его словарь прост, и редко его можно назвать «поэтическим» или «абстрактным», гибкость его языка легко адаптируется к теме. Он использует интонации разговорной речи, когда это нужно. Можно встретить в его поэзии и сленг, и сильную народную метафору. Использует он синтаксические параллели и повторы.

6. Роберт Фрост: основные факты биографии.

Роберт Ли Фрост (26 марта 1874, Сан-Франциско –29 января 1963, Бостон) –один из крупнейших поэтов в истории США, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). Родился в семье журналиста и шотландской иммигрантки. Своё имя получил в честь, главнокомандующего армией Конфедерации во время Гражданской войны.

Фрост окончил среднюю школу Лоуренса в 1892 году. Вырос в городе, хотя и известен своей связью с сельской жизнью. Своё первое стихотворение он опубликовал в журнале своей средней школы. В 1897-99 гг. посещал Гарвардский университет.

В 1900 году умерла от рака мать Фроста. В 1920 году ему пришлось отправить свою младшую сестру Джини в психиатрическую больницу, где она умерла спустя девять лет. КОРОЧЕ, братья-сёстры поумирали, мать и отец умерли, шестеро детей тоже позаканчивали жизни самостоятельно или с помощью болезней. Пережила его, вроде как, только дочка. У него и жены и матери были приступы депрессии и поэтому у него достаточно мрачно всё в поэззии.

Позже Фрост преподавал в нескольких колледжах(в Мичиганском университете, в Гарварде, в Дартмусе), но постоянно поддерживал связи с Амфестом. Тогда же Фрост начал выступать с публичными чтениями своих стихов. Такие чтения, особенно в колледжах и университетах, Фрост проводил на протяжении всей жизни, они зачастую переходили в беседы о поэзии и о разных аспектах жизни и были очень популярны у публики. Фрост получил свою первую (из четырех) Пулицеровскую премию в 1924 г. за свою четвертую опубликованную книгу "New Hampshire". В 30-м году он получил вторую Пулицеровскую премию за собрание стихов "Collected Poems". В последующие несколько лет - многие награды и премии, включая титул почетного профессора поэзии в Гарварде. Сборник "A Further Range" принес ему третью Пулитцеровкую премию в 1937 г.

В 30-е годы, когда Фрост публикует книги, становится наиболее известен и получает награды, он переживает одну за другой несколько семейных трагедий. В 34-м году его младшая и любимая дочь Марджори умерла сразу после родов своего первенца, в 38-м его жена Елинор умерла от сердечного приступа; в 40-м сын Карол совершил самоубийство. Другая дочь Фроста, Ирма, всю жизнь страдавшая, как и сестра Фроста, от душевной болезни, была госпитализирована. Фрост тяжело переживает. Он бросает преподавание и удаляется на ферму.

Последние 14 лет жизни Фроста - он почитаем, как самый значительный Американский поэт 20-го века, получивший 44 почетных звания, выступавший в Сенате, назначенный Почетным консультантом Библиотеки Конгресса, и получивший приглашение Президента Джона Кеннеди на президентскую инагурацию.

Остаток своей жизни национальный поэт США провел, проживая в кампусах различных университетов Новой Англии, зачастую в качестве приглашенного лектора.

В 1962 году Фрост посетил СССР, где состоялась его встреча с Анной Ахматовой, она прочла ему свое новое стихотворение «Последняя роза» с эпиграфом из И. Бродского. Также там встретился с Твардовским и Хрущевым.

Фрост неоднократно выступал на инаугурациях президентов США. Он вернулся в Англию еще раз в 1957 году, встречался с У.Х.Оденом, Е.М.Фостером, С.Спендером, С.-Д. Льюисом и Грэмом Грином и получил почетные награды университетов Оксфорда и Кембриджа. Он посетил Бразилию(1954), Англию(1957), Грецию(1961) и Израиль(1961), где читал лекции в Университете.

 

7. Особенности поэтической манеры, размер, тематика стихотворении. Основные сборники.

В 1913 г. увидела мир книга «Воля мальчика», название которой указывало на связь с национальной поэтической традицией, поскольку она заимствована из стиха Г. Лонгфелло «Моя утраченная юность». Сборник Фрост разделил на три раздела, которые символизируют три этапа становления личности. В книгу вошли стихи, написанные с 1862 до 1912 г. Дистанция между юным автором отдельных стихов и зрелым автором всей книги обозначена ироническими подзаголовками, в которых Ф. обращается к каждому из них в частности.

К осени 1914 г. положительные критические статьи установили в Англии репутацию Фроста, как ведущего поэта Америки. Он вернулся в 1915 как известный поэт. В Нью-Йорке издатель Генри Холт опубликовал американское издание "К северу от Бостона". Мелодичная напевность стиха в этом сборнике сменилась интонацией разговорной речи. Как основную поэтическую форму Фрост использовал драматические диалоги-рассказы. Героями его стихов были ново-английские фермеры, обычные люди, в которых, по выражению самого Фроста, «никто другой не заметил бы героев». В 1915 г. Фрост составил третью книгу стихов, "Между горами", включившую такие вещи, как 'The Road Not Taken,' `An Old Man's Winter Night,' 'The Oven Bird,' `Birches,' `Putting in the Seed,' and 'Out, Out`. Его стихи, оставаясь привязанными к житейским делам, имели особенную, фростовскую интонацию, замеченную критиками.

Фрост считал, что в любых, самых трагических стихах, должна подспудно ощущаться ирония. В книге стихов, опубликованной в 42-м г. - "A Witness Tree", - трагический тон слышен во многих стихотворениях, и некоторые из стихов этой книги критики относят к сильнейшим в лирике Фроста.

Внешней канвой стихов Фроста на протяжении всего его творческого пути оставались сельские реалии Новой Англии. Поэт рисует жителей сельской местности за повседневными занятиями, которые в его трактовке приобретают глубокую философскую подоплеку («Mowing»). Его излюбленный лирический герой –фермер из Нью-Хэмпшира. Все эти черты в полной мере проявились во втором сборнике «North of Boston» (1914),

В 1923 г. его четвертая книга «New Hampshire» (Нью-Гемпшир) была удостоена Пулитцеровской премии. В нее входят пространные сюжетные стихотворения Жены Пола, Ведьмы из Кооса и более лапидарная и изящная медитативная лирика. Направленность на философичность и утончённый психологизм отличают. В стихах тех лет косвенно отразилось изучение Фростом древнегреческих трагиков, особенно Еврипида.

Умение Фроста согласовывать динамику разговорной речи жителей Новой Англии с метрическими требованиями свободного стиха виртуозно проявилось в заглавном стихотворении книги Западная река (West-Running Brook, 1928). Фрост искусно владел и рифмованным стихом, проявляя здесь поэтический лаконизм, как нельзя лучше отвечавший натуре сдержанного, немногословного человека, стоически переносившего тяготы жизни.

В зрелые годы Фрост часто обращается к форме сонета, на первый план выступают мотивы безысходного одиночества и отчужденности. Стихи позднего Фроста насыщены метафизическим подтекстом и прямыми библейскими аллюзиями. Последний сборник стихов поэта «На вырубке» появился в 1962 г.

Особенностью поэтической манеры Фроста является то, что эпизоды повседневной человеческой деятельности неизменно получают у него многослойное философско-метафизическое осмысление. Фрост вводит в оборот стихотворные диалоги, наполненные разговорными интонациями и тонким психологизмом. Основная часть стихотворного наследия поэта обыгрывает тему отношений человека с вечной природой, которая предстает у Фроста принципиально непостижимой и чуждой человеку, а нередко таит в себе имманентную угрозу. Результаты человеческой деятельности теряются в беспредельности и бессмысленности окружающего мира.

Первое собрание стихотворений Фроста (Collected Poems, 1930) в полном объеме представило его поэтическую деятельность и было удостоено в 1931 Пулитцеровской премии. Два новых сборника, Неоглядная даль (1936) и Дерево – свидетель (1942), принесли ему еще две Пулитцеровские премии. За этими книгами последовали пьесы, написанные белым стихом. По мнению критики, в Маске разума (1945), обратившись к истории библейского Иова, Фрост не реализовал всех своих возможностей. Более удачной была признана вторая пьеса Маска сострадания (1947), в которой современная интерпретация библейских персонажей углубила и расширила стоицизм Фроста, превратив его в продуманную и зрелую философскую позицию.

Его поэтика основывается на одном из древнейших размеров англоязычной поэзии – белом пятистопном ямбе. Приспособив к обычному для читателей размеру, Фрост будто расколол его изнутри, реализовав до сих пор еще не выявленные возможности традиционного метра. Поэт стремился к такому естественному звучанию стиха, который немало читатели его произведений воспринимают как просторечные, несмотря на то, что в них используется преимущественно книжная лексика. Метод Фроста – писать, «не переставая слушать голос».

В стилистическом плане Фрост стремился к лапидарности, сжатости и логичности –качеств, которые сам поэт определял понятием «горацианская ясность». Мысль в его стихах возникает из конфликта двух антагонистических мотивов.

8. Социалистический реализм, сюрреализм в мировоззрении Л. Арагона.

Луи́ Араго́н (3 октября 1897, Париж, Франция –24 декабря 1982, там же) –французский поэт и прозаик, Деятель Французской коммунистической партии, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957). С 1915 года учился на медицинском факультете в Париже. Участвовал в Первой мировой войне санитаром. В 1919—1924 годах входил в парижскую группу дадаистов (авангардисты); в 1924 году вместе с Андре Бретоном и Филиппом Супо основал движение сюрреалистов.

27 февраля 1928 года женился на младшей сестре Лили Брик. Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления.

Популяризовал во Франции советскую литературу; редактировал газету Les Lettres françaises (1953—1972). В последующие годы резко выступал против авторитаризма коммунистического режима в СССР.

К концу 20-х годов в мировоззрении Арагона произошел перелом, вызванный разочарованием в бесплодном эстетическом бунтарстве и обращением к подлинной марксистской революционности.

В содержании творчества Арагона начала 30-х годов произошли коренные изменения, хотя внешняя форма его стихотворных произведений хранила тенденцию к сюрреалистской ломке классических канонов. Арагон не только обратился к реалистическому отображению действительности, но и показал ее в революционном историческом развитии, что особенно характерно для поэмы «Ура, Урал!» (1934).

Поэт воспел великие революционные преобразования, совершаемые советским народом, строительство социализма в СССР. Стихи сборника «Ура, Урал!» острополемичны: Арагон насыщал поэзию «непоэтичным», с точки зрения буржуазного искусства, содержанием, убеждая, что это и есть материал и источник подлинной поэзии.

(О романе «Коммунисты») Коммунисты –это те, кто впереди, кто ведет вперед, кто честен, кто любит страну, кто способен по-настоящему ненавидеть буржуазию, торгующую Францией. Именно так ставит теперь Арагон проблему «перехода» на новые позиции, к которой и в «Коммунистах» постоянно обращается. Люди из разных слоев общества, проникаясь патриотическими и гуманными идеями, идут вперед и тем самым идут к компартии, становятся ее союзниками, а порой и членами (история адвоката Ватрена, полковника Авуана и др.).

В 1920 году молодой поэт примкнул к дадаизму, в этом же году были изданы стихи Луи Арагона, собранные в сборник «Фейерверк». Позже Арагон перешёл к сюрреализму, далее творческая биография Луи Арагона развивалась в направлении реализма.

Дадаисты боролись против реализма, который казался мнимым бунтарям слишком спокойным, традиционным, не соответствующим их взбудораженному сознанию. Дадаисты утверждали примат бессознательного, интуитивизма, примитивно инфантильное отношение к действительности.

На смену дадаистам пришли сюрреалисты. Отрицая роль разума в искусстве, проповедуя крайний субъективизм, отрешение от реального мира в художественном творчестве и считая источником вдохновения сферу «подсознательного» («чистый психический автоматизм»), Арагон отказывается от индивидуального анархического бунта. Его стремление к разоблачению буржуазной культуры связано с поисками путей к реальному миру, к большому реалистическому искусству. Уже в середине 20-х годов Арагон гневно выступает против «властителей дум» французской интеллигенции. Он осуждает и сюрреализм, увидев его псевдореволюционность.

Арагон в годы сюрреалистских увлечений отвергал традиции прошлого, после войны же вспоминает подвиги героев, воспетые в старинных легендах и песнях. Особенно часто называет он имена Роланда и Жанны д'Арк, которые издавна стали для французов символом национальной доблести и чести.

9. Основные сборники: тематика, особенности стиля Л. Арагона

· 1920 –сборник стихов «Фейерверк»

· 1928 –«Трактат о стиле»

· 1932 –сборник стихов «Ура, Урал!»

· 1941 –сборник стихов «Нож в сердце»

· 1942 –сборник стихов «Глаза Эльзы»

· 1943 –сборник стихов «Паноптикум»

В «Трактате о стиле» самыми характерными чертами своей художественной манеры – в соответствии с принципами сюрреализма –Арагон признавал отсутствие какой бы то ни было композиционной стройности, несвязность частей произведений, отсутствие правил, в том числе и грамматических.

Ранние произведения Арагона представляют цепь разрозненных картин, несвязных сценок, рассуждений автора на самые различные темы, просто отдельных фраз и инородных текстов (объявления из газет, реклама и пр.). В ранних стихах Арагона также нашло выражение восприятие «надреального» мира. Мечты и видения поэта-сюрреалиста выливаются в произвольные ассоциации.

Писатель стремился к созданию эпической картины реальной жизни; к постановке важных политических проблем. Он отмечал, что пытался отразить «глухой треск в старом здании» и свою мечту о будущем. Писал по принципу реалистической типизации.

В 1941 г. в Париже был опубликован сборник стихотворений «Рана в сердце», в 1942 г. в Швейцарии вышел второй сборник– «Глаза Эльзы». В этих стихах звучал голос поэта-патриота, который говорил о тяжких испытаниях родины, поэтическое разрешение этой темы объединило в искусстве Арагона поэта-гражданина и лирического поэта, певца интимной жизни. В этих сборниках, отразивших трагический момент истории Франции, обострено настроение смятения и отчаяния. Поэт говорит о любви к женщине как единственно светлом луче на мрачном фоне. Поэтическим образам недостает порой естественности, они подчас слишком зашифрованы и книжны.

 

Оба сборника сопровождались статьями Арагона относительно характера и задач поэзии. В этих статьях было заявлено и теоретически подкреплено то обращение к национальным традициям, которое станет с этого времени' для Арагона обязательным условием реализма и новаторства в поэзии. В статье «Рифма в 1940 году», помещенной в сборнике «Рана в сердце», Арагон выступил в защиту рифмы, против распада стиха, против широко распространившегося мнения, что исчезновение рифмы необходимо и закономерно.

В 1943 г. в подпольном издательстве вышла поэма «Паноптикум». Автор сатирически заостряет черты коллаборационистов, Петэна и Лаваля, Гитлера и Муссолини, сооружая своеобразный паноптикум –музей уродливых фигур. Арагон подчеркивает их призрачность: это мертвецы, чуждые и враждебные всему живому. Примечательной чертой поэмы «Паноптикум» является ее наступательный тон, отсутствие пассивности, пессимизма. Образ вооруженного, сражающегося народа, образ его лучших сынов и дочерей, патриотов, возникающий в заключении поэмы, –это облик тех общественных сил, с которыми сомкнулся сам поэт, изживая свою скорбь.

Сборник «Французская заря» (1945) –вершина патриотической поэзии Арагона. Здесь речь идет о заре нации, о светлом будущем, возникающем перед народом, перед родиной. Лирический герой стихотворений –активный участник борьбы, трибун. Сборник –от предисловия до заключительного стихотворения «Поэт обращается к партии» –запечатлевает путь этого человека. Он благодарит коммунистическую партию, которая разбудила в нем чувства патриота и тем самым вернула ему зрение и слух –сделала его новым человеком. В сборнике «Французская заря» привлекает богатство поэтических форм, реалистический характер. Здесь есть стихотворения с ломаной линией стиха. Наряду со стихотворениями, свободными по размеру, с самыми различными системами рифмовки, здесь немало примеров точных, четких ритмических структур. Торжественный александрийский стих –традиционный стих французской поэзии –соседствует, например, с легкой, воздушной строчкой песенки.

В 1948 г. вышел сборник «ВноВь рана в сердце», в 1954 г. –«Мои караваны и другие стихотворения», затем были созданы поэмы «Глаза и память» (1955), «Неоконченный роман» (1956) и «Эльза» (1959).

Центральным произведением первого сборника является цикл «Родина в опасности». Состоит цикл из пяти стихотворений. Первое написано короткими строфами из чеканных фраз, напоминающих речь трибуна. Беспокойство звучит в этих стихах. Это же чувство возбуждает второе стихотворение цикла –«Война». Через девять его строф проходит слово «война». Вокруг этого слова Арагон организует систему рифм, так что оно звучит настойчиво, тревожно, все время возвращая читателя к мысли об угрозе новой империалистической войны.

Творческая зрелость Арагона ознаменовалась не только появлением и утверждением в его прозе и поэзии больших гражданских тем, но и созданием реалистической поэзии любви. Бесспорной заслугой Арагона как писателя-коммуниста является то, что он традиции декадентского искусства, опошляющей любовь, противопоставил высокое понимание любви, высокое представление о женщине.

Выдающееся достижение Арагона –это создание эпоса, органически соединяющего повествование о судьбе нации, об исторических событиях с рассказом о частной жизни людей. Арагон выводит героя на простор больших общественных дел, видит в нем творца истории, возвращает человеку его полноценность и силу. Герои Арагона любят, страдают, они могут в чем-то сомневаться, чего-то не понимать, но они уже познали силу человека и его возможности, их не сломить: они коммунисты.

Арагон сознательно, целеустремленно работает теперь над поэзией национальной. Он углубляет, конкретизирует выдвинутые им ранее общие положения о французской форме социалистического реализма. Арагон призвал отбросить «предрассудки мирного времени, колпак чистой поэзии, словесный убор сюрреализма»; «когда возрождается национальная поэзия… вновь обретают блеск… наши старые эпопеи». Исследование французских национальных традиций, от «Песни о Роланде» до Аполлинера, убеждает Арагона в их богатстве и жизненности. В противоположность сюрреалистическому нигилизму Арагон теперь утверждает необходимость национальной, связанной с традицией поэтической формы, доказывает «национальный характер рифмы», пишет статью о «рифме в 1940 году».

10. П. Элюар: основные вехи биографии.

Поль Элюа́р (Эже́н Эми́ль Поль Гренде́ль 14 декабря 1895, Сен-Дени –18 ноября 1952, Париж) –французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников.

В 1912 уехал лечиться в Швейцарию от туберкулёза. Там познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл Гала, и начал писать стихи. Участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, на фронте он написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар (1 декабря 1913 года в Париже вышел его поэтический сборник «Первые стихотворения »). А после призыва он выпустил поэтический сборник «Долг», который вышел в августе 1916 года.

В 1918 его «открыл» Жан Полан, он же познакомил его с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. «Абсолютные дадаисты» стали выпускать в Париже свой альманах «Да да» и журналы «Литератюр», «Проверб», «Kaннибаль» и другие. Они выступали за «абсолютное», лишенное социальной функции, искусство. В 1920 году вышли манифесты дадаизма, одним из активнейших авторов которых стал Элюар. В 1923 порвал с дадаизмом, поссорившись с Тристаном Тцара.

В 1925 вышел словарь «152 пословицы на потребу дня», составленный П.Элюаром и Б.Пере, в том же году – философская проза Непорочное зачатие, написанная А.Бретоном вместе с П.Элюаром, в 1938 – составленный ими же Краткий словарь сюрреализма.

В 1926 вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, в 1933 был исключён за антисоветские высказывания, но в 1942 году был вновь принят. В 1926 году, за день до выхода из печати поэтического сборника « Умирать оттого, что не умираешь», упомянутого в одном письме Элюара как его последняя книга, он, неожиданно для всех, отправился в путешествие, оставив прощальную записку только отцу. Гала и его друзья думали, что он мёртв. Путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Удалившись от родного дома, он стал слать письма своей жене, и Гала смогла присоединиться к мужу, найдя его уже в Азии, откуда они вместе вернулись во Францию.

В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара».

В 1929 году он повстречал Марию Бенц (Нюш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 году Гала окончательно ушла от Элюара к Сальвадору Дали, оформив развод в 1932 году, и в 1934 Элюар женился на Нюш.

Во время гражданской войны в Испании Поль выступал против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо; именно картина художника «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники».

В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией. В 1942 году, уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию.

После войны поэта постиг новый удар, смерть любимой жены Нюш. Поль Элюар путешествовал по всему миру, участвуя в различных конгрессах, посвящённых миру и как представитель движения сюрреалистов. В 1950 году, в Варшаве, он присутствовал на разработке Всемирного Совета Мира. В том же году он познакомился с Доминик Лемор, они сочетались браком в 1951. Поль написал сборник стихов «Феникс», посвящённых их отношениям и вновь обретённой радости жизни.

Творчество Элюара с самых первых его выступлений в печати в 1918 году, когда появились «Поэмы мира», в которых он писал о возвращении солдат с фронта, до пятидесятых годов (книга «Феникс») всегда тесно переплеталось с жизнью Франции.

11. Творчество П. Элюара как синтез любовной, философской и политической лирики.

Он не признаёт рифмы и классической метрической системы французской поэзии. Он пишет верлибром –свободным стихом. Строфа делается похожей на прозаический абзац. Предметом поэзии становятся бытовые, обыденные вещи, а материалом –обыденные слова, которые поэт как бы открывает заново. Мир един: природа и человек –его составные части. На войне жизнь сурова и страшна, и люди привыкают к ней быстрее, чем природа: «холод ночи» вздрагивает от хохота освоившихся на войне солдат.

Окончание войны Элюар встретил поэтическим приветствием. В «Стихах для мирного времени» (1918 г.) описывается возвращение солдата с войны домой, к семье, к жене и детям. Всему, что было, своим боевым товарищам солдат предпочитает тепло домашнего очага.

В первом сборнике «Долг и тревога» (1917 г.) его стихи о солдате, фронтовых буднях и о жизни, которая ждёт дома:

В произведениях 20-х гг. (сборники «Животные и их люди, люди и их животные», 1920 г.; «Потребности жизни и последствия снов, предваряемые Примерами», 1921 г.) Элюар смотрит на мир незамутнённым взглядом человека, который как будто впервые его увидел и узнал. Наивность сочетается с мудростью, мир открывается с разных сторон и представляется космически огромным:

Для Элюара важны и звуковая оболочка слов, и их смысл, и графический облик стихотворения.

Поэт не подражает природе, не описывает явления или события. Как на картинах его собратьев по цеху, сюрреалистов (в частности, С. Дали), в стихах Элюара возникают образы, послушные воображению художника, который видит сны наяву. Разные явления сливаются в одно, при этом часто опускаются знаки препинания, как, например, в заглавии сборника «Любовь поэзия» (1929 г.); цвета проникают один в другой или сливаются со звуками и запахами. Так возникают загадочные образы: «Земля вся синяя как апельсин», «камешки шума», «выпитая ночь». Они могут казаться нелепыми, случайными, но в мире, придуманном Элюаром, они –частицы, из которых создаётся общее ощущение счастья, а счастье –главная черта этого мира.

Название сборника «Любовь поэзия», вероятно, можно считать ключом ко всему творчеству Элюара. Мир в его понимании существует для того, чтобы поэт мог разговаривать со своей возлюбленной:

Новый поворот в творчество Элюара внесла вторая мировая война. В творчестве Элюара появляется гражданская лирика, ранее ему чуждая, но и эти стихи пронизывает прежде всего любовь:

Все произведения, которые написаны в последние годы творчества поэта, наполнены не просто тоской – они состоят из скорби, слез отчаяния. Эти годы стали самыми тяжелыми в жизни поэта Элюара.

П.Элюар был признан «самым подлинным сюрреалистом», которому не надо было опускаться в глубины подсознания, чтобы искать там образы, они сами вырывались оттуда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: