Соц.диагностика:сущность,место и роль в соц.работе.




Термин «диагностика» (от греч. Diagnostikos - способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальный прогнозы и проекты, изучается об-ое мнение и морально-психологический климат в об-ве. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как соц. р-ты, так и всех сфер соц. жизни. В Российском энциклопедическом словаре соц. р-ты понятие «социальная диагностика» опред. как комплексный процесс исследования соц. явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следсвенных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

В американской энциклоп. соц. раб. понятие «социальный диагноз» идентифицируется с понятием «оценка» и по определению М. Сипорина - «оценка» это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимые, как нормальное основа для дифференцированной помощи. Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а так же анализ инф-ции для разраб. плана помощи.

Соц. диагноз как научное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или соц. явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающим не т-ко выявление причинно-следственнных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, кот не склонен к стандартизации. Тем не менее общая схема методики осущ-я диагностики сложилась и ее м. расс-ть в качестве исходной базовой модели. Она включ. в себя ряд этапов: - предварительное ознакомление с объектом, кот. предполаг. получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; -проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; - проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; - построение выводов, на основе кот. делается заключение. Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, специальный диагноз. Социальная диагностика основывается на ряде принципов: (не обязательно)

1. Объективность - заключ. в непредвзятом рассмотрении соц. объекта, исключающим любые искажения действительности в чьих то интересах, ибо т-ко беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную, научную и практическую значимость.

2. Причинность - обусловлена универсальной связью и взаимод-м всех явлений и пр-сов в реальном мире, что позволяет в пр-се исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возник-я и функц-я.

3. Комплексный подход в изучении соц-х явлений объясняется тем, что соц. сфера представ, собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных чел-их поступков, отношений, действий в самых различ.формах их проявлений, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления к-либо конкретных данных. В диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем.

4. Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, т.к. за каж. решением, принятым на основе соц. диагноза, стоит жизнь конкрет. людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностической проблемы или явления, на различных этапах социальной диагностики, используются различные методы. На этапе сбора информации используются м-ды: интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Этап обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов вызывающих проблемы, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др. Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используется нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на кот. бут базироваться принятие стратегических путей решения соц. проблем. В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых соц. проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительнее. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, кот. стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Е.И Холостова определяет иные этапы, а соответственно и методы диагностики. Первый этап социальной диагностики – появление социальной проблемы. Второй этап - сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: Историко-генетические и структурно-функциональные. Историко-генетические м-ды призваны определить время, истоки и причины зарождения соц. проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента (м-д социальных биографий, генограммы, изучение архивных данных) Структурно-функциональные м-ды диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях соединяющих различные его элементы, его функциональности и дисфункциональное™, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет (наблюдение).

Третий этап - постановка социального диагноза, специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от кот. зависит решение всех других или которая м.б. решена на данном уровне возможностей или при данном ур-не знаний. Социальный диагноз не м. считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. Возможно, в процессе их взаимодействия обнаружатся факты, кот. заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное заключение. Разрешение какой-либо проблемы м. актуализировать другие проблемы, кот. были замаскированы или отодвинуты на задний план при решении проблемы, кот-я первоначально казалась наиболее актуальной. По этому социальная диагностика как контроль за ситуацией

клиента и отслеживание изменений в ней осуществляется на протяжении всей деятельности по оказанию помощи данному клиенту.

 

 

определенного предела, 3) перестроить отношение к наркоманам, думать о том, что это болезнь, думать о них, как о приятелях, 4) спасайте больных, они жертвы, 5) мы вправе требовать от

наркомана, чтобы он вел полезный образ жизни, не нарушал закон, 6) всем страдающим необход-мо обеспечить доступное лечение, 7) ограничить доступ корыстных людей к индустрии лечения наркомании (акцент на личностных качествах специалистов по лечению Н.), 8) примирение - это несдача позиций, это изменение в сторону более разумных, гибких законов.

При работе с больными Н. применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, соц. раб-ка, который осуществляется как параллельно, так и одновременно. Несколько стадий соц. работы: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом. Р. М. МакОлифф и М.Б. МакОлиф выявляют степень биологической зависимости у клиента с помощью диагностики: следующая схема: психологическая зависимость, навязчивые мысли, навязчивые эмоции, низкая самооценка, негативные установки, негативная система оценок, галлюцинации, бессилие, физическая толерантность, физич. привыкание, нарушение памяти. После выяснения картины наркотической зависимости разрабатывается план вмешательства в ситуацию клиента. В практике заруб-ой ср. 3 подхода к решению проблем Н.: 1)инсайт - ориентированный: применяется в работе с госпитализированными клиентами, проходящими курс дезинтоксикации. Первичная помощь, оказываемая соц. раб-ком касается финансовых проблем и будущего места жит-ва клиента. Могут быть различные модели помощи, например клиент-центрированная терапия. Одним из видов такой терапии явл. модель прояснения ценностей, предложенная Рэфсом и Харменом. - понимание, что чел-к имеет возможность делать ценностные допущения. Ценности связаны с опытом, они не явл. жесткими, постоянными. Это позволяет клиенту включать свободный набор ценностей исходя из своих возможностей и своей ситуации, что в конечном итоге восстанавливает ценности, утраченные в результате интоксикации. 2). Поведенческий: основан на изменении негативного или формировании позитивного поведения клиента. Например, социобихевиористский метод - Эд. Томас: изучение поведения кл-та, контролируемое стимулами. Классификация поведения основывается на оценке, определяются основные линии поведения в социуме, уточняются стимулы, предшествующие изменению повед-я, оцениваются последствия, после чего выбирается способ вмешательства. 3). Группа самопомощи: взаимопод-ка людей, имеющих сходные проблемы. Формируются группы анонимных наркоманов по принципу «12 шагов». В процессе общения бывшие наркоманы рассказывают как они стали наркоманами, к чему это привело, как они учились жить без наркотиков. Такое общение укрепляет волю только что вступивших на путь избавления от наркотич. зависимости людей, внушает надежду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: