График спроса (Кривая спроса)




Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

 

Вопрос 22 Факторы спроса. Изменение величины спроса. Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса.

Факторы спроса для удобства делят на две группы. Рассматривают ценовые и неценовые детерминанты. При этом необходимо понимать, что они взаимно влияют и видоизменяют друг друга.Ценовые факторы спроса

Собственно цена на товар – совершенно очевидна взаимозависимость стоимости и спроса между собой.

Цена на сопряженный товар. Тут взаимосвязь работает по-разному. К примеру, рост цены на чай приведет к увеличению спроса на кофе, в то время как повышение стоимости бензина приведет к снижению востребованности техники, использующей в работе такое топливо.

Неценовые факторы спроса

Величина доходов потребителей. Повышение зарплаты обязательно приведет к увеличению спроса. Единственное, надо учитывать, что он будет расти не на все группы товаров, а на некоторые – даже падать. Так, спрос на низкокачественные, а, следовательно, и дешевые изделия резко рухнет. То есть рост будет наблюдаться только на нормальных и высших категориях товаров, тогда как низшая категория будет невостребованной.

Факторы спроса включают в себя и не самые очевидные вещи. Это мода и вкус. Ведь потребитель склонен под воздействием разных факторов, в том числе и рекламы, менять свои предпочтения, что приведет к изменению спроса. Эта детерминанта мало влияет на товары, предназначенные для длительного пользования.

Число потребителей. Тут очевидная взаимосвязь. Если количество покупателей увеличивается, то естественно растет и спрос. Это часто связано с миграциями людей, изменением численности населения.

Цена на заменители. Если товар имеет аналог, который предназначен для выполнения тех же самых функций, то тут будет наблюдаться следующая закономерность. Падение цены на аналоги приведет к снижению спроса на данный товар, и наоборот, увеличение их стоимости значительно его увеличит. Указанный фактор не влияет на товар, если заменителей очень мало или их вообще нет.

Ожидания потребителя. Фактор, который сложно учитывать в моделях, так как он сложно предсказуем. К примеру, потребители решают, что завтра будет дефицит определенного товара и закупают все возможные его запасы.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

— Цена — Объем спроса — Кривая спроса

 

Вопрос 23 Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и про­изводят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует пред­ложение. Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели­ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь сово­купные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предос­тавляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величи­ной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существу­ет положительная (прямая) зависимость: при прочих равных ус­ловиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуаль­ное и рыночное предложение.Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложе­ние— совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя­ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

 

 

Вопрос 24Факторы предложения. Изменения величины предложения. Изменения предложения. Сдвиг кривой предложения.

Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение — неотъемлемая часть процесса рыночного конкурентного ценообразования. Но в этой части процесса определяющая роль принад­лежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и пред­лагаемых фирмами на конкурентных рынках.

Предложение (sapply — англ.) — это выпуск благ фирмами-изго­товителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.

Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить из­держки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смыс­ле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребитель­ским спросом на те или иные блага. В то же время рыночное предло­жение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители.

Предложению благ свойственны по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя.

На вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зави­симости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положи­тельный наклон..

Такая интерпретация функции предложения еще раз напо­минает о действующем в экономике законе ограниченности ресур­сов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Ка­питаловложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы.

Предложение благ способно изменяться в зависимости от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственного производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.

К числу неценовых факторов относят:

Это любые способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.

Политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издер­жек производства.

При неизменной цене и прочих равных условиях предложение и объемы выпуска любой продукции зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства.

В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках це­не выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конку­рентную способность в отрасли, а также создает предпосылки моно­полизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.

Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения

 

 

Вопрос 25 Установление цены товара. Конкурентное равновесие рынка.

Методы установление цены на товар

 

Если известны такие факторы, как потребительский спрос, издержки и цены конкурентов, то фирма может без особых трудностей установить цену на свой товар. При установлении цены применяются следующие методы: Формирование цены методом “издержки плюс надбавка”. Самый простой способ ценообразования – начисление стандартной надбавки к себестоимости изделия.   Пример: предположим, что фирма имеет следующие затраты и предполагаемый объем продаж: Переменные издержки на единицу продукции – 10 ден. ед. Постоянные издержки – 300 тыс. денежных единиц. Предполагаемый объем продаж – 50 тыс. шт. Себестоимость единицы продукции рассчитывается следующим образом: где C – себестоимость единицы продукции; VC – переменные издержки на единицу продукции; FC – постоянные издержки; Q – объем продаж. C = 10 долл. + 300 тыс. долл. / 50 тыс. шт. = 16 долл.   Если фирма - производитель запланировала получение 20% прибыли к объему продаж, то цена товара с надбавкой составит: где P – цена продукции с надбавкой; Ппл. – планируемая прибыль. P = 16 долл. / (1-0,2) = 16 долл. / 0,8 = 20 долл. Таким образом, производитель назначит посредникам цену 20 ден. ед. и получит 4 ден. ед. прибыли.   Формирование цены методом «себестоимость плюс надбавка» срабатывает только в том случае, если установленная цена обеспечивает предполагаемый объем продаж. Методика расчетов цен на основе наценок имеет широкое применение по следующим причинам: Во-первых, если этим методом пользуются все фирмы какой –либо отрасли, то их цены будут примерно одинаковыми. То есть ценовая конкуренция сводится к минимуму, что не было бы при назначении цен с учетом колебаний спроса. Во-вторых, продавцам значительно легче рассчитывать издержки чем оценить спрос, то есть упрощается задача ценообразования. В-третьих, данная методика расчета цены считается более справедливой как к покупателям, так и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются на покупателях, получая справедливую норму прибыли на вложенный капитал.   Расчет цены, исходя из целевой нормы прибыли на вложенный капитал Предположим, что наша фирма вложила в производство продукции 1 млн. ден. ед. Она хотела бы установить такую цену, которая позволит ей получить 20% прибыли на инвестиции. Цена на основе целевой нормы прибыли рассчитывается следующим образом: где 0,2 – целевая норма прибыли; K – инвестиционный капитал. P = 16 тыс. долл. + 0,20*1 млн. долл./50 тыс. ед. = 20 долл. Производитель получает 20% прибыли на инвестиции при условии, что ему удастся продать запланированное количество изделий.   Установление окончательной цены При назначении окончательной цены фирма должна рассмотреть следующие факторы: 1) психологию ценообразования; 2) влияние цены на других участников рыночной деятельности.   Психология ценообразования. Продавец должен учитывать не только экономическое, но и психологическое воздействие цены. Многие потребители воспринимают цену как показатель качества продукции. Назначение цены с учетом фактора престижности товара особенно эффективно для такой продукции, как духи. Во флаконе, продаваемом за 100 долл., духов может быть всего на 10 долл., но люди готовы заплатить высокую цену, проявляя уважение к человеку, которому они намерены сделать такой подарок.   Кроме того, восприятие цены товара, основанное на ценовом ориентире, можно создать: 1) указав более высокую цену, запрашиваемую производителем; 2) дав информацию о том, что первоначально изделие стоило дороже; 3) сославшись на высокие цены конкурентов.   Влияние цены на других участников рыночной деятельности. Руководство фирмы должно принимать во внимание ответную реакцию других участников рыночной деятельности на установленную цену. Например, как отнесутся к ней посредники? Охотно ли торговый персонал фирмы будет продавать продукцию по такой цене? Не поднимут ли цены на свои товары поставщики, когда узнают о цене, назначенной фирмой? Не вмешаются лигосударственные органы, чтобы воспрепятствовать продаже товара по такой цене?

В чем заключается рыночное равновесие?

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

 

 

Вопрос 26 Механизм изменения рыночных цен в результате изменения спроса и предложения.

 

Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т.е. не

вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном

рынке придут в равновесие и установится рыночная цена товара и его

общий объем производства.

Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах

товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т.е. когда

количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует

количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате

образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем

предложения соответствует объему спроса. Графическое изображение

равновесной цены представлено на рисунке, где точка пересечения

кривой спроса (D) и кривой предложения (S) - А - равновесная цена.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и

равновесие количества товаров на рынке.

Это выражается в следующем:

- увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и

равновесного количества товара;

- уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и

равновесного количества товара;

- рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены

и увеличение равновесного количества товара;

- сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и

уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда

уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике

действует закон спроса и предложения, согласно которому любое

изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные

механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и

потребления, что и создает сбалансированность экономики.

В целом концепция спроса и предложения распространяется и на

рынок ресурсов. Однако рынок ресурсов имеет свои особенности. В силу

ограниченности ресурсов на рынке существует устойчивый спрос на

факторы производства. Спрос на ресурсы является производственным

спросом от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью

данных ресурсов. Следовательно, ресурсы удовлетворяют потребности

потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.

Производственный характер спроса на ресурсы означает, что

устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от его

производительности и от цены товара, созданного с помощью этого

ресурса.

 

Вопрос 27 Воздействие цены на спрос и предложения. Эластичность спроса и предложения.

ПОНЯТИЕ СПРОСА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНЫИ СПРОСА

Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

Величина спроса – максимальное количество единиц услуг и благ, которое потребитель готов купить по фиксированной цене в единицу времени.

Между ценой и спросом имеется тесная взаимосвязь. Цена, назначенная продавцом, отражается на уровне спроса на товар. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка. Согласно закону спроса, чем выше цена, тем меньше число потенциальных покупателей данного товара, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будут число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Математически закон спроса имеет следующий вид:

Qd = f (P),

где Qd – величина спроса на какой-либо товар; P – цена данного товара.

Между рыночной ценой блага и величиной его спроса, при прочих равных условиях, существует определенная зависимость (шкала спроса или кривая спроса).

Под влиянием цен происходит изменение величины спроса, а под влиянием неценовых факторов изменяется сам спрос. Изменение спроса может зависеть от положения экономики, изменения моды на товар, проведения рекламной кампании и многих других факторов.

Ценовая эластичность спроса выражает чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объема товаров, которые они приобретают. Эластичность спроса – зависимость числа продаж от изменения цены на данный товар, доходов покупателей. Как правило, спрос определяет максимальную цену товара. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Коэффициенты эластичности спроса по цене подразделяются на: а) коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1 %; б) коэффициент эластичности спроса по доходу отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода.

ПОНЯТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНЫИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложение – количество товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными в короткие сроки. Величина предложения – максимальное количество какого-либо товара, которое производитель (продавец) согласен предложить на рынке на определенных условиях.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот.

Предложение на рынке обычно включает в себя ряд условий, при которых предприятия производят и продают свою продукцию. Шкала предложения показывает, как зависит величина (объем) предложения блага от его цены, при прочих равных условиях, таких как издержки производства, цены на сопутствующие (сопряженные) блага и политика государства. Шкала предложения (и кривая предложения) блага показывает зависимость, при прочих равных условиях, между рыночной ценой и количеством этого блага, которое хотят произвести и продать производители.

Отложив по вертикальной оси цену товара Р (рис. 1), по горизонтальной – величину предложения Q, получают кривую предложения, точки которой показывают количество товара или услуг, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода. Под влиянием факторов, воздействующих на объем предлагаемого на рынке товара, происходит увеличение предлагаемого товара при каждом значении цены Р, в результате чего кривая S сместится вправо (расширение предложения). Уменьшение Q при каждом значении Рвызывает сдвиг кривой влево (снижение предложения). Сдвиг кривой S вправо или влево означает, что предложение меняется при той же цене. Если же ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена товара растет, то происходит перемещение по кривой S вверх или вниз (предложение товара не меняется). Изменение величины предложения имеет место при изменении цены товара и выражается только движением вдоль линии предложения.

 

Рис. 1. Кривая предложения

 

Вопрос 28 Теория полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

При анализе потребительского поведения используется два подхода:

- кардиналистский (количественный)

- ординалистский (порядковый)

Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию.

Полезность(Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.

Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.

Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Закон равных предельных полезностей:

По мере насыщения потребителя в приобретении какого – либо товара субъективная полезность этого товара сокращается. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности (закон Госсена), он состоит в следующем: по мере потребления все новых единиц одного и того же товара общая полезность получаемая индивидом возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага.

 

 

Вопрос 29 Равновесие потребителя. Правило максимизации полезности.

Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У, при этом вначале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем товара У. Тогда он начнет увеличивать потребление товара Х и сокращать потребление товара У. Но, согласно закону убывающей предельной полезности, при увеличении потребляемого количества товара Х его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У — увеличиваться. В конце концов должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров Х и У.

Это будет идеальное положение, когда человеку невыгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления, так как любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния. То есть покупатель склонен всегда менять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена.

Таким образом, правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что:

Потребитель так должен израсходовать свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом доход должен быть истрачен полностью:

MUx/Px = MUy/Py,

где MU — предельная полезность товаров Х и У, а Р — их цена.

Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 затраченный рубль.

При рассмотрении максимизации благ для потребителя не имеет смысла сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. Однако же предельные полезности на 1 рубль мы сравнить можем.

Теперь вернемся к правилу максимизации полезности и посмотрим, что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы снова сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:

1. После того, как цена товара X уменьшилась, каждый рубль, затраченный на приобретение товара X, стал приносить большую предельную полезность, чем на товар Y:

MUx/Px > MUy/Py.

Это означает, что для того, чтобы достигнуть равновесия, необходимо переключать расходы с товара Y на товар X. То есть будет происходить замещение товара Y подешевевшим товаром X.

2. В случае снижения цены на товар X реальный доход потребителя увеличивается. Реальный доход — это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т. е. выраженный в деньгах. Эта общая сумма благ увеличится за счет дополнительного приобретения товаров X и Y. Максимизация полезности будет уже при другом наборе товаров X и Y, когда доход будет истрачен полностью.

Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет бюджетному ограничению и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: