Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина.




Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской нравственности[10].

Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше.

Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий) [11].

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский)[12], так какДух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека:

«Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения»[13].

Блаженный Августин написал целый труд «О вере и делах », в котором осуждается практика Крещения отказывающихся жить по христианским заповедям:

Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха…

С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения [14].

К занятиям, от которых оглашенный должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:

- работа, связанная с совершением абортов, а также одобрение абортов;

- проституция, содержание публичных домов[15];

- блудное сожительство (без регистрации брака)[16];

- работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями[17];

- все формы оккультизма: использование амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы[18].

 

Перед принятием Крещения оглашенный приносит покаяние (см. раздел «Исповедально-доверительная беседа со священником ») и выражает желание бороться со своими грехами:

Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает [19].

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:

Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей [20].

Однако в случае совершения оглашенным во время оглашения тяжкого греха, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния[21].

Неверные мотивы

В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без необходимости внутреннего перерождения человека.

Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак.

Несомненно, что Господь ограждает крещеногочеловека от различных бед, но это является, скорее, следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь.

К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным – и по Крещении не дается [22].

Поэтому Крещение лиц с неверными мотивами, имеющих лишь порыв «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» необходимо отсрочить.

Тем более невозможно Крещение человека, желающего креститься из корыстных побуждений:

Смотри, не приходи к крещающим (священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины... ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить [23].

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства [24] может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

 


[1] В чине оглашения это выражается торжественным исповеданием оглашаемого: «Верую Ему [Христу], яко Царю и Богу»

[2] Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», 24 июня 2010 г.

[3] В новозаветных повествованиях о Крещении регулярно упоминается глагол kolyein, что означает препятствовать: «Кто может запретить [ kolysai ] креститься водою?» (Деян.10,47).

[4] Послание восточных патриархов 1723 г.

[5] Обухов Максим, свящ. Как искупить грех аборта? URL: https://www.noabort.net/node/131/print

[6] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

[7] Шмеман Александр, протопресвитер. Водою и Духом. Афанасьев Николай, прот. Вступление в Церковь. – М.: ПСТГУ, 2004. С. 314

[8] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»

[9] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

[10] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

[11] Василий Великий, свт. К Амфилохию, XV // Творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 80

[12] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, гл, 40 // Творения. – М., 1862. Т. 4. С. 106-107

[13] Максим Исповедник, преп. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 6. – М., 1994. C. 37

[14] Цит. по: Хулап В. Катехуменат в истории Церкви. URL: https://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/982/

[15] Апостольское предание 16.10, 20

[16] Апостольское предание 16.7, 24

[17] Апостольское предание 16.12, 14-15

[18] Апостольское предание 16.21-22

[19] Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии. – Тверь: Герменевтика, 2006. С. 70

[20] Там же. С. 153

[21] Ср. «Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года токмо были между слушающими Писания, а потом молились с оглашенными» (14-е правило I Вселенского Собора, и 5-е правило Неокесарийского Собора)

[22] Марк Подвижник, преп. Слово 4. О крещении // Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника и Симеона Нового Богослова. – М.: Паломник, 1995. С. 92

[23] Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительное поучение семнадцатое // Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М: Благовест, 2010. С. 298-299

[24] «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: