АРЕСТ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЕРВЕТА




 

Давайте посмотрим, какую оценку преследования Мигеля Сервета, дают разные историки церкви, и на кого они возлагают ответственность за его сожжение:

 

«Бежав из Вены, Сервет остановился в Женеве и совершил ошибку, посетив проповедь Кальвина. Его узнали и арестовали после службы (Nigg. The Heretics. P. 326). Именно Кальвин приказал арестовать его как еретика. Врача приговорили к смерти и сожгли» (Mover. The Wycliffe Biographical Dictionary of the Church. P. 336).

 

«В тюрьме он подвергался жестокому обращению, его лишили права на защиту... Религиозные взгляды Сервета не публиковали и никаким другим способом не предавали гласности на территории Женевы. Тем самым у женевского правительства не было ни малейших правовых оснований для его ареста, тюремного заключения, пыток и приговора к смертной казни» (Fisk. Calvinistic Paths Retraced. р. 116).

 

«По приказанию Кальвина, с момента ареста до вынесения приговора Сервет провел время в ужасной темнице без света и тепла, на голодном пайке и в антисанитарных условиях» (John F. Fulton. Michael Sen'etus: Humanist and Marti/r (New York, NY: Herbert, Reichner, 1953). р. 35).

 

БЕЗ ПРАВА НА МИЛОСЕРДИЕ

 

«Смерть на костре при малом огне — самая мучительная из всех казней; даже средневековье, известное своими ужасами, пользовалось ею многие сотни лет в редчайших случаях; […] Именно этот самый ужасный, самый чудовищный вид смертной казни был выбран для первого еретика, для первой жертвы протестантизма». (С.Цвейг, Совесть против насилия, 1986, с. 142)

 

Перед казнью, понимая какие ужасные страдания ему предстоят, Сервет на коленях умоляет членов магистрата «о малом снисхождении — быть казненным мечом, с тем чтобы избыток страданий не довел его до отчаяния»... В этот момент между судьями и человеком на коленях появляется Фарель. Громко спрашивает он приговоренного к смерти, согласен ли тот отказаться от своего учения, отрицающего триединство, в этом случае он получит право на более милосердную казнь. Но — и именно последний час морально возвышает облик этого, в остальном обыкновенного, человека — Сервет вновь решительно отказывается от предложенного торга и повторяет ранее сказанные им слова, что ради своих убеждений готов вытерпеть любые муки». (там же, с. 143).

 

КАЗНЬ

 

27 октября 1553 года несчастного Сервета повели на казнь. К месту казни осужденного вел друг и соратник Кальвина, Фарель. Сам же Кальвин пожелал оставаться в тени. Перед самой казнью, Фарель вновь обрушил на узника потоки слов. Ему хотелось только одного — прелюдно вырвать у него признание своих богословских ошибок. Поразительный пример бездушного отношения к человеку! Через несколько минут разговора Сервет перестал отвечать ему и начал тихо молиться. Когда они пришли к месту казни, Фарел объявил собравшейся толпе: «Вы видите, какой силой обладает сатана, когда держит человека в своей власти? Этот человек — известный ученый, и он, возможно, считал, что действует правильно. Но сейчас им полностью владеет сатана, как мог бы владеть и вами, если бы вы попались в его сети!» Фарель говорил, что Сервет мог бы облегчить свою участь, если бы просто изменил местоположение прилагательного, и признал Христа — «Вечным Сыном», а не «Сыном Вечного Бога» (Bainton. Hunted Heretic. P. 214). Подумать только — положение прилагательного в формулировки исповедания веры решало участь человека, и степень его предсмертных мучений!

 

Когда палач приступил к работе, Сервет дрожащим голосом прошептал: «Боже, Боже!» Жестокосердный Фарел прикрикнул: «У тебя есть еще что сказать?» Сервет ответил: «О чем еще могу я говорить, кроме как о Боге!». Затем его поставили на свежесрубленные поленья, чтобы горел подольше, и привязали к столбу. На голову возложили венок с серой. Когда подожгли хворост, у Сервета вырвался пронзительный крик ужаса: «Помилуй, помилуй!» — воскликнул он. Страшная агония продолжалась свыше получаса, а, по другим сведениям, — три часа (Nigg. The Heretics. р. 327). «Господи Иисусе, Сын вечного Бога, помилуй меня!» — кричал из пламени несчастный человек (Fisk. Calrinistic Paths Retraced. р. 116).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сервет вошёл в историю, прежде всего как первая жертва протестантского тринитаризма. Его смерть произвела большой резонанс в христианском и нехристианском мире, положив начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции. Поэтому-то апология Кальвина «Защита истинной веры и триединства против ужасного еретика Сервета», которую он, как скажет Кастеллио, «писал еще с кровью Сервета на руках»,— одно из самых слабых его произведений.

 

Как католические власти в 1415 году сожгли на костре Яна Гуса, обвинив его в ереси, подобным же образом и власти Женевы, во главе с Жаном Кальвином, сожгли на костре Мигеля Сервета, аналогично обвинив его в ереси. Ян Гус критиковал разного рода католические догмы, противоречащие Библии, такие как пресуществление, обожествление римского папы, стремление церкви к обогащению, прощение грехов через священство, безусловное подчинение земным правителям и симония. Кроме того, Гус считал Писание единственным авторитетом в вопросах религии и веры. (См. The Wycliffe Biographical Dictionary of the Church. р. 201). Мигель Сервет прибавил к этому списку папский догмат о Троице, который сами же католики признают необоснованным на Священном Писании[2]. Он исповедовал Христа - Истинным Сыном Божьим, Спасителем и Господом. И за эту веру он принял мученническую смерть от руки протестанта! Мигель Сервет умер как за веру, как свидетель Иисуса Христа, пополнив число "убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели". (Откр. 6:9)

 

На основании всего вышеизложенного, как можно не согласиться с адвентистким автором и богословом Джоном Эндрюсом, который сказал:

 

«Те постыдные меры, посредством которых триединство, навязанное церкви, появилось на страницах церковной истории, могли бы заставить покраснеть всякого, верующего в эту доктрину» (Review and Herald, vol. 6, №24, p.185, J. N. Andrews, March 6, 1855).

 

Баграт Гогиашвили

gbagrat@yandex.com

 

 

Подробнее статью читай по ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%82,_%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C

 

 

Дополнительно о Мигеле Сервете читайте тут https://stmaria.ru/v-poiskakh-istiny/71-migel-servet-v-poiskakh-istiny

 

Также читайте книгу С.Цвейга «Совесть против насилия», (1986) по сл. ссылке https://imwerden.de/pdf/zweig_sovest_protiv_nasiliya_1986_text.pdf

 

Дополнительные сведения, подтверждающие то, что Кальвин был главным вдохновителем и идеологом казни Сервета, см. по ссылке https://www.rusbaptist.stunda.org/dop/cal3.htm

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: