Содействовала рецепции римского права и католическая церковь.




Причин тому было несколько: географическая общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, воздаяния за деликты и др., заложенные в римском праве, также были весьма близки христианству, равно как и идея формирования частного права с учетом норм права естественного.

Этапы рецепции:

I этап — это ранняя рецепция. Ее относят к XII—XIII вв. Она, в основном, происходила в форме изучения, преподавания и комментирования положений классического римского права.

II этап — средневековая рецепция (XIV—XVII вв.). Это пери­од разложения средневековых и становление буржуазных отношений. Рецепция происходила в форме прямого применения суда­ми и должностными лицами, обладавшими гражданской и уголовной юрисдикцией, норм римского права. Средневековая рецепция характерна, прежде всего, для Германии.

III этап — это рецепция периода утверждения буржуазных отношений в Западной Европе (XIX — начало XX вв.). Характеризуется созданием систематизированных актов (кодексов, уложений и т.п.) на основе положений римского права.

Итак, романо-германское право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное к нуждам нового времени, оно все более отходит от права Юстиниана и становится систематизированным правом основанном на разуме и рациональном начале.

 

Особенности

1. Органическая связь с римским правом. Становление этой правовой семьи происходило на основе римского права. Это — главная особенность романо-германского права. Романо-германские правовые системы будто продолжают римское право, они являются следствием его развития. Лозунгом юристов романо-германской семьи может быть известен высказывание Р. Иеринга: через римское право, однако вперед, дальше него.

2. Образование романо-германского права на основе изучения римского права в итальянских, французских и немецких университетах. Именно университеты создали в XI1—XVI веках на основе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Эта наука в свою очередь определила характер романо-германского права.

3. Ярко выражена доктринальнисть и концептуальность. Активнее воспринимает правовые теории и доктрины, чем англо-американская правовая система, а работы ученых-юристов имеют здесь большее влияние. В системе континентального права существуют общие принципы и идеи, на основе которых формируется и развивается право.

4. Абстрактный характер норм права. Нормы права устанавливают общие правила поведения, исходя из принципов и правовых доктрин.

Это отличает романо-германское право от англосакского, где нормы права создаются преимущественно судами при решении спорных вопросов относительно конкретных случаев.

5. Доминирующая роль закона в системе источников права. В романо-германской семье законы и кодексы — это опорные столбы права. Тенденция признания закона важнейшим источником права победила в странах романо-германской правовой семьи в XIX веке, когда в их подавляющем большинстве были приняты кодексы и писаные конституции. Ведущая роль закона еще более укрепилась в современную эпоху: сегодня закон рассматривается как наилучшее техническое средство установки ясных и точных правил.

6. Ярко выраженный кодифицируемый характер. Кодификация в романо-германском праве имеет принципиальные особенности, что отличают ее от аналогичных процессов в других правовых семьях. Это, в частности:

а) наличие глубоких и крепких исторических корней;

б) глобальный характер, охватывание практически всех отраслей и институтов права;

в) использование своеобразной юридической техники;

г) наличие собственной идеологии, суть которой заключается в том, чтобы, кардинально переделав, а иногда даже аннулировав ранее существующее право, создать новую правовую реальность.

7. Деление на публичное и частное право. Сначала такое деление было свойственно лишь романо-германскому праву. Это, прежде всего, обусловлено влиянием римского права, от которого романо-германское право унаследовало классификацию норм на нормы публичного и частного права.

8. Относительно самостоятельное существование гражданского и коммерческого (торгового) права. Такое разграничение подтверждается двумя обстоятельствами:

1) существованием в странах континентального права особенных коммерческих судов;

2) созданием в большинстве стран романо-германской правовой семьи кодифицируемых актов коммерческого права (торговых или коммерческих кодексов), которые существуют рядом с гражданскими кодексами.

Такие кодексы приняты на протяжении ХIХ в. у Франции, Бельгии, Испании, Нидерландах, Австрии, Германии и в других странах. Эта своеобразная двойственность в законодательстве, что регулирует имущественные отношения в отрасли частного права, достала название «дуализм частного права».

 

Однако следует отметить, что в XX веке появляется тенденция отказа от дуализма частного права: новейшие кодификации частного права происходят путем принятия единственных актов — гражданских кодексов.

 

(49) Романское право и германское право: понятие и соотношение

Среди наиболее признанных в сравнительном правоведении классификаций правовых систем выделяются классификации, предложенные Р. Давидом, в рамках которой выделяется общая семья романно-германского права, и К. Цвайгертом и X. Кётцом, в рамках которой выделяется романское право и германское право как самостоятельные правовые семьи.

Хотя они отмечают, что вопрос о том, следует ли проводить различие между романской и германской правовыми семьями в рамках правовых систем континентальной Европы, является спорным. Конечно, романская и германская правовые семьи имеют гораздо больше общего, чем каждая из них с общим правом.

Несмотря на существующие доводы в пользу каждой из этих классификаций, реалии европейского континента сегодня позволяют говорить о едином романо-германском праве благодаря стремительным интеграционным тенденциям. Необратимые процессы интеграции в рамках Европейского Сообщества способствуют не только гармонизации и унификации в области политики, экономики, социальной сферы, но и в вопросах права.

Вместе с тем, правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, по ряду специфических признаков подразделяются на две относительно самостоятельные группы: романскую и германскую.

К романской группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. К германской группе относят правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других государств.

Впервые различие между терминами «германский» и «романский» было сделано в «Германии» Тацита. В XVI в. оно еще более усилилось из-за негативного отношения французской аристократии ко всему, имеющему германское происхождение. Схема их противопоставления была окончательно сформирована в XIX в. (в измененном виде она сохранилась и по сей день), при этом был сделан вывод о превосходстве романской модели над германской как самой новой из романо-латинских, близких на лингвистическом, социальном и культурном уровнях. Это родство отражено в термине «латинский», который выходит за пределы более ограниченного «романский» (т.е. римский)».

Романское право характеризуется тем, что оно соединяет римское частное право и обычное местное право, причем с преобладающим влиянием римского права. Германское право, т.е. вторая ветвь романо-германской правовой семьи, также соединяет римское частное право и обычное местное право, но здесь преобладает влияние обычного германского права, в результате чего сформировалось «пандектное право», т.е. слияние римско- правового базиса с германской обычно-правовой надстройкой.

Различие между романским и германским правом проявляется и в структуре права, например, в правовой системе Франции уголовное право относится к частному праву, тогда когда в правовой системе Германии уголовное право относится к публичному праву.

Основной закон ФРГ не признает за исполнительной властью права на делегирование законодательства. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. Однако, в системе источников права Франции делегированное законодательство, издаваемое исполнительными органами власти, занимает важное место.

Гражданские кодексы в государствах романо-германской правовой семьи существенно различаются по организации и структуре. Одно из наиболее значительных различий определяется наличием или отсутствием Общей части, которая имеется в Германском гражданском Уложении 1896 г. и содержит положения, применяемые ко всем институтам гражданского права.

Во Французском гражданском кодексе 1804 г. Общая часть практически отсутствует, вместо нее содержится краткий «Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще», который содержит не только гражданско-правовые нормы, но и нормы, относящиеся к конституционному праву.

В рамках Французского гражданского кодекса нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, излагаются не в логической последовательности. Например, нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, расположены не в первой книге, посвященной регулированию семейных отношений.

Различие в сроках кодификации, проведенной во Франции и Германии, оказали определенное влияние на данный процесс. В то время, как французские юристы занимались толкованием своих кодексов, немецкие юристы продолжали работу университетов над текстами римского права. В Германии восторжествовала новая школа — школа пандектистов, которая привела к более высокому уровню систематизации римских принципов. Германское гражданское Уложение было составлено в конце XIX в. на основе трудов пандектистов, отсюда и различие методов и стиля французского и немецкого гражданского кодексов.

Нормы права в германском законодательстве, в частности, в Германском гражданском Уложении, более абстрактны, чем нормы французского законодательства. Кроме того, для германского законодательства в целом характерна логическая последовательность перехода от общих к более частным положениям. В отличие от Французского кодекса, язык Германского гражданского Уложения излишне профессионален и сложен для восприятия.

Таким образом, существование различий между правовыми системами государств, входящих в романо-германское право, не исключает возможности их объединения в общую правовую семью.

+++

В рамках континентального права они могут быть выделены в зависимости от того, законодательство какой страны - Франции или Германии берется за основу.

Разумеется, кодексы только отражали результаты развития доктрины различных государств, а не формировали ее.

При этом система гражданского права романской группы (Кодекса Наполеона) считалась заимствованной из Институций, простейшего учебника по римскому праву, составляющего часть Кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis). Эта система, называемая институционной, если отвлечься от ее несущественных особенностей, предполагала группировку гражданско-правовых норм по следующим разделам: 1) "лица" (т.е. субъекты права); 2) "вещи" (объекты права) и соответственно вещные права; 3) "иски" и соответствующие искам обязательства. Но постепенно она подверглась модификациям. В частности, из нее были удалены нормы гражданского процесса и появились общие положения и иные разделы.

Система германской группы опиралась на Дигесты (Пандекты) Кодификации Юстиниана (а потому получила название пандектной) и изначально предполагала разделение норм материального и процессуального частного права (последние рассматривались отдельно). При этом все материальные нормы подразделялись на те, которые касаются любых институтов гражданского права (они образовывали так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах, в том числе об осуществлении и защите последних), и посвященные отдельным инс-1И1утам - вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву ("Особенная часть"). Германская система также в дальнейшем была модернизирована.

Пандектная система при ее создании в юридически-техническом смысле была выше институционной. Достаточно указать на такой используемый ею прием, как разделение Общей и Особенной частей. Однако в дальнейшем институционная и пандектная системы развивались и сближались, и сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах. Они составляют лишь две основные подсистемы единого

континентального права. Это тем более верно в современных условиях активно развивающейся европейской интеграции.

(50) Источники романо-германского права

К. Осакве подразделяет их на две группы — обязательные (нормативные) источники и необязательные (ненормативные) источники. Н. Марченко к первичным источникам он относит нормативные акты и обычаи (иногда сюда относят общие принципы права). Ко вторичным источникам, по его мнению, относятся судебный прецедент и доктрина.

Закон как основной источник права. Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. Он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности; устройство государства и т. д. Закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса.

Верховенствующее положение занимают конституция и конституционные законы. Во всех государствах романо-германской правовой семьи разработаны и действуют конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политического и экономического строя, правотворческую компетенцию различных государственных органов, структуру государственности, провозглашает основные права и обязанности человека и гражданина.

На сегодняшний день понятием кодекса охватывается сборник норм права, который группирует и излагает в систематизированном и последовательном виде и регулирует отдельные стороны общественной жизни. Целостность романо-германской правовой семьи объясняется, не в последнюю очередь, благодаря единообразию кодификации.

Среди источников романо-германского права значительная роль отводится подзаконным актам: регламентам, президентским и правительственным декретам, декретам министерств, административным циркулярам и др. Они, по сути, стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям.

Возрастание влияния и значения правительственных и иных административных актов отражается в правительственном нормотворчестве, получившем название делегированного законодательства или регламентарной власти, принятие которого уполномачивается парламентом и при его официальном контроле.

К источникам романо-германского права относится и обычай. Существует несколько концепций в отношении его роли и значения как источника романо-германского права. Согласно концепции «социологического плана», обычай занимает главное место в системе источников права. Существует и противоположная концепция, так называемая «позитивистская школа», согласно которой обычай играет самую незначительную роль в системе источников романо-германского права.

 

Среди источников романо-германского права следует обратить внимание также на судебную практику. Она является спорным источником права в романо-германской правовой семье. Это обстоятельство объясняется тем, что роль судебной практики может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Однако, в последнее время усиливается тенденция использования судебной практики, наряду с другими источниками романо-германского права. Таким образом, судебную практику можно считать вспомогательным источником романо-германского права, и сфера его влияния постоянно расширяется. Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда

Источником романо-германского права считаются общие принципы права — основополагающие идеи права, такие, как справедливость, народовластие, презумпция невиновности и т.д. Общие принципы права используются тогда, когда при решении конкретных дел невозможно найти подходящие правовые нормы для данного случая.

В системе источников романо-германского права довольно значимое место занимает правовая доктрина -

1. как учение, философско-правовая теория;

2. как мнение ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения;

3. как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права;

4. как комментарии различных кодексов, отдельных законов.

История романо-германского права показывает, что долгое время доктрина была основным источником права.

Благодаря развитию международных отношений и интеграции в этой области большое значение для романо-германского права приобретают международно-правовые акты в качестве источника права

Таким образом, романо-германское право характеризуется единой стройной схемой системы источников права. Вместе с тем, это обстоятельство не исключает существенного смещения акцента в этой системе в пользу того или иного источника права.

 

(51) Структура романо-германского права

В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Другой структурной особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам. В соответствии с юридической доктриной все принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую «прописку» с учетом предмета их регулирования и особенностей приемов и средств (метода) воздействия на субъектов права. Такая логическая последовательность подразделения различных элементов нормативно-правового материала обусловлена рациональной природой, «университетскими корнями» данной правовой семьи.

Саидов

Публичное и частное право. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же группы. Речь идет о дуализме права, т.е. его делении на частное и публичное, а также о разграничении правовой материи на отрасли права.

Структуры права всех этих стран также могут быть в общем и целом охвачены единой схемой.

Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, является в основном доктринальным, но тем не менее остается важной характеристикой структуры романо-германского права. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

Следует подчеркнуть, что особенности романо-германской правовой семьи в полной мере обнаруживаются в сфере частного права. В области публичного права ее специфика проявляется значительно слабее. В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает частное (Гражданское) право. По этой причине юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи странами гражданского права.

Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит в основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации.

Система французского права. Во Франции отраслями публичного права являются:

1. конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных и местных органов власти и участия граждан в управлении государством;

2. административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящие органы;

3. финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

4. международное публичное право.

5. Частное право включает в себя:

- собственно гражданское право;

- торговое право, охватывающее и морское право;

- гражданское процессуальное право;

- уголовное право. (Хотя по своей природе уголовное право принадлежит к публичному праву, его по традиции относят к частному праву, так как многие его положения выработаны для защиты отношений, регулируемых этим последним.)

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

1. трудовое право;

 

2. сельскохозяйственное право;

3. законы о промышленной собственности и авторское право;

4. воздушное право;

5. лесное право;

6. горное право;

7. страховое право;

8. транспортное право;

9. международное частное право.

Международное частное право определяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя оно традиционно считается составной частью частного права," некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда выделяются как санкционирующее право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые относят определенные отрасли – торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессуальное право) – к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка зрения, согласно которой гражданское процессуальное право больше связано с публичным, нежели с частным правом.

Система германского права. В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит свое отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа.

В немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать:

1. конституционное право;

2. административное право;

3. налоговое право;

4. уголовное право;

5. уголовно-процессуальное право;

6. гражданское процессуальное право;

7. церковное право;

8. международное публичное право.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: