Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, структура личности
Человек – это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens, наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Антропогенез - — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас не похожими на остальных.
В чём проявляется индивидуальность?
Во внешности.
В чертах характера.
В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
Социализация — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
|
Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.
Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.
Агенты первичной социализации – это хорошо известные человеку люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие, общение, оказывающие на него непосредственное влияние: родители, браться, сёстры, близкие родственники, друзья и т.д.
Агенты вторичной социализации – это те люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов, которые тоже оказывают влияние на человека, определяют линию его поведения и поступков.
Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
семья
школа
вуз
армия
спортивная школа
музыкальная школа
церковь
СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).
|
Личность
Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Структура личности - это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами».
Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Свойства, характерные только для человека.
Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.