1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию
о видах социальных институтов, другое содержащие характеристику социального института.
Ответ:
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной
деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых —
удовлетворение социальных потребностей.
Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты
действующие в духовной области. С точки зрения организации общества ключевыми институтами
являются: наследование, власть, собственность, семья.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельностии конкретными функциями.
Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов
существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. И др.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией об
обществе в узком смысле, и одно предложение об обществе как о динамической системе.
Ответ:
1) Смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей,
которые сложились исторически».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) предложение с информацией об обществе в узком смысле, опирающейся на знания курса,
например:
— «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений,
например, феодальное общество»;
|
—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в
связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
3) предложение с информацией об обществе как динамической системе, опирающейся на знания
курса, например:
— «Способность человека ставить цели и выбирать средства их достижения делает социальные
системы более подвижными, изменчивыми, чем природные»;
—Основные функции социальной системы: адаптация, целедостижение, поддержание образца,
интеграция.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об обществе.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию
о видах цивилизаций, и одно предложение, раскрывающее особенности цивилизаций.
Ответ:
Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях:
— как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;
— как синоним культуры;
— как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса;
— как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка.
Примеры предложений: В современных условиях известны такие основные цивилизации,
какзападная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская,
латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она
|
выражает, развивает и воплощает в процессе жизненногоцикла. Цивилизация является глубинной и
длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится лишь
только к одному параметру развития общества, а включает другиекомпоненты, что обусловливает ее
неповторимость и уникальность. И др.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию об ответственности личности, и одно предложение, раскрывающее его
социальные черты.
Ответ:
Личность — это человеческий индивид каксубъект общественных отношений и сознательной
деятельности; личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества.
Примеры предложений: Личность — это человек, активно осваивающий и целенаправленно
преобразующий природу, общество и самого себя. Личностью является человек, который проявляет
активную жизненную позицию, несет ответственность за свой выбор, свою деятельность. И др.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о видах мировоззрений, и одно предложение, раскрывающее особенности
формирования мировоззрений.
Ответ:
Мировоззрение — система представлений об отношении между человеком и окружающим его
миром.
Примеры предложений: Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим.
|
Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может формироваться стихийно или
осознанно. В обществе одновременно существуют различные мировоззренческие системы. И др.
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
раскрывающее сущность процесса познания, и одно предложение, раскрывающее особенности
процесса познания.
Ответ:
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.
е. обусловленный прежде всегопрактикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное
углубление, расширение и совершенствование.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более
объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Познание представляет собой основной способ бытия,существования сознания. В процессе познания
большую роль играют эмоции и чувства человека. Знанияявляются продуктом познания и др.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
раскрывающее признаки культуры, и одно предложение, содержащее информацию о видах
культуры.
Ответ:
В качестве признаков культуры как явления общественной жизни могут быть названы: культура есть
существенная характеристика жизни общества; культура есть характеристика человека как
социального существа, она отлична от природы, не обусловлена биологически, формируется в
процессе приобщения к общественным ценностям, нормам, традициям, навыкам деятельности;
культура есть совокупность всех форм преобразовательной деятельности человека и общества;
культура есть результат преобразовательной деятельности человека и общества; культура есть мера
человеческого в человеке и др. Культура может быть материальная и духовная.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
раскрывающее особенности социализации, и одно предложение, содержащее информацию об
агентах социализации.
Ответ:
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и
социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Примеры предложений: Процесс социализации продолжается всю жизнь. Осуществляется
социализация посредством образования и воздействия внешней среды. Социализация делает
возможным существование общества, поскольку передает его культуру, ценности, традиции от
поколения к поколению. Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты
социализации». И др.