Адаптироваться/ адаптация/ адаптационныйпроцесс




ГордонНьюфелд, ГаборМатэ

Неупускайтесвоихдетей

ПсихотерапевтГордонНьюфелдиврачГаборМатэпишутотакомплохоизученномфеноменедетско-родительскихотношений, какзамещениепривязанностикродителямпривязанностьюкровесникам. Авторысчитаютэтутенденциюоднойизсамыхразрушительныхинеправильнопонимаемыхвсовременномобществе. Онипоказывают, какипочемудетипостепеннотеряютснамиконтакт, икакпотеряэтогоконтактанегативновлияетнаихпсихоэмоциональноеразвитие.

 

Книгабудетполезнародителямдетейлюбоговозраста- отмалышейдоподростков, психологам, атакжевсем, ктопородудеятельностипризванзаботитьсяодетях.

 

Оглавление

Кчитателю 8

Благодарности 11

Предисловиекевропейскимизданиям 12

Часть1. ОРИЕНТАЦИЯНАРОВЕСНИКОВ 15

Почемуродителисегоднязначатбольше, чемкогда-либо 16

Смещенныепривязанности, искаженныеинстинкты 32

Какмыдошлидожизнитакой 53

Часть2. САБОТАЖ:

какориентациянаровесниковподрываетродительскийавторитет73

Мыутрачиваемсилубытьродителями 74
Отпомощикпреградам: когдапривязанность

работаетпротивнас 90

Противление: почемудетистановятсянепослушными 111

Затуханиепередачикультурыповертикали 128

Часть3. ЗАСТРЯВШИЕВНЕЗРЕЛОСТИ:

почемуориентациянаровесниковмешаетздоровомуразвитию 139

Опасноебегствоотэмоций 140

Застрявшиевнезрелости 157

Наследиеагрессии 179

Какрождаютсяобидчикиижертвы 195

Ориентациянаровесниковиподростковаясексуальность 215

«Необучаемые»ученики 231

Часть4. КАКНЕУПУСТИТЬСВОИХДЕТЕЙ

(иликаквернутьих) 245

Завладевайтесвоимидетьми 246

Оберегайтеузы, наделяющиеродительскойсилой 270

Дисциплина, котораянеразделяет 292

Часть5 КАКПРЕДОТВРАТИТЬОРИЕНТАЦИЮНАРОВЕСНИКОВ319

Незаигрывайтесконкурентами 320

Воссоздаемдеревнюпривязанностей 346

Глоссарий 361

Этукнигумыпосвящаемсвоимдетям,

атакженастоящимибудущимдетямнашихдетей.

Онивдохновилинаснаэтиоткрытия, ирадинихмыэтиоткрытияизлагаем.

Тамаре, Наташе, Бриа, ШеюиБрейдену,

атакже

Дэниэлу, АаронуиХанне

и

Киаре, ДжулиануиШинед

 

Действиеимеетзначениетолькововзаимосвязи, ибезпониманияэтойсвязидействиеналюбомуровнеприведетлишькконфликту. Понятьвзаимосвязьбесконечноважнее, чемсоставитьпландей-ствий.

ДжиддуКришнамурти

МысГордономНьюфелдомзнакомымноголет. Нашаперваявстречасостоялась, когдамысженойРейобратилиськнемузасоветомпоповодунашегостаршегоребенка. Сынутогдабыловосемьлет, мысчиталиегопроблемнымребенком. Гордонсразужепоказалнам, чтопроблемабылавовсеневребенкеиневнассамих, авнашемподходекотношениямсним. Нескольколетспустямызабеспокоилисьотносительнонашеговторогосына. Вподростковомвозрастеонпересталслушатьсянаси, казалось, даженачализбегать. ИмысноваобратилиськГордону. Онсказал, чтонамнеобходимовосстановитьотношенияссыномиотвлечьегоотсверстников. ТогдаявпервыеуслышалоконцепцииориентациинаровесниковдоктораНьюфелда, отом, чтосверстникизаменилиродителейвролиосновногофакторавоздействиянадетей, иомногочисленныхотрицательныхпоследствияхэтойзамены, такширокораспространеннойвсовременномобществе. Стехпоруменяпоявилосьмногодругихпричинбытьблагодарнымемузатезнанияиоткрытия, которыемыполучилиисделаливместесРей.

МысГордономнаписали«Неупускайтесвоихдетей»срадикальнойцелью: пробудитьвчитателяхестественныеродительскиеинстинкты. Еслинашакнигавэтомпреуспеет, онастанетосновойзнанийомудромиразумномвоспитаниииобучениидетей. Мынерассказываемотом, чтонужноделатьродителям. Мыговорим, кемонидолжныстатьдлясвоихдетей. Вэтойкнигемыпредлагаемпопробоватьпонятьсвоегоребенка, разобратьсявтом, какпроисходитегоразвитие, атакжевыявитьпрепятствия, которыесегоднявстаютнапутиздоровогоразвитиянашихдетей. Изэтогопониманияиискреннейзаинтересованностиродителейввоспитаниидетейрождаетсяестественноеиполноесочувствиязнание- источникуспешноговоспитания.

 

Современнаяодержимостьвоспитаниемкакнаборомнавыков, беспрекословнымследованиемрекомендациямспециалистов, насамомделевсеголишьрезультатпотериинтуитивногознания, потериотношенийсдетьми, которыедляпредыдущихпоколенийбыличем-тосамособойразумеющимся. Аведьвоспитание- этоиестьотношения. Мыможемстатьродителямибиологически, врезультатебракаилиусыновления, носохранитьэтиотношенияможеттольковзаимнаясвязьсребенком. Еслисвязьмеждудетьмииродителямипрочна, онаактивируетприродныеинстинкты, которыегораздоточнее, чемлюбойспециалист, подсказываютнам, каквоспитыватьиобучатьмолодоепоколение, вверенноенашейопеке. Секретвтом, чтобыуважатьиценитьотношениясдетьмиилюбыевзаимодействиясними.

Всовременноммире, попричинам, которыемыобъяснимпозже, воспитаниедетейродителямипоставленоподугрозу. Мысталкиваемсясоскрытымиконкурентами, которыеотталкиваютотнаснашихдетей, иодновременномысамиотдаляемсяотродительства.

Исчезлаэкономическаяисоциальнаяосновакультуры, поддерживавшейродительствоиохранявшейсвятостьегомиссии. Всепредшествующиекультурыпредполагали, чтопривязанностьдетейкродителямпрочнаидолговременна, нонамтакаяроскошьуженедоступна. Нам, современнымродителям, нужноосознать, чегонехватает, почемуикакимобразомвоспитаниеиобучениенашихдетейиподростковпересталобытьэффективным. Этоосознаниеподготовитнасквыполнениютруднейшейзадачи- формированиютакихотношенийснашимидетьми, вкоторыхмы, воспитатели, сновазаймемведущуюроль, неприбегаякпринуждениюилиугрозамдлятого, чтобызаставитьдетейсотрудничатьснами, слушатьсяиуважатьнас. Именнововзаимоотношенияхснамидетиобретутсвойпутьразвитияистанутнезависимыми, целеустремленнымиизрелымиличностями, ценящимисебяиуважающимичувства, праваичеловеческоедостоинстводругихлюдей.

Книгаразделенанапятьчастей. Впервойчастимыобъясняем, чтотакоеориентациянаровесниковипочемуонаполучилатакоеширокоераспространениевнашейкультуре. Вовторойитретьейчастяхописанымногиенегативныепоследствияориентациинаровесников, втомчислееевлияниенанашивозможностивоспитыватьинаразвитиенашихдетей. Впервыхтрехчастяхтакжеопределеныосновыздоровогоразвитияребенка, вотличиеотискаженноймоде-

лиразвития, поощряемойкультуройсверстников. Вчетвертойчастимыпредлагаемпрограммувыстраиванияпрочнойсвязисдетьми, такиеотношенияпослужаткоконом, вкоторомонисмогутвзрослеть. Пятаяипоследняячастьобъясняет, какзащититьнашихдетейотсоблазновмираровесников.

Источникомосновныхидейисоветов, представленныхвэтойкниге, сталиопытдоктораНьюфелдавкачествепсихологаиегоблестящиенаучныеработы. Бэтомсмыслеон- единственныйавторкниги. Тысячиродителейивоспитателей, посетившиесеминарыГордоназапрошедшиедесятилетия, снетерпениемспрашивалиего: «Когдажевыйдетвашакнига?». То, чтоподготовкуипубликацию«Неупускайтесвоихдетей»большенепришлосьоткладыватьнанеопределенноевремя- моязаслуга. Планирование, написаниеиприданиезавершеннойформыэтойкниги- нашсовместныйтруд.

Ярад, чтопомогдонестиидеиГордонаНьюфелда, меняющиенашепредставлениеовоспитании, доширокойпублики. Этонужнобылосделатьужедавно, имыблагодарнысудьбезато, чтовозникшиемеждунамидружескиеиделовыеотношенияпомоглипоявлениюэтойкниги. Мынадеемся, иболеетого, мыуверены, чточитательтакженайдетрезультатнашейсовместнойработыполезным.

Мыхотимпоблагодаритьнашихиздателей: ДиануМартинвТоронтоиСюзаннуПортервНью-Йорке. Дианаувиделабудущееэтойкнигиужевмоментеезарожденияиоказываланамдружескуюподдержкунапротяжениивсейнашейработы. Сюзаннатерпеливоипрофессиональноизучиланашипространныеибеспорядочныерукописи, иблагодаряееценнымсоветамнамудалосьсоздатьболеелегкуюипоследовательнуюверсиюкниги, точнеедонестиеесмысл. Врезультатевозниклакнига, котораябудетпонятначитателям, икоторойдовольнысамиавторы.

Д-рГаборМатэ

 

Благодарности

Неоценимуюпрактическуюпомощьвсозданиииподготовкеэтойкнигиоказалисемьчеловек: ГейлКарни, КристинДиринг, ШелдонКляйн, ДжойНьюфелд, КейтТашеро, СьюзанУокериЭлейнВайн. Вместеонисталичленами«Группыповторникам». Каждуюнеделю, спервыхднейработынадкнигойидоокончательнойредактурырукописи, мыпроводиливстречисними. Ониобсуждали, критиковалиианализировалипервыезадумки, которыемыпред-ставля.тиим, азатемиглавы«Неупускайтесвоихдетей».

Длявсехчленовгруппыбыловажно, чтобыприизложениинашихидейвпечатнойформесохранилсязамыселкниги, и, крометого, чтобыонасоответствовалапрактическимиэмоциональнымпотребностямчитателя.

Мы, авторы, снетерпениеможидалиэтихвдохновляющихиплодотворныхвстреч; мысгрустьювспоминалионих, когдазавершениеработынадкнигойположилоконецинашимрегулярнымсобраниям. Мысблагодарностьюпризнаемнеоценимыйвклад«Группыповторникам»: безихподдержкинашазадачабылабыгораздотруднее, арезультатнебылбыстольудачным.

 

Предисловиекевропейскимизданиям

Эпидемиякультурногохаоса, свирепствующаявНовомСвете, угрожаетпоразитьиЕвропу, еслиевропейцыневстанутназащитусамогодорогого: своихотношенийсдетьми. Тенденции, доминирующиевСевернойАмерике, поддавлениемглобальнойэкономикипроникаютвразныеуголкипланетыипроявляютсятамспугающейсилой, ослабляячувствопривязанности, призванноеобеспечитьпрочнуюсвязьдетейсзаботящимисяонихвзрослыми. Такимобразом, ониразрушаютконтекствоспитания, препятствуяразвитиючеловеческойличности, и, незаметно, нонеумолимо, разъедаютфундаментдляпередачикультуры.

ПривнимательномрассмотренииситуациивСевернойАмерике, становитсяочевидным, чтодетиучатсятому, какпоступать, каквыглядеть, какихценностейпридерживаться, какуюкультурувыбирать, какимнормамповеденияследовать, неуродителей, учителейилидругихвзрослых, адругудруга. Этотфеноменяобозначаютермином«ориентациянаровесников».

Недавно, вовремягодичноготворческогоотпуска, которыйяссемьейпроводилвПровансе, яосознал, насколькосильноамериканскиедетиориентированынаровесников, посравнениюсихсверстникамивконтинентальнойЕвропе. Какправило, европейскиедетипо-прежнемуучатсяувзрослых. Впротивоположностьим, удетейвСоединенныхШтатах, Канаде, АнглиииАвстралиичувствопривязанностинастолькотрансформировано, чтоориентациянаровесниковужевоспринимаетсякакнорма. Кровьпересталабытьгущеводы. Культуравэтихстранахтеперьпередаетсяпогоризонтали, анеповертикали, врезультатечеговозникаютразличныепоп-культуры, каждаяизкоторыхсуществуетнебольшедесятилетия. Детианглоязычногомира, какправило, говорят, одеваютсяивыглядятодинаково, ониподражаютдругдругувовсем, начинаясвнешностиизаканчиваяповедениемисамооценкой. Результатомэтогостановитсянезрелость, культурноеотчуждениеиснижениеобучаемостиподростков, ранняясексуальность, наркотическиезависимости, ростагрессии, преступностиинасилиясредидетей. Родителивстревожены, оничувствуютсебябеспомощными, потомучторазвитиедетей, кажется, большенезависитотвлияниявзрослых.

Детибольшенеориентируютсянавзрослых, азначитконтекстдляихростаиразвитияразрушен. Длятогочтобывоспитаниебылоэффективным, междудетьмииродителямидолжныустановитьсяправильныеотношения. Ориентациянаровесниковделаетпроцессвоспитаниягораздоболеесложным, посравнениюстем, какимонбылраньшеикакимдолженбыть. Американскиедетитеряютсвоихродителейнепотому, чтотемнехватаетзнанийилижеланияучаствоватьвжизнидетей, аиз-заотсутствиявихотношенияхпривязанности. Еслиэтотпроцесснеостановить, ориентациянаровесниковстанетнормойвовсеммире.

Какойбыбезвкусной, дешевойиагрессивнойнибылаамериканскаяпоп-культура, вредвеликимкультурамконтинентальнойЕвропыиЯпониионапричиняетнесамапосебе, аврезультатепотеривзрослымисвоейроливкачествеглавногообъектапривязанностидлядетей. Кактолькокультуралишаетсяфундаментапривязанности, ничтобольшенеможетсохранитьеемудростьиеетрадиции. Опасностьреальна. ПослепребываниявЕвропемнесталоочевидно, чтохотякультураееобладаетвысочайшейценностью, вобщественетпониманиятого, наскольковеликарольотношенийпривязанностивсохранениикультуры. Безэтогопониманияконтекстпривязанностинеизбежноподтачиваетсятемижеэкономическимисилами, которыепривеликхаосугорода, районы, семьиикультурыСевернойАмерикиидругихчастеймира. Какговорится, «чтоимеем- нехраним, потерявши- плачем». Когдародителиперестаютбытьсамымиглавнымилюдьми, скоторымиребенокхочетобщатьсяинакогоонстремитсябытьпохожим, обществолишаетсябазовыхмеханизмовпередачисвоихценностейикультуры.

Последнимрезультатомпотерипривязанностикродителямивзрослымстановитсяпотеряконтекстадляздоровогоразвитияличности. Привязанностьребенкакродителямсоздаетосновуформированияегоиндивидуальности. Когдаровесникизаменяютродителей, детиостанавливаютсявсвоемразвитии. Результаториентациинаровесников - появлениепоколенийнезрелых, измученныхпроблемамиконформистов, неспособныхинтегрироватьсявобщество. Обществусегоднянехватаетлидерстваизрелости. Толькосильнаяпривязанностьдетейквзрослымпоможетвоспитатьэтикачества. Мыдолжныосознатьееценность, покамыеенепотеряли, ведьтолькотакмысможемзащититьнашукультуру, которая, всвоюочередь, поможетсохранениюпривязанности.

Восновеориентациинаровесниковванглоязычныхстранахлежатпроцветающийтамматериализмистрастьктехнологиям, принесеннаяглобальнойэкономикой. Еслиевропейцыхотятизбежатьэтойнапасти, онидолжнывнимательноследитьзатем, чтобымолодыелюдипродолжалиориентироватьсянавзрослых. Однойкультурыуженедостаточно; сейчаснамнеобходимопониманиеотношенийпривязанности. СтарыйСвет, гдесильноуважениекмноговековымкультурам, вкоторыхдетипривязаныксвоимродителям, сталсегоднянашейглавнойнадеждой.

 

Почемуродителисегоднязначатбольше, чемкогда-либо

 

ДвенадцатилетнийДжеремисклонилсянадклавиатурой, уставившисьвмониторкомпьютера. Начасахвосемьвечера, домашнеезаданиеназавтранесделано, ноотцовскиеувещевания«нетянутьсэтим»игнорируются. ДжеремипереписываетсясдрузьямивпрограммеMSN Messenger: онисплетничаютотом, ктокомунравится, решают, скемдружить, аскемвраждовать, обсуждают, кто, чтоикомусказалсегоднявшколе, делятсягорячиминовостями. «Оставьменявпокое!»- огрызаетсяоннаотца, когдатотвочереднойразподходиткнему, чтобынапомнитьодомашнейработе. «Еслибытызанялсяделом», - парируетотец, иголосегодрожитотбессилия, -«ябыоставилтебявпокое». Словеснаяперепалканарастает, голосастановятсягромче, ичерезнесколькомгновенийДжеремиужекричит: «Тыничегонепонимаешь!»- ихлопаетдверью.

ОтецрасстроенисердитнаДжереми, ноещебольшеонсердитсянасебя: «Опятьуменяничегоневышло», - думаетон. - «Янеумеюобщатьсяссобственнымсыном». ИхсженойоченьбеспокоитповедениеДжереми: раньшеонбылтакимсговорчивым, атеперьегонетольконевозможноконтролировать, ондажесоветовродительскихслушатьнехочет. Кажется, еговниманиесосредоточеноисключительнонаобщениисдрузьями. Несколькоразвнеделювдомевозникаетконфликтпоодномуитомужесценарию, нониребенок, ниродителинеспособныизменитьсвоеповедениеинайтивыходизтупика. Родителичувствуютсебябеспомощными. Ониникогданебылисторонникаминаказаний, носейчасимвсечащеичащеприходитсяприменять«жесткиемеры». Послетакихслучаевихсынстановитсяещеболееозлобленнымиведетсебявызывающе.

Должнолиродительствобытьтакимтрудным? Всегдалионобылотаким? Старшиепоколенияираньшежаловалисьнато, чтомолодежьихнеуважаетиутверждали, чтосамионибылигораздоболеедисциплинированными. Новпоследнеевремямногиеродителиинтуитивночувствуют: что-тоидетнетак. Детисейчасперестаютсоответствоватьнашимпредставлениямоних. Онидалеконевсегдаследуютпримерувзрослых, меньшебоятсянеприятностей. Оникажутсяменееневиннымиинаивными, ониуженесмотрятнамирширокораскрытымиглазами; онибольшенеумеютизумляться, ничудесаприроды, нитворениячеловекабольшеневозбуждаютвнихжаждуоткрытий. Многиедетикажутсянеповозрастуискушенными, дажепресыщеннымивнекоторомсмысле, «созревшими»раньшевремени. Имоченьбыстростановитсяскучнобезобщенияссебеподобнымиибезвысокотехнологичныхустройствподрукой. Творческиеигрыводиночествеуходятвпрошлое. «Когдаябыламаленькой, ямогладобесконечностивозитьсясглиной, которуюнаходилавканавевозленашегодома», - вспоминаетоднасорокачетырехлетняямама. - «Мнеоченьнравилисьощущенияотприкосновениякней; яобожалапридаватьейразличныеформыилипросторазминатьеевруках. Авотмойшестилетнийсынсовершеннонеумеетигратьсамостоятельно, еслитолькооннезакомпьютером, неиграетвNintendo иливвидеоигры».

Родители, кажется, тожесталидругими. Наширодителибылиспокойнее, увереннеевсебе, и, хорошоэтоилиплохо, онибольшевлиялинанас. Сегодняродительствопересталобытьестественным.

Современныеродителилюбятсвоихдетейсильнее, чемкогда-либо, ноэталюбовьневсегдапомогаетсправитьсяструдностями. Мыточнотакже, какипредыдущиепоколения, можеммногомунаучитьсвоихдетей, но, неизвестнопочему, намнехватаетспособностейдляПередачизнаний. Мынечувствуемвсебесилвестисвоихдетейкреализацииихпотенциала. Иногдаониотдаляютсяотнас, будтоувлекаемыепеснейсирен, которуюсамимынеслышим. Мыбоимся, поройнеосознанно, чтомирсталменеебезопаснымдляних, чтомыневсостоянииихзащитить. Пропасть, разделяющаяпоколениявзрослыхидетей, всечащевыглядитнепреодолимой.

Мыборемсязато, чтобысоответствовать«правильному»образуродителя. Недостигаярезультатов, ккоторымстремимся, мывзываемкнашимдетям, умасливаемих, подкупаем, награждаемилинаказываем. Когдамыобращаемсякним, наштонкажетсяслишкомрезкимдаженамсамим, мысловноперестаембытьсамимисобой. Мыстановимсяравнодушнымивмоментыкризиса, втесамыемоменты, когданамхотелосьбыпроявитьвсюсилунашейбезусловнойлюбви. Мычувствуемсебяуязвленнымииотвергнутымикакродители. Мывинимсебявтом, чтонесправилисьсосвоейродительскойзадачей, винимнашихдетейзаихнепокорность, телевизор- зато, чтоонихотвлекает, школьнуюсистему- занедостаточнуюжесткость. Когданашебессилиестановитсяневыносимым, мыприбегаемкпримитивнымавторитарнымформуламвдухе«сделайсам», стольхарактернымдлянашеговремени.

Значимостьродительскоговлияниянаразвитиеисозреваниемолодогопоколениясегодняпоставленаподсомнение. «Имеютлиродителизначение?»- такзвучалатеманомераодногоизвыпусковжурналаNewsweek в1998 году. «Рольродителейобесценилась», -утверждаетсяводнойизкниг, получившеймировуюизвестностьвэтомгоду. - «Васзаставилиповеритьвто, чтовыгораздобольшевлияетеналичностьсвоегоребенка, чемнасамомделе»'.

Вопросовлиянииродителейнебылбытакимпринципиальным, еслибыделаумолодогопоколенияшлихорошо. Тотфакт, чтонашидетинеприслушиваютсякнамилинепринимаютнашиценности, ещеможнобылобыпринять, будьонипо-настоящемуувереннымивсебе, самостоятельнымиинезависимыми, обладайониобъективнойсамооценкой, жизненнымицелямиипониманиемсвоегопути. Номывидим, чтоумногихдетейимолодыхлюдейэтикачестваотсутствуют. Дома, вшкале, вовсевозможныхсообществахвзрослеющиемолодыелюдибольшененаходятопоры. Многиеизнихплохоконтролируютсебяилистрадаютпсихическимирасстройствами, употребляютнаркотики, проявляютсклонностькнасилиюиливедутбесцельноесуществование. Онистановятсяменееобучаемымиииспытываютбольшетрудностейвобщениипосравнениюсихсверстникаминесколькодесятилетийназад. Многиеизнихутратилиспособностьадаптироваться, извлекатьурокиизнегативногоопытаивзрослеть. Сегодняогромномуколичествудетейиподростковмедикивыписываютпрепаратыдлялечениядепрессий, фобийимассыдругихотклонений. Зловещимсвидетельствомкризисамолодогопоколенияявляетсяростпреступностившколахи, вкрайнихегопроявлениях- убийствадетейдетьми. Подобныетрагедии, случающиесядостаточноредко, являютсялишьсамымияркимивспышкамиширокораспространеннойболезни, агрессивности, стольчастовстречающейсявсовременноймолодежнойкультуре.

Преданныеиответственныеродителивотчаянии. Несмотрянанашулюбовьизаботу, детинаходятсявсостояниисильногостресса. Родителиидругиевзрослыебольшенеявляютсяестественнымивоспитателямидлямолодежи, какэтобыловсегдавчеловеческойкультуреикакпроисходитдосихпорудругихвидовживыхсуществ, пребывающихврамкахсвоихприродныхареалов. Старшиепоколения, родители, бабушкиидедушкипослевоенногопериода, смотрятнанасснепониманием. «Внашевремянамненужныбылируководстваповоспитаниюдетей, мыпростовоспитывалиивсе», -говорятони, искренненедоумевая.

Иронияситуацииещеивтом, чтосегоднямыбольше, чемкогда-либо, знаеморазвитиидетей, иунасбольшевозможностейдляпосещенияразличныхкурсовичтениякнигповоспитанию, чембылоувсехпредыдущихпоколенийродителей.

 

Нехватаетконтекста

 

Такчтожеизменилось? Проблемазаключаетсяводномслове-контекст. Неважно, насколькомыдоброжелательны, опытныилиучастливы, воспитаниенепроисходитвотрывеотокружения. Длятогочтобыбытьэффективным, воспитаниюнеобходимконтекст. Ребенокбудетвосприниматьнашевоспитание, еслимысформируемДлянегоконтекст, сделаемегокомфортным, побуждающимкразвитию, направляющимвнужноерусло. Детинедаютнамполномочийвоспитыватьихавтоматически, толькопотому, чтомывзрослые, илипотомучтомылюбимихисчитаем, чтознаем, чтодляниххорошо, илипотомучтомыискреннепечемсяоних. Сэтимчастосталкиваютсяприемныеродители, атакжедругиелюди, заботящиесяонеродныхдлянихдетях, патронатныесемьи, няни, гувернантки, воспитательницывдетскомсаду, учителя. Нодажеисроднымидетьмиестественныйродительскийавторитетможетбытьутерян, еслиразрушаетсяконтекствоспитания.

Еслиродительскогоопытаидажеродительскойлюбвинедостаточно, чтожетогданужно? Существуетабсолютнонеобходимый, особыйтипотношений, безкотороговоспитаниелишенотвердогофундамента. Девелопменталисты- психологиидругиеисследователи, занимающиесявопросамиразвитиячеловеческойличности- называютихотношениямипривязанности. Ребенокоткрытдлявоспитательноговоздействиясосторонывзрослого, толькоеслионоченьсильнопривязанкэтомувзрослому, стремитсякконтактусним, кблизости. Вначалежизниэтостремлениек привязанности проявляетсявосновномнафизическомуровне: ребенокбуквальнольнеткродителю, нуждаетсявтом, чтобыегодержалинаруках. Есливсеидетпоплану, привязанностьвлечетзасобойпоявлениеэмоциональнойблизостиивконцеконцовприводиткформированиютеснойпсихологическойсвязи. Детей, укоторыхотсутствуеттакаясвязьсродителями/опекунами, оченьсложновоспитывать, азачастуюдажеобучать. Толькоотношенияпривязанностимогутсоздатьподходящийконтекстдлявоспитания.

Секретродительскоговоспитания- невтом, что делает родитель, автом, кемон является дляребенка. Когдадетиищутблизостиснамиистремятсякустановлениюконтакта, мыстановимсядлянихвоспитателями, учителями, советчиками, утешителями, образцамидляподражания. Еслиребеноксильнопривязанкнам, мыявляемсядлянегостратегическойбазой, скоторойонможетсовершатьвылазки, чтобыисследоватьэтотмир, убежищем, гдеоннайдетподдержку, источникомвдохновения. Всялюбовьмиранесможетнампомочь, еслиотсутствуетэтапсихологическаяпуповина, созданнаяпривязанностьюребенкакнам.

Ребенокдолженбытьпривязанкродителям, покрайнеймере, дотехпор, покаоннуждаетсявродительскойопеке. Ноименноэтоговсесложнеедостичьвсовременноммире. Родителинеизменились-онинестатименеекомпетентнымиилименеепреданными. Неизменилисьифундаментальныеосновыдетскойприроды: детинесталименеезависимымиилименеевосприимчивыми. Изменилсякультурныйконтекст, вкотороммывоспитываемсвоихдетей. Культураиобществобольшенеподдерживаютпривязанностьдетейкихродителям. Дажеотношенияребенок-родитель, вначалесвоегоразвитиятакиеинтенсивныеиполностьюобеспечивающиесуществованиеребенка, могутразрушиться, кактольконашидетивыйдутвмир, которыйбольшенеценитинестремитсякукреплениюэтойсвязи. Удетейвсечащеформируютсяпривязанности, конкурирующиеспривязанностьюкродителям, врезультатечегосоздатьправильныйконтекстдлявоспитаниястановитсятеперьвсесложнееисложнее. Неэффективныминашиметодывоспитанияделаетвовсененедостатоклюбвиилизнаний, деловразрушенииконтекстапривязанности.

 

Влияниекультурыровесников

 

Основнаяинаиболееразрушительнаяизконкурирующихпривязанностей, подрывающаяродительскийавторитетиделающаябессильнойродительскуюлюбовь- этовсебольшеукрепляющаясясвязьнашихдетейсосвоимировесниками. Истокинарушенийповеденияцелогопоколениясегодняшнихдетейиподростковлежатвтом, чтовоспитывающиеихвзрослыепересталибытьдлядетейориентиром- вотосновнаяидеяэтойкниги. Ядалекоттого, чтобыставитьздесьочередноймедико-психологическийдиагноз- вэтомменьшевсегонуждаютсясейчасибезтогосбитыестолкуродители- мыиспользуемсловонарушениевсамомбазовомегозначении: прерываниеестественногоходавещей. Впервыевисториимолодыелюдиобращаютсязазнаниями, примеромисоветомнекматерям, отцам, учителямидругимответственнымзанихвзрослым, аклюдям, выступлениекоторыхвроливоспитателейпротиворечитсамойприроде- ксвоимровесникам. Имибольшенельзяуправлять, онинеподдаютсяобучению, ониневзрослеют, потомучтоонибольшенеследуютпримерувзрослых. Воспитаниемдетейтеперьзанимаютсялюди, неспособныепомочьимдостичьзрелости, посколькусамикнейнепришли. Детисамивоспитываютдругдруга.

Наиболееприемлемымтерминомдляописанияэтогофеноменаявляется ориентациянаровесников. Именноориентациянаровесниковзаставляетзамолчатьнаширодительскиеинстинкты, подтачиваетнашестественныйавторитетивынуждаетначатьвоспитыватьсвоихдетейнесердцем, аголовой- черпаязнанияовоспитанииизкнигисоветов«экспертов», следуяразмытыможиданиямобщества.

Чтожетакоеориентациянаровесников?

Ориентация, стремлениекориентированиюнаместностиизнакомствусокружением, являетсяфундаментальныминстинктомипотребностьючеловека. Впротивоположностьей, дезориентация- этоодинизсамыхболезненныхчеловеческихопытов. Привязанностьиориентациянеразрывносвязаныдругсдругом. Человек, какидругиеживыесущества, способенкнепроизвольномуориентированию, путемследованияпримерутех, ккомуонпривязан.

Дети, какидругиепредставителимолодогопоколениятеплокровных, обладаютврожденныминстинктомориентации: онинуждаютсявтом, чтобыкто-тозадавалнаправлениеихдвижению. Также, какмагнитнаястрелкакомпасаавтоматическиразворачиваетсявсторонуСеверногополюса, детиимеютврожденнуюпотребностьнаходитьсвоенаправление, поворачиваясьвсторонуисточникаавторитета, контактаитепла. Детинемогутжитьбезтакойфигуры: ихэтодезориентирует. Онинемогутсправитьсястем, чтояназываю ориентационнойпустотой*. Родительилидругойвзрослый, исполняющийобязанностиродителя, являетсязадуманнымприродойполюсомориентациидляребенка, подобнотому, какувсехдругихживыхсуществ, воспитывающихсвоепотомство, взрослыеособинаправляютразвитиемолодых.

*Еслинеуказаноиное, местоимение«я»относитсякГордонуНьюфелду.

 

Ориентационныйинстинктчеловекасродниинстинктуимпринтингауутенка. Вылупившисьизяйца, утенокмгновеннозапечатлеваетобразматери-утки- онбудетследоватьзанейвезде, учитьсянаеепримереислушатьсяееуказанийдотехпор, поканесозреетдлянезависимости. Именнотаквсезадуманоприродой. Однаковотсутствиематери-утки, утенокбудетследоватьзаближайшимкнемудвижущимсяобъектом- человеком, собакойилидажемеханическойигрушкой. Нестоитиговорить, чтоничеловек, нисобака, ниигрушканесмогуттакжехорошопомочьутенкууспешнодостичьзрелости, какэтомоглабысделатьмама-утка. Точнотакже, еслирядомнетвзрослого, играющегорольродителя, человеческоедитябудеториентироватьсянакогоугодноизближайшегоокружения. Впоследниепятьилишестьдесятилетийсоциальные, экономическиеикультурныетенденциибылинаправленынато, чтобывытеснитьродителейсихизначальныхпозиций, ослабитьихориентирующеевлияниенасобственныхдетей. Ихместозанялагруппаровесников, иэтопривелокпечальнымпоследствиям.

Какбудетпоказанониже, детинемогуториентироватьсяодновременнонавзрослыхинадругихдетей. Невозможноводноитожевремяидтивпротивоположныхнаправлениях. Мозгребенкавынужденавтоматическивыбиратьмеждуродительскимиценностямииценностямировесников, родительскимруководствомируководствомровесников, родительскойкультуройикультуройровесниковвовсехслучаях, когдадваэтимираконфликтуютмеждусобой.

Утверждаемлимы, чтоудетейнедолжнобытьдрузейихвозрастаилионинедолжныобщатьсясдругимидетьми? Вовсенет. Напротив, такиесвязиестественныимогутидтинапользу. Вкультурах, ориентированныхнавзрослых, гдеведущимипринципамииценностямиявляютсяте, носителямикоторыхвыступаютболеезрелыепоколения, детиобщаютсядругсдругом, нетеряясвоейориентацииинеотрицаяведущейролисвоихродителей. Внашемобществевсесталоиначе. Связисровесникамизаменилиотношениясовзрослымивкачествеосновныхисточниковориентациидляребенка. Противоестественнымявляетсяненаличиеконтактамеждуровесниками, ато, чтодетистановятсядоминирующимиисточникамиразвитиядругдруга.

 

 

Нормальна, нонеестественнаинеполезна

 

Внашидниориентациянаровесниковнастолькоширокораспространилась, чтосталанормой. Многиепсихологиивоспитатели, даиобычныелюди, началирассматриватьеекакестественноесостояние, ичастодажесчитаютееособымфеноменом, достойнымизучения. Еепринимаюткакдолжное. Но«нормальное»всмыслесоответствияобщепринятымнормам- нетоже, что«естественное»или«полезное». Вориентациинаровесниковнетничегополезногоилиестественного. Такая«контрреволюция», изменившаяестественныйходвещей, восторжествовалалишьнедавновнаиболееиндустриализированныхстранах. Причиныэтогомырассмотримниже(вГлаве3). Феноменориентациинаровесниковпокаещенесталчастьютрадиционныхкультур, оннепроникивомногиеобластиЗападногомира, отдаленныеот«глобализированных»городскихцентров. НапротяжениивсейэволюциичеловечестваипочтидосамойВторойМировойвойныориентациянавзрослыхбыланормойдляразвитиячеловека. Мы, взрослые, заботящиесяомолодомпоколении, родителииучителя, тольконедавнопотерялинашевлияние, даженеосознав, какэтопроизошло.

Ориентациянаровесниковвыглядитестественнойилиостаетсянезамеченной, потомучтомыутратилинашуинтуициюипотомучтомыневольносаминачалиориентироватьсянаровесников. ПредставителипослевоенныхпоколенийАнглии, СевернойАмерики, даимногихдругихуголковиндустриальногомира, саминастолькозацикленынаровесниках, чтонемогутздравооценитьвсюсерьезностьэтойпроблемы.

Донедавнеговремени, культуравсегдапередаваласьповертикали, отпоколениякпоколению. Напротяжениитысячелетий, писалДжозефКэмпбелл, «молодоепоколениеполучалообразованиеисвозрастомнабиралосьмудрости»посредствомобучения, опытаипониманиятрадиционныхформкультуры. Взрослыеигралиключевуюрольвделепередачикультуры, берято, чтоониполучалиотсвоихродителейипередаваяэтодальше, своимдетям. Нокультура, скоторойзнакомятся наши дети- этокультураихровесников, анеродителей. Детисоздаютсвоюсобственнуюкультуру, весьмаотличнуюотродительской, и, внекоторомсмысле, дажечуждуюпоследней. Теперькультурапередаетсянеповертикали, апогоризонтали, представителимолодогопоколенияпередаютеедругдругу.

Ключевымиэлементамилюбойкультурыявляютсяееобычаи, музыка, стильодежды, праздники, истории. Музыка, которуюслушаютдети, оченьмалонапоминаетту, чтослушалиихдеды. Внешностьнашихдетейгораздобольшесоответствуетвнешностиихсверстников, чемкультурномунаследиюихродителей. Вечеринкивчестьихднейрожденияиихритуалыбольшепохожинате, чтоустраиваютдругиедетиизихокружения, чемнавечеринкиихродителей. Всеэтокажетсянамнормойлишьпотому, чтомысамиориентированынаровесников. Феноменсуществованиямолодежнойкультуры, отдельнойиотличнойоткультурывзрослых, появилсяпримернопятьдесятлетназад. Хотяполвека- этоотносительнонебольшойпериоддляисториичеловечества, вжизниотдельногочеловекаэтоцелаяэпоха. Большинствочитателейэтойкнигивыросливобществе, гдекультураужепередаваласьпогоризонтали, анеповертикали. Скаждымновымпоколениемэтотпроцесс, грозящийразрушитьцивилизованноеобщество, приобретаетвсебольшуюсилуиидетвсебыстрее. Дажезадвадцатьлет, прошедшиемеждурождениеммоегопервогоимоегопятогоребенка, позицииродителейсерьезноослабели.

Вобширноммеждународномисследовании, проведенномбританскимдетскимпсихиатромсэромМайкломРуттеромикриминологомДэвидомСмитом, говоритсяотом, чтофеномендетскойкультуры, впервыепоявившийсяпослеВторойМировойвойны, сталоднимизсамыхдраматичныхизловещихвобществедвадцатоговека. Этоисследование, вкоторомпринялиучастиекрупнейшиеученыеизшестидесятистран, связываетраспространениеасоциальныхформповеденияспрекращениемпередачиосновногокультурногопотокаповертикали. Последствиямипоявлениядетскойкультуры, отличнойиотдельнойотосновнойкультурыобщества, сталростпреступности, насилия, агрессиииделинквентногоповедениявсредемолодежи.

Этиобщиекультурныезакономерностипрослеживаютсяиврамкахиндивидуальногоразвитиянашихдетей. То, кеммыхотимбыть, икакимимыхотимбыть, определяетсянашейориентацией, тем, когомывыбираемвкачествеобразцадляподражания, скеммысебяидентифицируем. ВсовременнойпсихологическойлитературеподчеркиваетсярольровесниковвсозданиичувстваидентичностиРебенка'. Когдадетейпросятописатьсебя, ониоченьчастодаженеВспоминаютосвоихродителях, рассматриваясебяисключительноврамкахсистемыценностейиожиданийдругихдетейигруппыровесников, ккоторойпринадлежат. Произошелкакой-тосерьезныйсистемныйсдвиг. Слишкомчастосегодняровесникивместородителейиграютглавнуюрольвформированииличностиребенка.

Всегонесколькопоколенийназадключеваярольпринадлежалародителям. КарлЮнгпредполагал, чтосильнейшеевлияниенаребенкаоказываютдаженесамидетско-родительскиеотношения. То, чтоотсутствуетвэтихотношениях, наиболееболезненносказываетсяналичностиребенка. ЗнаменитыйбританскийдетскийпсихиатрД.В. Винникоттакописываетподобнуюситуацию: «ничегонепроисходит, втовремякакчто-тооченьважноедолжнопроисходить». Пугающаямысль. Иещебольшепугаеттотфакт, что, еслировесникитеперьзначатбольше, чемвзрослые, то, чегонехватаетвотношенияхсними, оставитнаиболеесерьезныйотпечаток. Вотношенияхсровесникамиабсолютноотсутствуетбезусловнаялюбовьипринятие, стремлениезаботитьсяодругомчеловеке, способностьксамопожертвованию, желаниесделатьвсерадиростаиразвитиядругогочеловека. Присравненииотношениймеждуровесникамииотношенийдетейсродителями, родителивыглядятсвятыми. Результатытакойподменыдлямногихдетейоборачиваютсякатастрофой.

Одновременносраспространениемориентациинаровесниковвнашемобществеужасающебыстрымитемпамирастетчислосуицидовсредидетей, запоследниепятьдесятлетвСевернойАмерикеколичествотакихслучаеввгруппедетейотдесятидочетырнадцатилетвырословчетырераза. Особенностремительнымростчисласамоубийстввэтойгруппебылвпериодс1980 по1992 год, тогдаонсоставил120 процентов. Вбедныхрайонах, гдезамещениеродителейровесникаминаиболеераспространено, этотпоказательувеличилсяещебольше". То, чтостоитзаэтимисуицидами, оченьпоказательно. Какимногиеисследователиразвитиячеловеческойличности, явсегдапредполагал, чтоосновнымпровоцирующимфактомвподобныхслучаяхявляетсяродительскоенеприятие. Теперьэтоуженетак. Янекотороевремяработалснесовершеннолетнимиправонарушителями. Частьюмоейработыбылоизучениепсихологическойдинамикиудетейиподростков, совершавшихпопыткисуицида, успешныеилинет. Кмоемубесконечномуудивлению, решающимфактором, чащевсего, становилисьотношениясровесниками, анесродителями. Неяодинпришелктакимвыводам, ониподтверждаютсявсевозрастающимколичествомсообщенийослучаяхдетскихсуицидов, спровоцированныхнеприятиемииздевательствамисосто<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: