Взаимодействие и единство предмета и метода ЭТ




Логика эволюции предмета экономической теории

Экономия – так изначально называлась наука о домашнем хояйстве (оэкос – дом, хоз-во, номос – правило, закон).

Этапы развития. 1. Антуан де Монкретьен "Трактат о политической экономии" (1616 г.) ввел термин "полит. экономия", рассматривал её как свод правил хозяйственной деятельности. 2. Школа меркантелизма (сформировалась в 15-17 вв.). Представители – Томас Манн, Кольбер. Исходили из того, что источником богатства общества является торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли. 3. Школа физеократов. Представители – Кенэ и Тюрго. Акцент исследования переносят в сферу пр-ва (ограничена сельским хоз-вом). Кенэ в "Экономических таблицах" рассматривает процесс пр-ва как непрерывно повторяющийся и возобновляющийся, т.е. как воспроизводство. Впервые обосновал необходимость соблюдения определённых пропорций в развитии пр-ва. Социальная структура общества состоит из 3х классов: производительного (сельское хоз-во), собственников (владельцы) и бесплодного (все остальные). 4. Становление классической буржуазной политэкономии (18 в.) Представители – Адам Смит, Давил Рикардо. А. Смит "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.) Основной объект исследования – пр-во, независимо от отраслевой особенности. Смит полагал, что каждый человек, стремясь к личному обогащению, удовлетворяет интересы общества в целом. Основой учения Смита был принцип свободной конкуренции. Д. Рикардо считал, что фундамент экономических отношений – закон стоимости. Капитализм – рациональная система пр-ва. 5. Теория марксизма (19 в.) Маркс, "Капитал". Разработано учение об общественных экономических формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во и т.д.); об элементах экономической формации – производительных силах, производственных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости А. Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория прибавочной стоимости. Но в той форме, в которой она сложилась в СССР, приобрела ряд негативных черт. Главной задачей была защита социалистического строя. Многие правильные экономические теории превратились в догмы, не отвечали реалиям своего времени. 6. Школа монетаризма. Мильтон Фридман, "История денежного обращения в США". Школа современной экономической мысли, акцент на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении. Полагали, чо существует связь между темпом роста кол-ва денег и национального дохода. Инфляция – опрежения темпа роста денег темпов роста пр-ва. Деньги – главный фактор всей рыночной экономики. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать денежную массу на уровне 3-5 % от ВНП.

Современный подход: специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов.

Взаимодействие и единство предмета и метода ЭТ

Общая эк. теория-это общественная наука, кот. изучает поведение людей и различных групп в процессе производства, распределении и потреблении мат. благ в целях удовлетворения потребностей, при огр. ресурсах. Осн. задача теор. эк. дать не просто описание эк. явл., а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему эк. явлений, процессов и законов. Теоретическая эк. исп. широкий спектр методов научного познания - метод научной абстракции, отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Применяются также такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукци я делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, эк. теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: