Министерство образования и науки Российской Федерации
Набережночелнинский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»
Кафедра Экономики и менеджмента
Требования к выпускной квалификационной работе и порядку их выполнения
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика
Квалификация: бакалавр
Профиль подготовки: экономика предприятий и организаций
Вид(ы) профессиональной деятельности: расчетно-экономическая, организационно-управленческая
Набережные Челны 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА.. 5
1.1 Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности. 5
2.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА.. 8
2.1Тематика выпускных квалификационных работ. 9
3.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 12
4.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР. 18
5.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР И ЕЕ ЗАЩИТЫ.. 25
5.1 Подготовка презентационного материала. 26
5.2 Защита выпускной квалификационной работы.. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 29
Образец оформления титульного листа ВКР. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 30
Образец оформления задания на ВКР. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 33
Образец отзыва руководителя о работе в период подготовки ВКР. 33
ВВЕДЕНИЕ
Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
|
Формой государственной итоговой аттестации бакалавра является защита выпускной квалификационной работы (ВКР), которая представляет собой законченное теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных частных задач, определяемых особенностями подготовки по изучаемому направлению.
После принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] были актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и разработан целый ряд документов Министерства образования и науки по реализации основных образовательных программ, в том числе Порядок проведения государственной итоговой аттестации [2]. Это обусловило актуальность разработки требований к выпускной квалификационной работе и порядку их выполнения для обучающихся направления 38.03.01 «Экономика» по профилю подготовки: «Экономика предприятий и организаций» с учетом новых нормативных требований и современного состояния информационных технологий.
Цель – приобретение обучающимися знаний по разработке выпускной квалификационной работы и формирование у них умений и навыков по ее оформлению в соответствии с нормативными документами.
Основные задачи:
- определить требования к уровню подготовленности обучающего;
- определить требования к ВКР;
- определить требования к структуре ВКР;
- определить требования к оформлению ВКР;
- ознакомить с порядком выполнения ВКР и ее защиты.
Требования к ВКР разработаны на основе ФГОС ВО 38.03.01 «Экономика» [3], библиотечному и издательскому делу, а также нормативных актов Министерства образования и науки РФ.
|
В данном документе рассмотрены область, объекты и виды и задачи профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата. Определены цели и задачи выполнения ВКР, систематизирована ее структура, приведены требования к ее оформлению. Установлен порядок выполнения ВКР и ее защиты перед государственной экзаменационной комиссией.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС ВО.
1.1 Область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организации различных отраслей, сфер и форм собственности;
- финансовые, кредитные и страховые учреждения;
- органы государственной и муниципальной власти;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
- учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
- поведение хозяйствующих агентов;
|
- затраты и результаты хозяйствующих агентов;
- функционирующие рынки;
- финансовые и информационные потоки;
- производственные процессы.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
- расчетно-экономическая;
- организационно-управленческая.
Задачи профессиональной деятельности.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
При осуществлении расчетно-экономической деятельности
выпускник решает следующие задачи:
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.
организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
При осуществлении расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности увыпускника проверяется степень освоения компетенций по ФГОС ВО:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)
№ | Формируемая компетенция | Код |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ОК 1 | |
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | ОК 2 | |
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | ОК 3 | |
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | ОК 4 | |
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ОК 5 | |
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | ОК 6 | |
способностью к самоорганизации и самообразованию | ОК 7 | |
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | ОК 8 | |
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | ОК 9 |
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК)
№ | Формируемая компетенция | Код |
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | ОПК 1 | |
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | ОПК 2 | |
способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | ОПК 3 | |
способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | ОПК 4 |
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)
№ | Формируемая компетенция | Код |
Вид деятельности: расчетно-экономическая | ||
способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | ПК 1 | |
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | ПК 2 | |
способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | ПК 3 | |
Вид деятельности: организационно-управленческая | ||
способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта | ПК 9 | |
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии | ПК 10 | |
способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий | ПК 11 |
2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА
ВКР для получения степени бакалавра может основываться на обобщении выполненных ранее обучающимся курсовых работ и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.
Требования к ВКР бакалавров установлены ФГОС ВО по направлению 38.03.01 Экономика. Как правило, ВКР бакалавра представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем в изучаемой области знаний, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему впоследствии самостоятельно решать профессиональные задачи.
ВКР бакалавра представляет собой законченное исследование, целью которого является:
- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по разработке организационно-управленческих решений и их применение для решения конкретных производственных и организационных задач;
- развитие у выпускника навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой обоснования организационно-управленческих решений;
- выяснение подготовленности обучающегося к самостоятельной работе в условиях современного производства;
- выявление умений обучающегося к обобщению результатов работы, выработке практических рекомендаций в исследуемой области;
- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей исследовательской деятельности, а также оценка сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося в соответствии с требованиями ФГОС ВО;
- совершенствование навыков графического и текстового оформления результатов проектирования, расчетов и экспериментов.
ВКР бакалавра должна:
- иметь научно-реферативный характер, основанный на использовании актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;
- отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;
- отражать умения обучающегося пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;
- иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы.
ВКР бакалавра обязательно включает в себя теоретическую часть, в которой обучающийся должен показать знания основ теории по предмету исследования, и практическую часть.
ВКР бакалавра показывает уровень знания обучающимся методов научного исследования сложных технических, природных и социальных объектов и явлений, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования.
ВКР бакалавра оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, рисунками, картами, схемами.
Оптимальный объем ВКР бакалавра 75-80 страниц печатного текста без приложений.
2.1 Тематика выпускных квалификационных работ
Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития машиностроительных предприятий, отображения информации и её применения в расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности. При определении тем ВКР следует исходить из реальной потребности организаций (предприятий) и из возможности внедрения фрагментов будущей работы в деятельность организации Тематика ВКР ежегодно разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой. Общий перечень тем ВКР и руководителей доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за 6 месяц до защиты ВКР.
Обучающийся имеет право выбрать тему и руководителя из предлагаемого списка или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности и возможности ее разработки. Закрепление за обучающимся темы ВКР и руководителя осуществляется приказом ректора или уполномоченным им лицом по личному заявлению обучающегося, завизированному руководителем и заведующим выпускающей кафедры.
При выборе тематики необходимо сохранять преемственность между ней и темами ранее выполненных курсовых работ и проектов, что обеспечивает глубокую, всестороннюю и последовательную проработку студентом всех разделов работы. В работах научно-исследовательского характера, как правило, тему формулирует руководитель ВКР.
В рекомендательный перечень направлений тематики для выпускных работ:
1. Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии
2. Организация бережливого производства на предприятии машиностроения
3. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия Организация бережливого производства на предприятии машиностроения
4. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия
5. Повышение конкурентоспособности предприятия
6. Повышение платежеспособности и ликвидности предприятия
7. Повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
8. Повышение эффективности инвестиционных проектов предприятия
9. Повышение эффективности использования активов предприятия
10. Повышение эффективности использования инструментов бережливого производства
11. Повышение эффективности использования капиталовложений на предприятии
12. Повышение эффективности использования основных фондов предприятия
13. Повышение эффективности использования собственного капитала предприятия
14. Повышение эффективности распределения и использования прибыли
15. Повышение эффективности системы финансового оздоровления предприятия
16. Повышение эффективности стратегического планирования деятельности предприятия
17. И т.д.
Областями применения организационно-управленческих решений являются промышленность, транспорт, финансовые компании и другие сферы, где происходят производственные и непроизводственные процессы разного характера и направления. Темы ВКР определяются образовательной организацией и должны отвечать современным требованиям развития высокотехнологичных отраслей науки, техники, производства, экономики, культуры и образования, иметь практико-ориентированный характер.
Крупные темы, как комплексные выпускные квалификационные работы, могут выдаваться нескольким студентам. В этом случае каждый студент выполняет индивидуальное задание, включающее часть разделов общей темы, что отражается в формулировке индивидуальных тем (остальные вопросы освещаются им, в случае необходимости, по материалам других студентов, работающих над этой же темой). Защита комплексных работ производится индивидуально.
3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ВКР является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе, его материал должен быть обработан и систематизирован.
ВКР должна отвечать общим требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе и другой проектной документации, поэтому его структура и оформление должны соответствовать межгосударственным стандартам, главным образом ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [4] и ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» (с изменениями от 18.10.2016 г.) [5].
Структурными элементами ВКР являются:
- Титульный лист;
- Содержание;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованной литературы;
- Приложения (если необходимо).
Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации для идентификации работы.
Содержание – в данном разделе приводятся заголовки ВКР и указываются номера страниц, с которых они начинаются. Оглавление включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений.
Введение – в данном разделе необходимо обосновать выбор темы исследования и ее актуальность, правильно определить объект и предмет исследования, указать цель и выделить задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Далее обосновать теоретическую и практическую значимость работы, указать объем фактического материала и привести краткую характеристику структуры работы.
Объем: 2-3 страницы.
Актуальность темы исследования должна быть выделена с красной строки. Например, «Актуальность темы исследования заключается в том, что…». Не допускается ограничиваться обоснованием актуальности темы исследования одним предложением, типа, «актуальность темы очень велика» или «актуальность темы не вызывает сомнений». Необходимо четко и грамотно обосновать актуальность темы исследования с точки зрения современной науки, текущего состояния общества.
Объект исследования – это пространство, в рамках которого проводится исследование, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, обучающийся познает целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования, как правило, совпадает с названием темы выпускной квалификационной работы или очень близок к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Например, тема выпускной квалификационной работы «Совершенствование управления логистическими системами предприятия», следовательно, студент должен рассмотреть предмет исследования «Управление логистическими системами».
Цель работы (указывается одна основная цель): предполагает формулировку желаемого конечного итога работы и может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития.
Задач исследования должно быть не менее трех, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи, как правило, напрямую связаны с пунктами подразделов. Задачи отражают более детальное рассмотрение основной поставленной цели.
В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, описание основных понятий и терминов исследования, классификация объекта и предмета исследования, сравнительный анализ, выделение особенностей построения, достоинств и недостатков, сравнение различных подходов к решению проблемы и т.д. Комплекс действий по решению поставленных задач исследования, как правило, напрямую связан со структурой содержания.
Практическая значимость – это возможность внедрения результатов исследования в деятельность компании и/или применения их на практике. Начинается словами «Практическая значимость работы заключается в …».
В разделе Введение сообщается понятийный аппарат: используемые термины и их содержание, также определяется теоретическая и методологическая основа работы.
В завершении раздела Введение дается оценка состоянию и степени разработанности проблемы, указываются вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.
Основная часть выпускной квалификационной работы должна раскрывать суть работы. Основная часть состоит из 3-х глав (разделов) и должна строиться в соответствии с поставленными конкретными задачами для достижения главной цели исследования. Каждая глава должна содержать не менее 20 страниц текста. Названия глав (разделов) должны соответствовать названию работы, но не повторять его. Объём каждого подраздела должен быть не менее 6 страниц текста. Каждая глава (раздел) должна завершаться выводами, в которых обобщаются результаты проведённого исследования, и содержится логический переход к рассмотрению материала следующей главы.
Первая глава (раздел) носит обзорно-теоретический характер. В первом разделе проводится обзор и анализ подобранной по теме исследований научной литературы. Выделяется объект исследования, рассматриваются основные понятия, термины, категории по исследуемой тематике, дается общая постановка проблемы (вопроса), её теоретические аспекты, методика и результаты изучения.
В первую главу (раздел) входит – 3 подраздела и в целом в объеме составляют не менее 20 страниц текста.
Вторая глава (аналитическая) посвящена рассмотрению предмета исследования, определенного в разделе Введение и, как правило, отражает тему выпускной квалификационной работы. Выделяются основные сущности предмета исследования, особенности построения, функционирования и взаимодействия, проводится сравнительный анализ, указываются основные достоинства и недостатки, приводятся примеры конкретной реализации, формируются авторские выводы по разделу.
Вторая глава, в зависимости от выбранной темы, должна содержать следующие подразделы:
- Характеристика деятельности ПАО КАМАЗ как хозяйствующего субъекта;
- Характеристика системы управления трудовыми ресурсами ПАО «КАМАЗ»
- Система управления HR брендом в ПАО КАМАЗ.
Основная цель этой главы – описание и анализ в соответствии с профилем обучения самостоятельного и значимого для будущей профессии практического результата исследования.
Во вторую главу (раздел) входит – 3 подраздела и в целом в объеме составляют не менее 20 страниц текста.
Третья глава (практическая) должна содержать практическую часть, выполненную обучающимся самостоятельно.
Третья глава, в зависимости от выбранной темы, должна содержать следующие подразделы:
- Организационно-управленческие решения по совершенствованию;
- Оценку решений по совершенствованию.
Содержание главы иллюстрируется пояснительными примерами, таблицами, рисунками, графиками.
В третьей главе обучающийся должен продемонстрировать возможность применять на практике теоретические знания, полученные им во время обучения в университете. Наличие самостоятельно разработанных организационно-управленческих решений значительно повышает итоговую оценку работы.
В третью главу (раздел) входит – 2 подраздела и в целом в объеме составляют не менее 18 страниц текста.
Заключение должно содержать краткий обзор проделанной работы по каждой главе в отдельности и по всей работе в целом. Разрешается представлять заключение в виде тезисов по всей работе. В Заключении формулируются выводы, которые составляют положения, выносимые на защиту, содержатся обоснованное утверждение о достижении цели исследования; подтверждение практической значимости исследования. Заключение должно быть лаконичным, доказательным и убедительным, содержать итоговый вывод по всей работе.
Объем: 2-3 страницы
Список использованной литературы должен содержать сведения об основных источниках литературы, которые обучающийся использовал в процессе написания выпускной квалификационной работы, и включать от 55 источников. Включение в список использованной литературы, которыми обучающийся не пользовался в своей работе, не допустимо.
Для выполнения ВКР в качестве источников могут использоваться книги (монографии, учебники, справочники и т.д.), статьи и доклады (в периодических изданиях, журналах, сборниках и т.д.), каталоги, патентные документы, стандарты, техническая документация, официальные отчеты, электронные сайты, законы, постановления, указы и т.д. Эти сведения в списке располагаются в порядке появления ссылок на источники в тексте работы.
Оформление согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [6].
В приложения рекомендуется включать материалы, которые имеют вспомогательный характер. В качестве приложений могут быть включены:
- устав предприятия;
- финансовые документы предприятия за 3 последних года;
- бухгалтерский баланс предприятия за 3 последних года;
- организационная структура предприятия;
- положение о предприятии и т.д.
Материалы включается в качестве приложения только тогда, когда на них
имеются ссылки в тексте работы.
Объем: необходимость и состав приложений определяется автором совместно с руководителем ВКР.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР
Работа должна быть тщательно отредактирована и представлена в печатном и электронном виде (файлы MS Word в формате.doc или.rtf).
Титульный лист должен полностью соответствовать установленной форме (Приложение А).
Текст выпускной квалификационной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 19.701-90:
- все страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Содержание помещается на странице с указанным номером 2, далее страницы нумеруются в порядке возрастания номеров;
- листы формата А4 (210 х297 мм) по ГОСТ 2.301;
- количество знаков на странице – 1800, включая пробелы и знаки препинания;
- необходимо установить требуемые значения полей текста
- работы: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3,0 см, правое – 1 см;
- шрифт текста «Times New Roman» устанавливается равным размеру №14;
- размер абзацного отступа должен по всему тексту работы составлять 1,25 см;
- по всему тексту работы должен выдерживаться полуторный межстрочный интервал;
- необходимо выдерживать для текста режим «выравнивание по ширине»;
- запрещается использовать любые дополнительные интервалы между абзацами (например, 10пт), что приводит к искусственному увеличению объема работы;
- заголовок каждой Главы (раздела) должен отделяться от заголовка подраздела отдельной пустой строкой;
- по ходу изложения в тексте заголовки всех структурных элементов работы (Содержание, Введение, Главы основной части, Заключение, Список использованной литературы, Приложение) выделяются полужирным шрифтом размером №14 и выравниваются по центру. Каждый структурный элемент работы должен начинаться с новой страницы;
- заголовок каждого подраздела (параграфа) должен располагаться по центру и отделяться от последующего текста полуторным интервалом без дополнительной строки, шрифт заголовков подразделов (параграфов) –полужирный, размер №14 (без подчеркивания);
- номера глав, подразделов должны отделяться от названия точкой;
- запрещается использование в работе внутренних подзаголовков, которые необходимо выделить как отдельные параграфы с отражением их в разделе Содержании;
- для рисунков используется тройная нумерация по главе и подразделу текста;
- Название рисунка приводится под ним с выравниванием по центру, без точки в конце. Название рисунка оформляется следующим образом, например: (Рисунок 3.1.1 Динамика показателей прибыли за 2014-2016г.г.).
На каждый рисунок по тексту работы должна быть ссылка. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Размер заголовка рисунка №14, допускается выделение всех заголовков полужирным шрифтом. Рисунки, вместе с их названиями, должны быть отделены снизу и сверху от основного текста одинарным межстрочным интервалом;
- таблица должна иметь заголовок, выполняемый строчными буквами (кроме первой – заглавной), выравниваемый по центру, без точки в конце. Размер заголовка таблицы №14, допускается выделение всех заголовков полужирным шрифтом. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами тройной нумерацией в пределах главы и подразделов. Название таблицы оформляется следующим образом, например: Таблица 3.1.1 - Финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки. При ссылке пишут слово «см. таблицу» с указанием ее номера. Если таблица не вмещается на страницу сразу после текста, то она выносится на начало другой страницы. Таблицы, вместе с их реквизитами, должны быть отделены снизу и сверху от основного текста одинарным межстрочным интервалом;
- рисунки, таблицы, занимающие более 75% объема одной страницы, должны быть вынесены в отдельные Приложения, с соответствующей ссылкой в тексте;
- формулы могут быть оформлены в редакторе формул и вставлены в документ как объект. Формулы пишутся по центру, имеют тройную нумерацию арабскими цифрами, в пределах главы и подраздела. Номер ставят на уровне названия формулы по правому краю в круглых скобках. Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках;
- в формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Например,
Расчёт точки безубыточности
Тб = Sc/(P – Sv), (1.2.1)
где Тб – критический объем производства;
Sc – сумма постоянных расходов;
P – цена за единицу услуг ООО «ХХХ»;
Sv – сумма переменных расходов на единицу услуг.
После расшифровки формулы, с новой строки в неё подставляют числовые значения входящих параметров и приводят результат вычисления с обязательным указанием единицы физической величины. В работе не нужно подробно расписывать все расчёты, необходимо только привести обоснованные результаты;
- римские цифры допускается применять только для обозначения сорта (категории, класса и т.п.) продукции, валентности химических элементов, кварталов года, полугодия. В остальных случаях для установления числовых значений применяют арабские цифры;
- список использованной литературы должен содержать от 55 основных источников. Необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 5 лет;
- источники литературы должны группироваться по следующему принципу:
ü нормативно-правовые материалы;
ü специальная литература;
ü текущий архив предприятия
ü интернет - ресурсы.
В каждой группе библиографические записи должны располагаться в алфавитном порядке. Нумерация всего списка использованной литературы сквозная. Библиографическая запись должна выполняться согласно ГОСТ Р7.0.5 – 2008 как правило, на языке выходных сведений: Автор (ФИО). Название источника. – Место издания: Издательство, год издания, количество страниц (общее или же страницы того раздела, который был использован при написании работы). Сведения об используемом издании находятся на обороте титульного листа книги;
- ссылки формируются в квадратных скобках, внутри которых указывается номер источника литературы, который соответствует его порядковому номеру в Списке использованных источников. Например, ссылка [5,с.23] означает, что ссылка по тексту работы приведена на литературный источник, расположенный под порядковым номером 5 в Списке использованной литературы;
- в случае необходимости дословного цитирования фрагмента авторского произведения заимствованный текст должен быть взят в кавычки и снабжён ссылкой на источник, содержащий данный текст. Если в тексте присутствует заключенная в кавычки цитата, то ссылка на источник должна приводиться с указанием не только номера источника в Списке использованной литературы, но и номера страницы источника, где расположена цитата, например, [10, с.37];
- указанные в Списке использованной литературы электронные источники должны быть актуальными. Это означает, что дата обращения к электронному ресурсу должна соответствовать текущему месяцу, в котором осуществляются написание и проверка работы;
- запрещается использование в работе множественных ссылок на одно смысловое предложение, что наводит на мысль об их бессистемном, произвольном использовании.
- в раздел Приложение включаются материалы, не вошедшие в текст основной части работы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, Щ, Ч, Ь, Ы, Ъ, например Приложение Б. Если Приложений несколько, они нумеруются и располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте.