Эффективное управление движением легковых автомобилей-такси в городах возможно при его централизации в виде таксомоторного отделения в центральной диспетчерской станции (далее ЦДС) с полным соблюдением требований диспетчерской системы. Система диспетчерского управления едина для всех городов и не зависит от объема таксомоторных перевозок. В разных городах с различным числом таксомоторных предприятий и автомобилей-такси в них изменяется лишь организационная структура диспетчерской службы, которая устанавливается с учетом местных условий.
Основным принципом диспетчерского управления является обеспечение максимально полного соответствия распределения свободных автомобилей-такси по времени и территории города фактическому спросу на таксомоторные перевозки.
Принципиальной особенностью диспетчерского руководства, по сравнению с прочими видами управления пассажирскими автомобильными перевозками, является осуществление деятельности в реальном времени. Это повышает требования к качеству и своевременности принятия и исполнения диспетчерских решений.
Введение центральной диспетчерской станции (ЦДС) позволяет:
- Обеспечить подачу такси по срочным и предварительным заказам в минимальный срок, с ближайших к месту вызова пунктов
- Сокращать неоплаченные пробеги и повышать коэффициент платного пробега
- Сокращать время простоя такси на стоянках в ожидании пассажиров
- Повышать качество обслуживания пассажиров таксомоторами
- Снижать продолжительность простоя такси по техническим причинам путем своевременного регулирования техпомощи.
Диспетчерское управление подразделяется на:
- внутрипарковое;
- линейное.
Внутрипарковое диспетчерское управление пассажирских автомобильных перевозок осуществляется диспетчерской группой отдела эксплуатации автотранспортной организации (далее АТО) и решает задачи:
- подготовки путевой документации к выпуску подвижного состава на линию;
- приема и первичной обработки этой документации при возврате с линии;
- экипировки подвижного состава перед выездом на линию;
- выпуска подвижного состава на линию в соответствии с нарядом;
- рационального использования резерва подвижного состава АТО;
- приема и исполнения предварительных заказов на перевозки автомобилями такси;
- оформления заказов на обслуживание автобусами и легковыми автомобилями по заявкам организаций и граждан;
- приема жалоб и заявлений пассажиров;
- анализа выпуска подвижного состава на линию и работы его на линии;
- оформления отчетной документации.
Линейное диспетчерское управление осуществляется во время пребывания подвижного состава на линии (за пределами территории АТО) и его задачами являются:
- контроль за работой на линии;
- регулирование движения подвижного состава на основе оперативно собираемой информации о состоянии движения, условиях перевозок и пассажиропотоках;
- восстановление нарушенного движения;
- организация оказания технической помощи автомобилям на линии;
- принятие мер в случае ДТП;
- прием и исполнение срочных и текущих заказов на перевозки автомобилями такси;
- прием жалоб и заявлений пассажиров;
- прием забытых пассажирами вещей на временное хранение.
Организационная структура линейного диспетчерского управления зависит от величины города и числа перевозчиков. В малых городах, где имеется единственный перевозчик, линейное диспетчерское управление осуществляется группой, организуемой в составе отдела эксплуатации АТО.
При наличии нескольких перевозчиков предусматривают централизацию управления линейной работой путем образования единого органа диспетчерского управления. Централизация может быть осуществлена по нескольким альтернативным схемам, различающимся организационно-правовыми формами диспетчерского органа и взаимоотношениями с ним перевозчиков.
Централизованный диспетчерский орган может быть образован в качестве:
- самостоятельного юридического лица, учредителями которого выступают органы местного самоуправления (создается муниципальное унитарное предприятие) или перевозчики совместно с органами местного самоуправления. Такой диспетчерский орган организует отношения с перевозчиками на договорных условиях;
- структурного подразделения транспортного органа городской администрации. Отношения с перевозчиками в этом случае строятся на основании договора, заключаемого администрацией;
- структурного подразделения одного из перевозчиков, образуемого и финансируемого согласно многостороннему договору перевозчиков, заключаемому в целях удовлетворения их общих потребностей.
Руководство таксомоторными перевозками существенно облегчается при использовании:
- Прямой телефонной связи со стоянками такси;
- Радиотелефонной связи с такси;
- Радиотелефонной связи с разъездными линейными диспетчерами АТП;
- Радиотелефонной связи с автомобилями технической помощи;
- Индуктивные средства связи на стоянках такси;
- Телевизионной связью со стояками;
- Автоматизированной системой диспетчерского управления таксомоторными перевозками (АСДУ-Т).