Этапы реализации и контроль за исполнением научно-исследовательских работ




Тема 3. Организация исследовательской деятельности

Основные понятия, связанные с организацией научно-исследовательской деятельности.

Этапы реализации и контроль за исполнением научно-исследовательских работ.

Финансирование научно-исследовательской деятельности.

Современное состояние мировой экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний – обеспечивают основу стабильного экономического роста, определяют границу между богатыми и бедными странами. В последние десятилетия быстрый рост наукоемких производств и услуг стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере экономической теории по проблемам инновационного предпринимательства.

Проблема организации научно-исследовательской деятельности всегда была актуальной для России. Наша страна, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%.[1]

Такая ситуация объясняется некорректной структурой финансирования научной деятельности, высоким уровнем риска в научной сфере, недостаточным государственным регулированием и стимулированием.

Основные понятия, связанные с организацией научно-исследовательской деятельности.

Научное исследование — это познавательная деятельность уче­ного, в процессе которой вырабатывается объек­тивное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. знание, соответствующее реальной действительности.

В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляет­ся познание изучаемых явлений и процессов:

1) соответствующий категориальный аппарат, т.е. система основных понятий, в рамках которых осмысливаются изучаемые явления;

2) научные идеи, гипотезы и теории, которые могут объяснить те или иные стороны изучаемого предмета;

3) методы исследования. На основе данных методов складываются так называемые эмпирические и теоретические виды исследований, которые мож­но представить как определенные уровни познания изучаемых предметов — соответственно низший и высший. Эти виды иссле­дований могут проводиться с помощью так называемых общенаучных и прикладных методов исследования.

Прикладные методы исследования - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках - метод единства логического и исторического.

Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.

Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления".

Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования - процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей". В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия, как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором - от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.

Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного, можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.

В целом процесс научного познания действительности осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимообусловленными путями: посредством движения мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям (его называют движением от восприятия конкретного к абстрактному или от частного к общему) и путем восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого заключается в получении представления о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций.

Анализ и синтез. Как в природе, так и в обществе, изучаемый предмет обладает совокупностью признаков, свойств, черт. Чтобы правильно понять суть данного предмета, необходимо расчленить его на простейшие составные элементы, подвергнуть каждый из элементов детальному изучению, выявить роль и значение каждого элемента внутри единого целого. Процесс разложения предмета на отдельные элементы и исследование каждого из этих элементов как необходимой части целого называется анализом.

Однако процесс исследования не ограничивается только анализом. После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснена их роль и значение внутри данного целого, нужно снова соединить эти элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое. Объединение расчлененных и подвергнутых анализу элементов в единое внутренне связанное целое называется синтезом.

Физик или химик экспериментальным путем может изолировать изучаемую сторону явления от всех остальных и исследовать ее в чистом виде. В экономической теории такой способ невозможен. При исследовании предмета экономической теории анализ и синтез могут быть осуществлены только в голове исследователя, при помощи мысленного расчленения изучаемого предмета. Здесь первостепенное значение в качестве инструмента познания действительности приобретает применение научных абстракций.

Индукция и дедукция. Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

Индукция обычно непосредственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, полученные в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.

Конечной основой и критерием правильности обобщающих индуктивных выводов является практика. Знания, полученные чисто индуктивным способом, обычно оказываются неполными. По этой причине выводы индуктивных умозаключений в процессе познания тесно переплетаются с дедукцией.

Дедукция (выведение) - заключение умозрительных следствий из посылок в соответствии с законами логики. Вопросы дедукции начали интенсивно разрабатываться в конце XIX в. в связи с бурным развитием математической логики.

Строгость логических и математических построений может создать иллюзию безупречности выводов, основанных на дедуктивном методе. В связи с этим необходимо помнить, что сами законы логики и математики есть лишь результаты наблюдения некоторых законов окружающего нас мира, главным образом в области естествознания. Поэтому применение дедуктивного метода требует знания внутренних законов связи изучаемых явлений, без чего никакая логика не может привести к правильным выводам. Дедуктивный метод - это инструмент познания реальной действительности, а не ее создания. Образно говоря, дедуктивный метод - это поваренная книга, позволяющая испечь из сырых продуктов хороший пирог, но не дающая возможности сделать такой пирог из имитированного или условного сырья. Поэтому, когда теоретик закладывает в основу своей теории условное предположение, он не может рассчитывать на то, что получит выводы, отражающие реальную действительность.

Единство логического и исторического. В общественных науках опорой логических научных построений является действительная история, в связи с чем чисто умозрительные теоретические модели допустимы лишь в очень ограниченных пределах. Хорошее знание фактов истории и использование их для проверки результатов логических умозаключений является важным методологическим принципом экономической науки, который называется принципом единства исторического и логического. С чего начинается история рассматриваемой общественной системы, с того же должен начинаться ее теоретический анализ. При этом теоретическое отражение исторического процесса не является его точной копией. Совокупность процессов и отношений, составляющих конкретную общественную систему, неизмеримо больше, чем отдельные ее стороны, являющиеся предметом той или иной общественной науки. Поэтому ученый должен абстрагироваться от ряда отношений, несущественных с точки зрения предмета его исследования. История описывает и фиксирует факты и события так, как они происходили в действительности в той или иной стране, в тот или иной отрезок времени. Экономическая теория отбирает и рассматривает из фактов истории лишь те, которые указывают на типичные отношения и закономерные, необходимые связи. При логическом отражении история как бы очищается от всего случайного, несущественного и воспроизводится лишь в ее основных, решающих, объективно необходимых звеньях. История отражается в логике как поступательное, закономерное движение общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Все исторически случайные зигзаги в процессе этого движения при логическом исследовании не воспроизводятся.

В процессе научного познания используются многочисленные и разнообразные методы, включая и частные приемы, обычно именуемые методикой. Прежде всего следует назвать метод сравнения - познавательную логическую операцию, посредством которой на основе некоторого фиксированного признака (основания сравнения) устанавливается тождество (равенство) или различие сравниваемых объектов.

Распространенными методами исследования текущей действительности являются эмпирические методы, которые включают в себя наблюдение и эксперимент. В современном научном познании широкое распространение получили методы аналогии, моделирования, формализации, теории вероятности, статистические методы.

Каждая наука, имея свой особый предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы, применяемые при исследовании общественных явлений, определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, ее сущностью. Точно так же биологические методы должны сообразовываться с сущностью биологических форм движения материи. Статистические закономерности, которые объективно существуют в массе случайных явлений и характеризуются специфическими взаимоотношениями между случайным и необходимым, единичным и общим, целым и его частями, составляют объективную основу статистических методов познания.

Научно-исследовательская деятельность – это индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности.

В рамках научно-исследовательской деятельности осуществляется комплекс научно-исследовательских работ – работ научного характера, связанных с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Термин «научно-исследовательская» работа вошел в употребление в советское время, однако продолжает широко использоваться и сейчас.

Проведение научно-исследовательских работ регламентируется ГОСТ 15.101-98 (порядок выполнения) и ГОСТ 7.32-2001 (оформление отчета) и регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации. Основным результатом научно-исследовательской работы является отчет о выполнении научных исследований, но также допускается создание опытных образцов, в отличие от опытно-конструкторской работы, результатом которой могут быть образец изделия, конструкторская документация или новая технология.

Различают фундаментальные научно-исследовательские работы, прикладные научно-исследовательские работы.

Фундаментальная научно-исследовательская работа или научное исследование — это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природных, техногенных и социальных объектах, не подразумевающая прямого коммерческого использования этих знаний, т.е. не подразумевающая формирования активов, основанных на этих знаниях.

Фундаментальные научно-исследовательские работы выполняются, как правило, в ходе государственных и межгосударственных программ, финансирующихся из государственных бюджетов, в ходе программ технической помощи, грантовой поддержки и благотворительности, а также в инициативном порядке.

Как правило, заказчик и исполнитель фундаментальной научно-исследовательской работы несут обязательства осуществить открытую публикацию результатов.

Отчет и открытые публикации по фундаментальной научно-исследовательской работе не должны содержать новых результатов научного труда, получение которых не было предусмотрено техническим заданием на работу (исходным техническим документом для проведения научно исследовательских работ, устанавливающим требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ).

Отчет и открытые публикации по фундаментальной научно-исследовательской работе не должны содержать предложений по коммерческому использованию полученных результатов.

Прикладная научно-исследовательская работа или научная разработка — творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природных, техногенных и социальных объектах с целью решения актуальной общественной или коммерческой задачи.

Прикладные научно-исследовательские работы выполняются, как правило, по заказам и на средства участников рынка — юридических и физических лиц, а также министерств и ведомств, выступающих в роли заказчика от имени государства.

В противоположность фундаментальной научно-исследовательской работе — научному исследованию, цель прикладной научно-исследовательской работы — научной разработки, заключается в формировании актива в виде интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность — права, относящиеся к различным результатам интеллектуальной деятельности, в частности, полученным на основе результатов научно-технической деятельности.

Объекты интеллектуальной собственности — литературные, научные и художественные произведения, охраняемые авторским правом, объекты смежных прав, а также изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, охраняемые правом промышленной собственности, а также секреты производства (ноу-хау), подлежащие защите в форме коммерческой тайны, фирменные наименования, дающие право на защиту от недобросовестной конкуренции и пр.

Вследствие этого порядок выполнения прикладной научно-исследовательской работы должен обеспечивать:

─ идентификацию владельца интеллектуальной собственности,

─ юридические условия присвоения интеллектуальной собственности,

─ соблюдение личных имущественных и неимущественных прав коллектива исполнителей научно-исследовательской работы,

─ минимизацию рисков заказчика и исполнителя от нарушения упомянутых выше прав.

Порядок выполнения прикладных научно-исследовательских работ применяется и к договорам с участием иностранных граждан и юридических лиц. При этом учитывается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Научно исследовательскую деятельность осуществляют научно-исследовательские институты (НИИ) — учреждения, занимающиеся научными исследованиями и разработками в области науки и техники. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру. НИИ могут специализироваться как на фундаментальных исследованиях, так и на прикладных. НИИ могут выступать в тесной кооперации с учебными институтами, производственными предприятиями, испытательными базами и так далее, либо образовывать вместе с ними единую структуру.

Первыми в истории исследовательскими институтами считают астрономические обсерватории, организованные в средние века в мусульманских странах. Они строились с целью размещения больших астрономических инструментов и для научных исследований, связанных с астрономическими наблюдениями и расчётами астрономических событий. Первым таким учреждением была Багдадская обсерватория IX века, построенная в период правления халифа Аль-Мамуна. Наибольшую известность получили Марагинская обсерватория XIII века, обсерватория Улугбека XV века и Стамбульская обсерватория Таки аль-Дина XVI века.

Первым в Европе исследовательским институтом считается комплекс «Ураниборг», построенный Тихо Браге на датском острове Вен в XVI веке. Важными вехами в истории научно-исследовательских учреждений явились основание Лондонского королевского общества в 1660 году и Французской академии наук в 1666 году.

В России указом Петра I от 28 января 1724 года была учреждена Петербургская академия наук, которая открылась 27 декабря 1725 года уже после его смерти. Проект Петра I включал образовательные отделения для обучения наукам, а также академию, в которой выпускники могли продолжать научные исследования. Это было первое в Европе учреждение, в котором университетская структура дополнялась научными исследованиями.

В Америке исследовательские институты появились в XIX веке (Bell Labs и другие).

На рубеже XIX—XX веков научно-исследовательские учреждения стали приобретать тот облик, который характерен для современных НИИ. К середине XX века НИИ стали основной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран. Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров, международных НИИ и так далее.

Этапы реализации и контроль за исполнением научно-исследовательских работ

Существует несколько этапов научно-исследовательской деятельности:

1 этап – мотивация:

Приобщение к научно-исследовательской деятельности начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды.

2 этап – выбор направлений исследований:

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией научного работника. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы.

3 этап – постановка задачи:

На этом этапе научный работник сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «существует») и желаемую конкретную цель («требуется» или «необходимо»).

4 этап – фиксация и предварительная обработка данных:

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Обычно вузы, научно-исследовательские институты и предприятия организуют стажировку будущих авторов.

5 этап – обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез:

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.

6 этап – оформление результатов работы:

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: