Тема 2. Античная философия как основание европейской философской традиции




Для студентов биологического факультета МГУ

составитель – доктор философских наук, профессор кафедры философии естественных факультетов – РЕТЮНСКИХ ЛАРИСА ТИМОФЕЕВНА

 

Введение

Философия представляет собой уникальную форму освоения человеком мира. Она имеет два начала: гносеологическое (познавательное) и аксиологическое (ценностное), что существенно отличает ее от других способов познания. Философия не тождественна ни науке, хотя является основанием всей системы наук, ни религии, хотя воспринимает и обосновывает многие религиозные ценности, ни искусству, хотя содержит в себе эстетические представления о мире. Философия является теоретическим мировоззрением, отсюда ее многообразие и противоречивость.

 

Мировоззрение, его формы и виды. Генезис философии. Философия и мифология. Философия и мировоззрение. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Специфика философского знания. Ценностное и эвристическое содержание философии. Философия и мудрость. Философия и обыденный опыт. Философия и здравый смысл. Предмет философии, ее роль в обществе.

 

ЧАСТЬ I

Тема 1. Особенности древневосточной философии.

Древневосточная философия представляет собой древнейший памятник философской мысли, рождающийся из религиозно-мифологической картины мира.

Важнейшими традициями индийской философии являются представления о мире как едином целом, совершающем круговые движения, которым подвластны все элементы мироздания: и люди, и животные, и природные явления. Основой индийской философии становится картина мира, зафиксированная в Ведах, которая нашла свое дальнейшее развитие в Упанишадах, и, наконец, в буддийских текстах, существенно преобразовавших философское видение мира, переведя его с позиций космологических на позиции этические. Основными категориями индийской философии являются: сансара (перерождение), карма (судьба, закон), мокша (освобождение), в буддийской философии – нирвана.

Древнекитайская философия развивается по иным канонам, здесь намечаются две основные тенденции, относящиеся к даосизму и конфуцианству, если первый стремится к целостности концепции, то второй развивается преимущественно как нравственно-политическая доктрина.

Общим для всех направлений древневосточной философии является их неразрывная связь с религиозными представлениями о мире, они либо возникают из последних (ведическая философия), либо трансформируются в определенный вид религии, что произошло с буддизмом, конфуцианством и даосизмом.

 

Связь древнеиндийской философии с религией. Учение о сансаре, карме, мокше – содержательная основа индийской философии. “Веды”, “Упанишады”, “Бхагаватгита” – выдающиеся памятники философской и религиозной мысли. Появление буддизма. Философское содержание буддизма: учение о 4-хвеликих истинах, о восьмеричном пути, о нирване. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство. Представления даосизма о мире: понятия “дао”, “дэ”, “совершенномудрый”. Особенности конфуцианской доктрины: учение о “ли”, золотой середине, благородном муже. Политические представления древнекитайских философов.

Тема 2. Античная философия как основание европейской философской традиции

Понятие «Античная философия» включает в себя философские концепции и школы Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия играет особую в развитии всей западной философии, здесь зарождаются основные идеи и направления, получившие впоследствии развитие в европейской мысли: появляются натурфилософские концепции (Милетская школа, Гераклит, Демокрит) и логоцентрические (Пифагор, Элейская школа, Платон) взгляды; представления о человеке как основной цели познания (Протагор, Сократ), гностицизм (Аристотель) и агностицизм (Зенон, скептики, софисты) и т.д. древнеримская философия стала непосредственным продолжением древнегреческих школ, в Риме успешно развивались идеи Демокрита, Платона и Аристотеля, создавались собственные школы. Одним словом, на этом этапе формируется основной круг философских вопросов, складывается философия как особый способ познания мира и намечаются магистральные линии ее дальнейшего развития. Античная философия является материнским лоном всей европейской философии, принципы и ориентиры которой существенно отличаются по своей мировоззренческой направленности, методам и приоритетам от восточной философии.

 

Натурфилософские школы Античности: Милетская школа, поиск первоначал (Фалес (ок.625-547 до н.э.), Анаксимен (585-524 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.), понятие апейрона, Гераклит (520-460 до н.э.). Атомистика Демокрита (470-? до н.э.), его представление о строении Космоса и души. Космогонический характер античной философии. Элейская школа: значение апорий Зенона (60-егг. У в.до н.э.), учения о бытии Парменида (540-470 до н.э.) и представления о происхождении богов Ксенофана (570-478 до н.э.) для дальнейшего развития философии. Учение, метод и жизнь Сократа (470-399 до н.э.). Целостность идеализма Платона (427-357 до н.э.): учение об идеях, о душе, о государстве. Аристотель (384-322 до н.э.), как систематизатор античной философии. Классификация наук, зарождение систематических биологических знаний в трудах Аристотеля. Римская философия: неоплатонизм (Плотин: 203 –269 до н.э.), развитие и трансформация идей Платона; стоицизм (Сенека: 4-65 н.э.), учение о добродетели и смирении; скептицизм (Секст-Эмпирик: 2-я пол..II, начало III в н.э.) отрицание возможности достижения истинного знания, аттараксия.

 

Тема 3. Христианская Философия Средневековья и Возрождения.

Традиционно философию Средневековья (IV-XIVвв.) характеризуют как теоцентричную, т.е. ставящую в центр своего представления о мире божественную реальность. Средневековая философия развивается в основном в форме теологии (учения о Боге), где философские и логические принципы, выработанные в античной философии, в особенности Платоном и Аристотелем, интерпретируются в русле христианского мировоззрения и используются для рационального обоснования догматов религии (о существовании Бога, о греховности человека, о троичности Бога и т.д.).

Философия Возрождения (XV-XVI вв.) – это гуманистический (от слова Homo – человек) поворот философии от исследования божественной реальности к анализу человеческой, где человек понимается как центральных элемент мироздания. Именно поэтому философию эпохи Возрождения часто называют гуманистической.

Патристика: Аврелий Августин (354-430): учение о Боге, человеке, свободе воли, «граде божьем». Фома Аквинский 1225-1274) – выдающийся представитель схоластики: учение о Боге и человеке, познании, доказательства бытия Бога. Место проблемы веры и разума в средневековой философии, различные способы ее решения. Антропоцентризм философии Возрождения. Возрождение натурфилософии. Николай Кузанский (1401-1464): об «ученом незнании», об абсолютном максимуме и абсолютном минимуме, о человеке. Понятие пантеизма. Джордано Бруно (1548-1600) о единстве мира. Теоцентризм средневековой философии, понятие креационизма. Роль христианской религии и античной философии в формировании основных философских доктрин Европейского Средневековья.

 

 

Тема 4. Западноевропейская философия Нового времени

Европейская философия Нового времени (XVII-XIXвв.) развивается ярко и стремительно, создавая самые разнообразные и противоположные способы познания мира, ведущие нас все дальше и дальше к тайнам мира и человека, ей открываются глубины науки и постижения Я, общества и природы, она противоречива и многообразна. Вся философия этой эпохи базируется на принципах классической рациональности, получившей свое обоснование в философии Рене Декарта. Философы в большинстве своем верят в возможность и адекватность рационального мышления, получившего в истории мысли название парадигмы классической рациональности. Однако противоречивость мышления приводит некоторых из них к выводу о невозможности постижения истины (агностицизм).

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Рене Декарт (1596-1626): о принципах познания (мышление и сомнение), дуализм. Фрэнсис Бэкон (1561-1626): представления о методах, путях (муравья, пчелы, паука) и «призраках» познания. Пантеизм и монизм Бенедикта Спинозы (1623-1677), представления о душе. Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) о природе, познании и обществе. Общественный договор. Роль опыта в познании (tabula rassa). Монадология Готфрида Лейбница (1646-1716), учение о предустановленной гармонии. Агностицизм Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма(1711 – 1776). Значение и роль немецкой классической философии. Иммануил Кант (1724-1804), теория познания (априоризм, понятие “вещи в себе”) и этика (категорический императив). Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831): диалектика, тождество бытия и познания. Немецкий материализм. Антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Диалектический и исторический материализм Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895): тезис о единстве мира, диалектика природы, общества и мышления, материалистическое понимание истории

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: