Возникновение женского образования в России.




Содержание.

Введение.

Возникновение женского образования в России.

Заключение.

 

 

Введение.

Образование женщин во все века имело громадное влияние на семейную жизнь, воспитание детей и состояние просвещения в целом. Первое женское училище в России было основано, по свидетельству В. Н. Татищева, в 1086 г. в Киеве при Андреевском монастыре княжною-инокиней Анной (Янкой) Всеволодовною. Хотя этот факт и подвергается сомнению, обучение женщин существовало на Руси с самого начала истории русского просвещения, ибо, несмотря на отсутствие каких бы то ни было школ для женщин, с незапамятных времен на Руси были грамотные женщины, учившие других.

Возникновение женского образования в России.

Первое известие об обучении девочек на Руси относится к XI в. В 1086 г. Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анна. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». Княжна Анна, в XI в. и постриглась в выстроенный для нее монастырь и сама обучала в нем девушек. Обучение грамоте не предписывалось монастырям в России, как это делалось на Западе, но рекомендовалось и естественно должно было входить в круг обязательных предметов, т.к. чтение божественных книг считалось средством спасения души. Анна, являясь свидетельницей того, Ярослав собирал и размножал священные книги, которые в то время были от руки писанными и в которых была большая потребность, ввела в своем училище обязательное обучение письму. Пение требовалось для богослужений, а рукоделие считалось необходимостью для девушек, чтобы они не оставались «праздными и не впадали в грех». В училище Анны рукоделие не служило источником дохода, как это стало впоследствии в других монастырях.

Обучение женщин в различных формах существовало на Руси. Были грамотные женщины, обучавшие других, хотя специальных школ для женщин не существовало. В раскольничьем быту, где жизнь была построена на святом почитании законов предков были мастерицы, учительницы, канонницы, читалки, уставщицы, келейницы. Они учили детей, читали в церкви, в скитах за трапезах, их посылали в дома читать по покойникам. У раскольников был обычай отдавать мальчиков и девочек по достижении ими семи лет, т.е. времени, когда наступает срок «вдавати отрочать в поучение чести книг божественного писания» в скиту к родственнице или знакомой матушке-игуменье на выучку. В ските учили грамоте, письму уставом, писать иконы; ученицы переписывали разные «Сборники», «Цветники» и дарили их родителям и своим учителям. Мастерицы иногда учили и вне скита, но редко ходили по домам, разве что к богатым людям. «Книжная дача» была платой за обучение, которую брали мастерицы. Кроме платы съестными припасами и одеждой, при переходе к новой книге, от Азбуки к Часослову и от Часослова к Псалтырю, ученица должна была принести из дома завязанный в платок горшок молочной каши и полтину денег. Иногда учительницы брали плату отдельно за каждый предмет учения: за Азбуку, за Часослов, за Псалтырь.

По вопросу самостоятельности женщин до Византийского на Русь давления, в славянских обычаях и праве женщина была лицом юридически самостоятельным. Она имела право сама действовать в судах. Мстить за свои обиды женщине допускалось даже на Новгородское Вече: Польское Право и Чешское Законодательство давало женщинам юридические права и льготы. До Византийского влияния на Руси не было женского затворничества и женщины играли видную роль: владели волостями, набирали дружину, советовали князьям о делах. Даже в XV в. во время господства Домостройных Правил русские княжны и вдовы в боярском и посадском быту хотя жили в удалении от света, но влияли на дела и обладали властью.

В X в., если не всегда на деле, то по мысли законодателей, женское образование не выделялось из общего для детей обоего пола учения. Владимир Святой признавал природный ум и просвещение женщин: на свою бабку Ольгу смотрел с уважением, как на «мудрейшую из всех людей», а жену свою, бывшую греческую царевну, признавал стоявшей по просвещению выше его и советовался с ней о церковном уставе и о других делах. По совету киевского митрополита Леонтия, Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский и Киевское женское училище. Оно было не только первым женским училищем в России, но и первым в Европе. Как в этих училищах, так и в монастырях, грамотных людей на дому все образование ограничивалось умением писать и читать. Высшей для древних времен просвещения ступенью было умение толковать книги священного писания.

В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные государи князья. Кроме того, девушки княжеского рода выдавались замуж за иностранных князей. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а три его дочери были выданы: Елизавета – за норвежского короля Геральда, который до женитьбы служил несколько лет у Ярослава; Анна – за французского короля Генриха I и Анастасия – за венгерского короля Андрея I. Сыновья и внуки Ярослава также женились на иностранных принцессах, которые оставались с мужьями в России. Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко. Образование, дававшееся детям при дворе Владимира и Ярослава распространялось и на женщин.

В Суздале в XII в. было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Георгия Всеславича Евфросиния (в миру Предслава) в своем монастыре обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. Ефросинья очень рано выучилась писать и читать, в 12 лет она ушла в монастырь против воли своих родителей к своей тетке игуменье, жене князя Романа Всеславича. Прежде чем основать свой монастырь, Ефросинья задумала собрать для него библиотеку. Для этого она поселилась при соборной церкви и переписывала книги. Книги она продавала, а деньги отдавала нищим. В ее монастыре обучали рукоделию, грамоте, «воздержанию и терпению». Ефросинья управляла монастырем 40 лет и уходя в Иерусалим, оставила подробный устав своего монастыря и передала управление своей сестре Евдокии.

В начале XIII в. в Суздале было женское училище, основанное Ефросиньей, дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, которая также сама учила в нем грамоте, письму и пению.

Ефросиньею Суздальской (ум. около 1250 г.) заканчивается ряд известий дошедших до нашего времени об образованных женщин в домонгольский период. Духовенство и при монголах продолжало учиться в школах при церквях, были и грамотные женщины. Известно о жене князя Андрея Константиновича княгине Василисе, которая в ранней молодости выучилась божественному писанию, изучила Ветхий и Новый Завет. Василиса вела монашеский образ жизни и после 13 лет брака, после смерти своего мужа постриглась в основанный ею монастырь, а свое имущество раздала нищим. В монастыре она жила кормясь рукоделием, проводила жизнь в молитве и чтении священных книг.

С течением времени обычай удаляться в монастырь усиливался. Но вместе с тем установился и другой – насильно постригать людей, от которых царь или другие влиятельные лица хотели избавиться. Этот обычай часто применялся при царе Иване Грозном. Насильственное пострижение применялось к женщинам, даже к царевнам. Их заключали в монастыри часто в политических целях, но иногда с целью оградить от опасностей и обид. В монастыре женщины должны были заполнять свой день. Женские монастыри были большей частью общинножительными, в них были одни и те же правила и уставы, включавшие чтение книг в кельях. Обычай затворничества женщин просуществовал до Петра I. В XVII в. он был делом приличия для женщин высших кругов.

В X–XIII вв. при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI в. митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам – «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI в. является впервые напечатанная в 1574 г. кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVII в. относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей. «Домострой» требовал воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорил о суровой дисциплине, советовал применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывал родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требовал воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и дочерей, кто к чему способен вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец – сыновей, мать –, какие кому Бог способности даст».

Царевны и дочери бояр получали в X-XI вв. хорошее образование. Ксения Борисовна Годунова была обучена «писанию книжному»,отличалась красноречием, любила пение. Грамотной была и мать царя Михаила Федоровича, царица-инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна. Младшую дочь царя Алексея Михайловича врач называл «великого ума и самых нежных прорицательств» больше «мужского ума исполненная дева». Софья и пять ее старших сестер получили образование у Симеона Полоцкого.

 

 

Заключение.

В своем докладе я рассмотрела становление женского образования в Древней Руси. Начиная с момента своего развития, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.

Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, характер.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: