1. Арион - родоначальник трагического жанра (по мнению историков Геродота и Свида), объединил дифирамб и сатировские действа, придал дифирамбу художественно-законченную форму, организовал хоры и орхестику, ввёл элементы разговорного языка.
2. Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» — один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по–видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.
3. Феспид (Феспис) - создатель драмы, присоединил к дифирамбическим частям передачу жизненных событий и мифов. Вывел ответчика, гипокрита. 534 год до н.э. - историческая дата представления Феспидом своей первой драмы. Есть сведения и о передвижном театре.
4. Фриних - трагический поэт конца VI - нач. V вв. до н.э., создал первую историческую драму «Взятие Милета».
5. Дионисии - театральные праздники в честь бога Диониса в Древней Греции, проходившие в виде состязания драматургов. «Великие» (март) и «Малые» дионисии (декабрь).
6. Сати́ры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Об их происхождении рассказывает Гесиод. Они впервые приготовили вино. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту Диониса — всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну, когда её афинский возлюбленный Тесей оставил её спящей на берегу Наксоса. По одной из версий мифа она стала его супругой т родила ему нескольких детей
7. Скила - скифский царь, убитый родственниками за увлечённость дионисийским культом. По свидетельству Геродота, скифы осуждали греков за приверженность дионисийским действам, вводящих людей в исступление.
8. Агонистика - типичный именно для Древней Греции принцип соревновательности, выявления лучшего путем состязания равных.
9. Калокагатия - основной принцип древнегреческого мировоззрения, основанный на вере в неразрывную связь между внешним обликом и внутренним содержанием человека.
10. Трагедия - один из важнейших драматических жанров, созданных в Древней Греции, посредством которого представлялись мифологические сюжеты или героические моменты истории Древней Греции; первоначально - песнь о козле Диониса или песнь козлов, сатиров, из свиты Диониса. Трагедия по Аристотелю состоит из дифирамба, культового гимна о скорбной судьбе Диониса, и сатировского действа.
11. Комедия - жанр драматического произведения, созданный в Древней Греции, посвященный показу злободневных моментов современной жизни, первоначально -песнь подвыпившей толпы, участвовавшей в дионисийском празднестве.
12. Хорег - общественный деятель, нёсший расходы по содержанию, костюмировке и подготовке дионисии.
13. Гипокрит - ответчик, действующее лицо театрализованных состязаний хоров в Древней Греции, ведущий диалоги с полухориями, предвестник появления, как драмы, так и актера.
14. Дидаскалия - мраморная доска, на которую наносилось имя победителей дионисии: поэта-драматурга, хорега и филы, район Аттики, откуда был взят хор.
15. Протогонист, девтерогонист, тритогонист - первый, второй и третий актеры в древнегреческой драме.
16. Теорикон – деньги, выдаваемые малоимущим на билеты в театр при Перикле.
17. Архонт - высшее должностное лицо в демократических Афинах (Перикл).
18. Скена - помост с крышей, задней стеной, тремя дверьми и двумя выходами. Уже при Эсхиле актёры действовали как на орхестре, так и на скене, среди декораций. (В театре Диониса в Афинах глубина скены -7 м, длина - 35; театр имеет 12 проходов для зрителей, и вмещал более 20 тыс. зрителей).
19. Орхестра - круглая или подковообразная площадка для действий хора и актёров. (24 м в театре Диониса в Афинах).
20. Театрон - места для зрителей в древнегреческом театре.
21. Проскений - пространство перед скеной, обычно в виде колоннады. В театре Эпидавр - 2,5 м. - глубина, 3,5 - высота.
22. Параскении - помещения для переодевания и отдыха актеров,
примыкающие с обеих сторон к скене.
23. Пароды - проходы для выхода и ухода хора с орхестры.
24. Поликлет Младший - архитектор действующего и ныне античного театра в Эпидавре. (55 рядов, 14 тыс. зрителей).
25. Энкиклема - платформа, выкатываемая из главной двери скены.
26. Эорема (механе) - подъёмный кран.
27. Дистегия - малое подъёмное устройство для показа актёров на разных уровнях.
28. Периакты - треугольные призмы.
29. Песни хора: Стасимы - хор исполнял неподвижно. Строфа - антистрофа - песни хора, исполнявшиеся в круговом движении.
30. Пароды – проходы для выхода полухорий на орхестру; выход полухорий на орхестру, исполнялись в движении.
31. Эписодии - драматические части, исполняемые актёрами, между песнями хора.
32. Корифей - главный певец в хоре.
33. Хоревты - участники хора.
34. Гимантий - длинный плащ. Цари носили пурпурный или шафрановый плащ, царицы - белый с пурпурной каймой, изгнанники - тёмные.
35. Пролог - часть трагедии до выхода на сцену хора.
36. Парод - первая целая часть песен хора.
37. Эксод - уход хора с орхестры; часть трагедии, за которой не бывает песен хора.
38. Тетралогия - три части трагедии и сатировская драма, принадлежащие перу одного трагического поэта, создаваемые для представления на дионисиях; исполняется в один день.
39. Онкос - высокая лобовая часть маски древнегреческого актера.
40. Трагический хор -12-15 человек, комический - 24 человека.
41. Хитон – основной наряд актёра.
42. Хламида - короткий плащ.
43. Котурны - обувь трагического актера на высокой, около 20 см, платформе, сделанной в Древней Греции из слоев войлока, а в Древнем Риме - из дерева.
44. Эмелейя – общий танец актеров и хоревтов в трагедии
45. Парабаза - одна из партий хора в комедии, когда актеры снимают маски, подходят к зрителям и общаются с ними.
46. Агон - центральная часть комедии, главный спор.
47. Мойры - греческие богини судьбы, определяющие срок жизни человека, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известные среди них Клото (прядет жизненную нить), Лахесис (определяет участь человека) и Атропос (прерывает жизненную нить).
48. Эринии - богини мщения подземного мира, яростные защитницы нравственных устоев.
49. Ателла́на — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились. Придуманные во II веке до н. э., ателланы представляют стереотипных и гротескных персонажей. Главных масок было четыре:
Макк (Маккус-простак) — изображающий дурака, обжору и ловеласа; бритый, с ослиными ушами, горбатый;
Буккон (Букко-хвастун) — толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун;
Папп (Паппус) — глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый;
Доссен (Доссенус) — злой горбун, провинциальный «философ», шарлатан.
50. Разыгрывавшиеся римскими комедиантами и фигурировавшие в качестве дополнений к трагедиям, ателланы рассматриваются как предшественники комедии дель арте; родственны им русские представления Петрушки, немецкие Кашперля и т. п. Ателланы отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались они нелитературным латинским языком.
51. Мимы — у античных греков и римлян сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев — выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец - целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом виде театра тоже назывались мимами.
52. Сатурна́лии - у древних римлян театрализованный праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры.