Разнообразны художественные средства стихов Хиркати. Немало среди них образов, традиционно идущих от классической поэзии Востока. Несмотря на то, что Хиркати и сам вносил много нового, однако не мог отойти от законов поэтики своего времени, что объединяло не только поэтов - классиков XVII века, но и их предшественников - Саади, Хафиза, Атаи, Саккаки, Лутфи, Навои. "Поэт - сочинитель газели, обнаруживая свое мастерство в изобретении новых изысканных поэтических образов, метафор, сравнений, должен был при этом исходить исключительно из установленных законов и правил восточной поэтики, разрабатывая всегда одну и ту же тему - любовь и описание красоты возлюбленной" /24, с. 196/. Насколько умело, широко использует Хиркати поэтические средства в создании своих образов, можно показать на примере его газели с рефидом "Кашгар":
Уду анбар туфрагидур аби кавсардур суйи,
Дурру маржан ташларидур кохсари Кашгар.
Особенно ярки метафоры поэта в описании стройного стана возлюбленной, ее глаз, бровей, ресниц, локонов. Недовольный невниманием возлюбленной, он сравнивает ее с палачом, скупым падишахом или султаном, тираном, убийцей. Обычные, частые сравнения возлюбленной следующие:
Солнце: (44-4)
Зеница ока: (53-8)
Тень поэта: (60-5)
Павшы (61-2)
Душа, оживляющая мертвое тело поэта: (75-1)
Роза: (20-1)
Кафир: (20-1)
Река: (50-6)
Индийский павлин (31-1)
Сравнение стройности с кипарисом в восточной поэзии было самым распространенным во все времена и у всех поэтов. У Саиба Табризи, одного из известных представителей персидской литературы, есть газель, где с кипарисом сравнивается рука:
Наша рука подобно кипарису, никогда не имела
подола /краешка/ счастья,
Это бесплодное /счастье/ с давних времен не
имело принадлежности.
В конце концов небо смыло с наших сердец
отпечаток надежды,
Никто не имел надежды получить дождь из этого
сухого облака.
В Восточной поэзии кипарис - это олицетворение красоты человека: он высокий, стройный и красивый. Пожалуй, мы не найдем поэта, который не воспел бы эти качества кипариса и не сравнил бы его с человеком или со своей возлюбленной" /13, с. 151/. Хиркати не ограничивается простым таким сравнением стройности возлюбленной с кипарисом. Это сравнение он усиливает тем, что заявляет в другом месте, что даже стройность и красота кипариса не сравнится со стройностью и красой возлюбленной, как не может никто сравнить с розою ее лицо, с мускусом и амброй - цвет и запах ее локонов /31-7/.
Следуя традиций поэзии классиков, Хиркати искусно использует отдельные буквы арабского алфавита для описания красоты возлюбленной: (7-6, 19-1, 31-8). Здесь поэт дает следующие сравнения:
Каф - глаза
Нун - губы
Знак "Мадд" - брови
Алиф - стан
Интересно отметить, что одну и ту же букву поэты используют для сравнения разных сравниваемых предметов. Так, например, один из виднейших представителей персидско-таджикской поэзии Камал Ходженди брови любимой сравнивает с Нун, губы- Мим, глаза - Сад /27, с. 12/. Сравните у Хиркати.
Кафу нун кози лабин мад алиф кад кашин
Раю эсрар башиндин аягин киран киз (31-8).
Хиркати употребляет и другие сравнения:
Каддин гулбун, йузун гул, кашларин савсан, козун бадам,
Киши бир топ шакарда тапмади гулзар ман янлиг (36-12).
В этом двустишии поэт стройность стана любимой сравнивает со стеблем цветка; Лицо - цветок, брови - лепестки цветка, ирис (савсан). (Ирис - по-гречески - радуга).
В следующих строках Хиркати сравнивает стан красавицы с:
молодым деревцем (или финиковой пальмой): (6-4)
молодой ветвью, побегом: (65-4).
свечой: (12-4).
Самое большое число сравниваемых предметов и явлений у Хиркати относится к глазам любимой. Их около двадцати:
Звезда:(1-1) Камфора: (3 7-6)
Разбойник: (4-3) Луна: (47-2)
Родник: (9-1) Облако: (1-3)
Охотник: (19-3) Палач: (65-2)
Венера: (31-5) Изумруд: (76-8)
Огонь: (34-4) Кровопийца: (84-1)
Миндаль: (36-12) Соломорезка: (65-1)
Черные глаза поэт сравнивает с бедой, несчастьем, слезы - кровью, яхонтом, бусинами, рубином. Лицо возлюбленной Хиркати сравнивает с луной, солнцем, розой (12-4, 5-3, 21-1, 34-3, 57-12, 9-2, 83-4), а также с
Луч светильника: (6-5) День, ночь: (71-1)
Огонек: (20-2) Рай: (58-2)
Бутон: (25-1) Гранат: (84-7)
Луч, цветник: (2-6)
Уста возлюбленной Хиркати украсил сравнениями, взятыми также с реальной жизни. Одно из наиболее распространенных сравнений в классической поэзии Востока - это яхонт. Другие сравнения:
Родник: (2-6) Вино: (50-1)
Источник жизни: (7-2) Огонь: (82-5)
Соловей: (64-1) Сахар: (61-3)
Бутон: (22-7) Чаша: (84-9)
Чаша жизни: (11-3) Прозрачная вода: (65-9)
Цвет вина: (25-3)
Одним из объектов сравнения в поэзии Востока - это ресницы красавицы. Сравнение ресниц возлюбленной со стрелами встречается у многих поэтов разных времен. Так, Навои, помимо употребления такого сравнения, считает счастьем, если стрела эта ранит его. Вот что говорит он в одной из своих газелей:
Ярамдин чекарга окин саий килман,
Ки пайкан сузук ичра махкам болуптур.
Или:
Ичимдин ничук тарткайлар окин ким,
Конул коймасун жан мадад хам болуптур.
Почти же признания читаем у Хиркати:
Таш карап башига тартип я кашин кирфик окин,
Атса мандурман нишана чун мана жанандур (14-4).
Иногда поэт с завистью, досадой глядит, как возлюбленная налево-направо пускает свои стрелы-ресницы, будто пренебрегает она им (25-2).
Хиркати сравнивает ресницы любимый с колючкой, мечом, кинжалом, ланцетом, пером, войском, метлой, греблей, зарослями кипариса (18-3, 6-3, 13-1, 8-3, 1-6, 7-8, 28-2, 59-7, 22-3).
Следующий объект сравнения - брови - схож с ресницами красавицы. Точно так же, как и ресницы, Хиркати сравнивает брови возлюбленной с кинжалом, саблей, ланцетом, луком. Более всего брови сравниваются с луком:
Дилбаримнин олтурурга каши яси озгача,
Мин масих шагирди тиргузмак дуаси озгача. (81-1)
Иногда брови и ресницы идут рядом в одной строке (8-3, 11-4, 39-9, 65-2, 68-1), они не разделимы.
Другие сравнения:
Кинжал: (82-3)
Клинок: (20-2)
Меч: (78-7)
Хиркати сравнивает брови также с михрабом (ниша в мечети, указывающей направление к Мекке), серпом луны, савсаном (ирис)
Мехраб - излюбленный эпитет в классической газели. Так, у Атаи:
Фалак-айванана баш ундурурму,
Кашин мехрабинин такина муштак?
В следующем бейте сравнение брови с молодым месяцем - серпом луны идет паралельно со сравнением красоты лица с солнцем, глаз - с луной.
Хуршид зийбига ярамас анжуму хилал,
Хоснунга зийб икки хилал икки анжумун (47-2).
То же самое можно сказать и о сравнении бровей с лепестками ириса (савсан):
Каддин гулбун, йузун гул, кашларин савсан, козун бадам (36-12).
Заслуживают внимания также образы Хиркати, связанные с описанием кос, локонов возлюбленной. "Образ волос (кудрей) красавицы в тексте XI в. строится с помощью сопоставления с можжевельником; в газелях классической поэзии для такого сопоставления привлекаются обычно базилик, фиалка, гиацинт, внимание обращается на форму, фактуру (изогнутая, вьющаяся, пушистая), цвет (темный) и "запах" /23, с. 182/. Хиркати предпочтение отдает гиацинту (сунбул), ирису (савсан):
Не сарв била гулда бу шаклу шамайилдур,
Не анбару сунбулда бу нав саласилдур (4-1).
Как видно из этих строк, Хиркати использует тут два ряда сравнений: гиацинт - длина, пышность волос и амбра - запах.
В следующем двустишии (82-6) также проводится целый ряд образов: тмин (зира), уд (название дерева, при тлении издает ароматный запах), гиацинт, шафран, амбра... Сравнения говорят сами за себя.
У Хиркати распущенные волосы красавицы уподобляется змеям, стерегущим клад: (6-6).
Другие сравнения:
Цепи: (22-5)
Петля: (65-10)
Волосы красавиц - всегда черные, почему они обычно, большей частью,
уподобляются ночи. Так, у Хиркати:
Зулфидин олди кун кеча хоснидин олди тун ярук,
Зулфу йузи магар анин лайли била нахаридур (2-5).
Или:
Шами авжида йузун от, от узра сачиндур дуд,
Буй алди жаханни пак от узра сачин сунбул (50-4).
Другой образ в газелях поэтов Востока - родимое пятно, родинка. Этот образ делает лицо красавицы еще краше. У Хиркати сама родинка на лице возлюбленной сравнивает с зеницей глаза и точкой (диакритическим знаком) над арабской буквойﻥ" ", со сторожем рядом с ямочкой на щеке, который защищает ее, красавицу, от влюбчивых и от сглаза, а также с зернышком:
Иузун хажрига сабр атмай от узра миск тушкандак,
Амас халик япушкан мардуми чашми силхимдур (7-4)
Нун ичида нуктадак конлумда халин даги бар (19-1)
Сипанд етмас от узра ол сенинки данаи халин,
Асийрин банд атмакликка ол бани занахдандур (22-9)
Ким табандак от ара халин сипанд данадур,
Чашми бад дафиига ол гулру еканни билмадим. (65-8).
Перечень объектов сравнений в газелях можно продолжать, наполнять и дальше: подбородок - яблоко, уши - чаша весов, зубы - жемчуг, шея - черенок, стебелек, ножка (лепестка, цветка) (6-5, 22-8), 65-2, 82-5, 44-9).
У Хиркати ноги возлюбленной также сравниваются с ножкой цветка, лепестка, а пальцы - бутонами цветка (44-9, 7-1, 44-10).
Лирический герой у Хиркати готов сгореть в огне любви, он терпеливо выносит издевательства, насмешки возлюбленной. Он также наделен поэтическими образами, сравнениями, которых насчитывается более двадцати. В большинстве случае в поэтике Востока он сравнивается с соловьем.
У Хиркати:
Гар жари ситам узра нача нала килурман,
Булбул болушум ол гули ханданин учундур (13-3).
Таких сравнений можно встретить и в 6-7, 16-5, 31-11, 50-2, 58-6 и других газелях.
Часто встречается сравнение с псом (ит, саг):
Гумнам итини соргали калса аягин агритип,
Хар кадимига мин жахан болса агар нисаридур.
Дальше в 25, 27, 30, 43, 48, 60-газелях.
В газелях Хиркати лирический герой изображается страдальцем, мучеником, несчастным, одержимым любовью, безумцем. Он не может выплеснуть свою боль, печаль перед своей возлюбленной, поэтому готов довольствоваться общением, беседой с собаками своей любимой.
Агар болса муйассар итларига хам забан олмак,
Далил ушбуки ол каткан каяшм сари башимдур (21-4)
Поэт сравнивает этих животных с их хозяйкой, которая бездушна, бессердечна. Он бы желал, чтобы возлюбленная заимела хоть малую часть сострадания, которыми наделены ее собаки:
Агар рагиб есам дил багига васл кадам килмак,
(Бахит конлумга итлар михрини рагиб каяшимдур (21-5).
В следующих строках поэт сравнивает себя с костью, которую только и собака может возжелать:
Амасдур устахани хар итин астида содралган,
Гамин ранжи била олган менин жисми табахимду (27-8).
Таких примеров у Хиркати великое множество: 5, 24, 27, 28, 29, 31, 37, 42, 43, 52, 59, 75, 77, 78, 79, 83 и другие газели.
Встречаются в газелях Хиркати также следующие сравнения:
цель, мишень (11-4, 58-6);
султан влюбленных (22-11);
цветущий луг, цветник (49-7);
муха (58-4);
безумец (60-13);
тень (77-7);
зола (25-15, 35-10);
гора (28-6);
дым (35-10);
стелька (44-10);
огонь (35-10);
дрова (2-3, 55-13);
сокол (76-6);
рай (36-11);
отшельник (60-13);
молния (83-4);
гром (83-4);
кость (27-8);
капля моря (50-6);
шах бедняков (63-6);
земля, прах (64-4);
золото (64-6).
Лицо лирического героя Хиркати сравнивает с золотом (63-6), цветком (67-5); сердце - коралл (63-6), глаза - солнце (57-3), следы -жемчужины (63-6), потоп (31-9), яхонт (57-4), летний дождь (25-10), кровь - вино (41-5), душа, сердце - чернильница (1-6), мишень (78-3), голубятня (58-3), клетка (19-1), обитель печали (82-11), собака (50-5), счастье - бутон (74-4), душа и тело - сыновья Адама Хабил и Кабил (4-9).
Другие сравнения:
Любовь - мусхаф (книга, Коран) (1-7), огонь (51-3) 62-5), светильник (8-7).
Огонь любви - обиталище поэта (56-1).
Пленник любви - цель, мишень (43-7).
Душа, сердце (чувство) - родник, источник любви (1-8), кыбла
(запад, Мекка) (17-2), Шах шахов (35-6).
Сердце - кебаб (10-1, 41-5).
Слезы - кровь (42-5).
Кровавые слезы - хна (42-5).
В своих мухаммасах, рубай, таржибанде месневи Хиркати. помимо образов газелей, обыгрывает также свои новые, оригинальные. Свое возлюбленную поэт сравнивает с:
колючкой:
Мани булбулга гул хам болмасан баг ичра харим бол;
Масихом (Айса, Иса):
Масихадак олук жисмим ичра аи гул жан сипарим бол;
Наездником:
Йолунда гард олай туфраг олуп сан шахсуварим бол;
Светильник:
Олупман ишкин ичра дайима шамъи мазарим бол;
Возлюбленная воплощена в рубайятах Хиркати в следующих символических образах:
виночерпий эпохи:
Таижил айлагил сакии давран отти;
время (сезон):
Гумнам гулун мавсими бостан отти;
томные глаза:
Гумнам йугур кози хумарим отти;
амулет:
Зулфаклари бойинда тумарим отти;
бадахшанский яхонт:
Отдак кизарип лаил Бадахшан отти;
душа:
Гумнам йурак тахтини кой жан отти.
Такие сравнения встречаются с в таржибанде Хиркати: возлюбленная - это кыбла (страна света, куда обращается молящийся), лирический герой - раб, искра, пылинка.
Метафоры
В газелях Хиркати:
Ишк ахли (Влюбленные): 36-6 Газели (серны) любви: 15-8
Клинок любви: 37-3 Пленник любви: 41-5
Огонь любви: 24-1 Пустыня любви: 29-8
Кафиры любви: 31-9 Море любви: 57-6
Паводок любви: 72-7 Река любви: 57-7
Базар любви: 84-11 Шах любви: 14-1
Страна любви: 57-7 Дерево любви: 3-6
Огонь печали: 32-6 Клинок печали: 72-1
Море печали: 12-6 Муравьи печали: 30-6
Газели (серны) печали: 28-6 Уголок печали: 13-6
Хижина печали: 83-9 Огонь разлуки: 67-5
Тучи разлуки: 60-8 Стрела разлуки: 59-8
Зиндан разлуки: 10-3 Ветер разлуки: 9-4
Ад разлуки: 41-3 Ветер печали, расставания: 77-1
Кинжал печали: 9-3 Птица души: 4-8
Ларец души: 45-1 Сад души: 21-1
Глаза души: 57-5 Крепость души: 14-3
Силок красы: 10-8 Луч красы: 32-3
Тепло красы: 71-5 Двери радости: 10-6
Вино радости: 41-3 Вместилище дум: 15-3
Птица грёз: 83-8 Сад лица: 22-7
Солнце лица: 30-7 Светильник красы: 54-5
Клинок красы: 63-3 Сад страданий: 67-2
Птица страданий: 57-9 Листок жизни: 15-9
Гора души: 29-6 Цветок рая: 4-6
Петля счастья: 15-8 Ветер смерти: 28-8
Стрела печали: 31-2 Стрела гнёта: 3-6
Лоно судьбы: 37-3 Птица взора: 16-5
Метафора в мухаммасе:
Подарок красы
Зерно верности
Садности
Чаша свидания
Вино любви
Лужайка увеселения
Цветок красы
Метафоры в рубаят:
Вино увеселения
Виночерпий времени (эпохи)
Трон сердца
Шах любви
Жемчужница души
Страна любви
Время расставания
Метафора в тарджбандах:
Искра восхваления
Сад восхваления
Огонь любви
Ветер милосердия
Ланцет дум
Река разлуки
Рука свидания
Солнце красы
Семья любви
Рука любви
Камни тирании
Страна любви
Хиркати умело использует гиперболу: "земля, посеянная милостью бога" - это Кашгар; красоту кашгарских девушек поэт описал так: "мельком брошенный взгляд ее испепелит сердца" и превратит в бадахшанский яхонт; кашгарский мазар - кыблагах, место поклонения всех влюбленных; "жизнь и быт бедняка богаче трона султана" и т.д. Большая часть гиперболических сравнений поэта относится к описанию красоты возлюбленной; она - "вся огонь пылающий" (2-3); "волосы белый день в темную ночь превратят (2-5); лицо чисто, без пятен, как Солнце" (20-3).
В поэзии Хиркати, особенно в его газелях, встречается во множестве стилистическая фигура контраста; день и ночь, свет и тень, солнце и луна, рай и ад.
Особенно часто встречается антитеза день и ночь. Ее встречаем в газелях: 39-4, 48-5, 51-2, 51-3, 51-17-1, 67-6 и "др. В этих газелях антитеза День и Ночь употреблена в значении "всегда", "постоянно".
В своем прямом значении эта антитеза также употребляется очень часто:
Йузун михри толун атмай кеча, кундузни фарк утмам
Замана коргани йок розгари ман каби харги (30-7)
Она встречается еще в следующих газелях: 48-6, 55-15, 65-12, 71-1.
Антитеза Солнце - Луна:
Не михр ила мах ичра бу кием яруглук бар,
Хажрин кечаси билмам не важр ила зайилду (4-2)
Встречается также в газелях: 23-5,31-5, 34-6, 43-4, 47-2, 50-7, 60-8, 82-9.
Антитеза Cвет и Тень:
Жаханга шами толса чикмаса кун тийрлик катмас,
Бу ран аламга, аи Гумнам, жанан нури туташипдур (23-9).
Ночь и Утро:
Хижран туни козга нача бихад кара болса,
Чун субх умидим рухи табанин учундур (13-2).
Ночь и День:
Равзи оавшандур йузун сачин урур бир тийра тун,
Шам вактида шафакдак йаткурур тун ичра кун (71-1).
Темнота и Солнце:
Тийра конулга хар заман салса йузун хаяли нур,
Килмади бу конул ойи кун йузидин зия керак (42-6).
Темнота и Рай:
Мана йок тийралик жаннат каби дайим ерур равшан,
Ка нури уршдин ким болди атушвар ман янлиг (36-11).
Рай и Ад:
Хоснин нури таб атса жаннат корунур давзах,
Васлин йок еса килмам жаннатни ватан сансиз (32-3).
Яд и Сахара
Жаннат тиламан кавсар атин алман агизга,
Лаилин гами захр ердию маккар шикан аттим.( 56-5).