Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.
К обучающим средствам относят:
– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
– сетевые учебно-методические пособия;
– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
– аудио и видео учебно-информационные материалы;
– тренажеры с удаленным доступом;
– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;
– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС)
Основными инструментами для организации взаимодействия педагога и обучающихся в данных условиях могут быть персональные компьютеры, планшеты, телефоны с выходом в Интернет. В данных условиях:
- создаю, соответствующие образовательной программе учебного предмета, доступные для обучающихся ресурсы (тексты, памятки, алгоритмы, презентации, видеоролики, ссылки) и задания;
- организовываю рассылку ресурсов и заданий по электронной почте или с помощью мессенджеров (WhatsApp и др.), устанавливаю сроки их выполнения;
- обучающиеся выполняют задания (изучают тексты, обрабатывают информацию, выполняют задания, создают учебные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются за помощью в режиме онлайн;
- оцениваю результаты выполнения заданий, работ в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; если предусмотрено балльное оценивание – выставляю отметку;
- все результаты деятельности выставляю в электронный журнал.
Также, размещаю информацию на сайте образовательной организации.
Методические особенности организации занятий физической культурой в дистанционном режиме
В режиме дистанционного обучения существуют определённые трудности для решения всех задач урока (образовательных, оздоровительных, воспитательных) во время непосредственного взаимодействия с обучающимися. Задачи урока необходимо распределить на все виды и организационные формы педагогического взаимодействия.
Программный материал по предмету «Физическая культура» включает 3 раздела:
- знания о физической культуре (формируются знания);
- способы физкультурной деятельности (формируются умения осуществлять собственную физкультурную деятельность);
- физическое совершенствование (формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества)
В условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий возможно выполнение заданий по всем разделам программы, за исключением овладения двигательными умениями и навыками.
Освоение этого аспекта программы возможно только на уровне знаний, о правильном выполнении двигательных умений и навыков. Практическое выполнение двигательных умений и навыков, в домашних условиях не рекомендуется, вследствие возможно неправильного их закрепления без контроля учителя.
Оценка обучающихся по физической культуре характеризуется комплексностью. Оцениваются:
- теоретические знания,
- двигательные умения и навыки,
- умения осуществлять собственную физкультурную деятельность,
- динамика физической подготовленности.
В условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий целесообразно оценивать обучающихся по трем критериям:
- теоретические знания
- умения осуществлять собственную физкультурную деятельность
- физическую подготовленность.
Рекомендации к проведению занятий на дому
Возрастная категория | Рекомендации |
Младший школьный возраст | 1.Область задач – совершенствование естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.) 2.На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала. 3.Чем младше возраст детей, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки. 4.Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. 5.По возможности нужно исключить значительные статические напряжения. |
Старший школьный возраст | 1.Область задач – поддержание естественных двигательных действий и совершенствование скоростно-силовых характеристик 2.На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала. 3.Уделять особое внимание формированию мышечного корсета для поддержания правильной осанки. 4. Дозировать статические упражнения в зависимости от возрастных анатомо-физиологических характеристик, чередуя с гимнастическими упражнениями, с элементами оздоровительного стретчинга. |
Уроки физической культуры в режиме онлайн
Такой урок сохраняет структуру урока физической культуры, общее время может быть распределено на всю неделю.
Практическая часть позволит оценить эффективность занятий физической культуры и проверит умение выполнять нормативы физической подготовки и правильность выполнения упражнений.
Практические занятия могут выполняться с непосредственным контролем учителя, либо самостоятельно с предоставлением фото- и видеоотчета.
Техника безопасности при проведении общеразвивающих упражнений
Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения
Так как обучение в домашних условиях подразумевает под собой ряд определенных пространственных и иного рода ограничений, выполнение упражнений с оборудованием снижается до минимального, за исключением наличия на занятиях гимнастического коврика или альтернативной ему замены.
Во время проведения занятий по физической культуре в домашних условиях необходимо обратить особое внимание на профилактику следующих видов травм:
- при падении на неровной поверхности;
- при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;
- вследствие плохой разминки;
- при столкновении в ходе выполнения гимнастических упражнений;
- в ходе несоблюдения правил проведения подвижных игр в домашних условиях.
К занятиям могут быть допущены учащиеся основной и подготовительной медицинской группы.
Ученики обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.
До начала занятий обучающиеся должны быть ознакомлены с видеоматериалами и конспектами занятий.
Каждое занятие необходимо начинать с разминки.
Необходимо исключить следующие упражнения:
- прыжки, вращения, подскоки вблизи мебели и бытового оборудования, а также на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель).
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5 СанПиН 2.4.2.2821-10), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Обязательно проводятся физические паузы и физические минутки:
https://www.youtube.com/watch?v=pjnMgshSBCI
https://www.youtube.com/watch?v=TaW9dqLbQzk
Упражнения для релаксации:
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedag..
Примеры практических занятий:
· 6 класс
-изучение стоек в волейболе
-изучение стоек в бадминтоне
-стойки низкого и высокого стартов
· 11 класс
-стойки в волейболе
-стойки низкого и высокого стартов
Материалы для организации двигательной активности в дистанционном режиме предлагает «Международная Академия спорта Ирины Винер» и Городской методический центр г. Москвы https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/fizicheskaya-kultura/anonsy/materialy-dlya-organizatsii-dvigatelnoj-aktivnosti-v-distantsionnom-rezhime.html
Спортивные игры:
https://www.youtube.com/watch?v=vnR4wADm-u4
https://www.youtube.com/watch?v=1gsBLw2pxd0
https://www.youtube.com/watch?v=TSi72Asfv5g
Легкая атлетика:
YouCut_20200409_114618012.mp4
Теоретическая часть позволит проверить теоретические знания: понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность и проч.
Если у обучающегося есть доступ к ресурсам Интернет, то он может воспользоваться электронной формой учебника, выполнить задания в интерактивном режиме. На время приостановления посещения школы ими можно пользоваться на сайтах бесплатно:
Электронный учебник Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html..
Электронный учебник Матвеев А.П. Физическая культура. 8-9 классыhttps://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/m..
Электронный учебник Матвеев А.П. Физическая культура. 10-11 классы https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html..
Формы контроля
Учет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, которые установлены организацией самостоятельно.
Форма контроля, домашнего задания | Кто оценивает |
вопросы, задания из учебника | учитель |
задания, разработанные педагогом | учитель |
тестовые задания, размещенные на образовательных порталах, платформах, в тестирующих программах | самоконтроль (тесты в электронном варианте) |
тестовые задания, разработанные педагогом, размещенные в тестирующих программах образовательных платформ | учитель |
выполнение физических упражнений на развитие двигательных качеств | самоконтроль |
Наиболее удобной формой, для создания контрольно-оценочных материалов, являются тесты:
https://moeobrazovanie.ru/online_test/fizkultura
https://testedu.ru/test/fizkultura/
https://videouroki.net/tests/fizkultura/
А можно составить тесты самостоятельно.
1. Сервисы для создания онлайн-тестов: Гугл-формы, Индиго, Мастер-тест, Kahoot, Quizizz, Socrative Онлайн-тесты — самый простой способ контроля знаний.
2. Сервисы для создания интерактивных рабочих листов (ИРЛ), интерактивного учебного видео, тренажёров, кроссвордов, упражнений и других дидактических единиц: LearningApps, Wizer, ClassTools
Кроме этого теоретическая часть может включать:
- кроссворды;
- рефераты (возможные темы: «История развития баскетбола», «Правила игры «Волейбол», «Виды бега и их влияния на здоровье человека», «Развития выносливости во время занятия спортом», «Требования к спортивной форме на уроках по легкой атлетике», «Прыжок в высоту (инвентарь, оборудование, правила выполнения и техники безопасности)», «Влияние бега на состояние здоровья»);
- онлайн-беседы;
-наблюдение;
- эссе (например, «Основные физические качества человека», «Показатели физического состояния человека», «Типы дыхания и измерение важных показателей дыхания»);
- конкурсные проекты (презентация).
Обучение и контроль его результатов по физической культуре в условиях отсутствия доступа в Интернет
При отсутствии доступа в Интернет основным инструментом для организации взаимодействия педагогов и обучающихся в данных условиях может быть телефон. В данных условиях:
- в соответствии с имеющимися у обучающихся учебниками учитель формулирует задания, вопросы, разрабатывает памятки, алгоритмы небольшого объема, устанавливает сроки выполнения;
- учитель делает рассылку материалов с помощью SMS-сообщений (малый объем), голосовых сообщений;
- обучающиеся выполняют задания;
- по согласованию с обучающимися, для осуществления текущего контроля или промежуточной аттестации, школьники могут высылать педагогу ответы; не следует требовать от школьников фотоматериалов с ответами за каждый урок;
- школьники имеют возможность консультироваться с учителем по телефону;
- если в учебниках есть ответы, то обучающиеся имеют возможность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формы контроля
В данных условиях необходимо учесть, что:
- основным источником для организации контроля являются учебники по физической культуре, а именно, система вопросов и заданий к каждой теме урока, учитель определяет периодичность контроля, проверяет выполненные работы учеников или рекомендует самоконтроль;
- самоконтроль и самооценка становятся самыми регулярными формами контроля, и, как следствие, снижается требование объективности оценивания;
- задания, должны быть небольшого объема, доступны, удобны для, оценивания учениками и могут относится одновременно к нескольким темам.
Пример задания по физической культуре, составленного для SMS-сообщения:
-Составьте комплекс упражнений для разминки перед игрой в волейбол.