I. Понятие налога
Целесообразно следующим образом определить рассматриваемую категорию: фиск — это публично-территориальное образование, выступающее в публично-правовых имущественных отношениях с частными лицами, наделенное при этом правомочиями осуществлять присвоение на праве собственности имущества, передаваемого ему указанными частными лицами в рамках названных отношений.
Таким образом, понятие «фиск», отражая, в первую очередь, публичную природу государства и налоговых отношений, складывающихся с его участием, в то же время учитывает имущественный характер данных отношений и особое правовое положение их участников как собственников имущества.
Системообразующее значение для налогового права категории «фиск» обусловлено тем, что данная категория отражает процесс реализации основной функции налогового права — справедливого и экономически обоснованного распределения бремени публичных расходов.
Публичные расходы, будучи распределенными в ходе определения конкретных сумм причитающихся налогов и сборов (применительно к каждому плательщику), подлежат возмещению путем уплаты этих налогов и (или) сборов.
Таким образом, понятие «фиск», характеризующее правосубъектность публично-территориального образования, связанную с присвоением материальных благ на праве собственности (передаваемых в качестве налогов и сборов), выражает правомочие на получение компенсации публичных расходов.
В связи с указанными факторами и с учетом государственного устройства РФ, понятие «фиск» отражает не только государство, понимаемое с определенной точки зрения. Правильной является широкая трактовка соответствующего понятия, охватывающая налоговую правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (дополним, что особое положение внебюджетных фондов не позволяет, однако, вывести данный институт за пределы категории фиска).
|
Определение понятия «фиск» помогает точнее охарактеризовать содержание и объем производного от него понятия — «фискальное взимание».
Уже изложенное ранее позволяет выявить, по крайней мере, два признака обозначаемого термином «фискальное взимание» общественного института:
- имущественный характер соответствующего взимания и
- факт его предназначения фиску, т. е. государству, или при широком (и более точном) подходе — любым публичным институтам. Однако указания лишь на эти два признака является недостаточным.
Дополнительно следует подчеркнуть обязательный характер соответствующего взимания и его безвозмездность, полную или частичную. (Частичная безвозмездность — это неравноценное возмещение или отсутствие эквивалентности при обмене материальными благами.)
Понятие фискального взимания необходимо отграничить от отчуждения материальных благ, которое происходит на основе обязательности и безвозмездности, однако связано с взысканием с частного лица имущественной санкции за совершенное правонарушение (штрафы, конфискация, пени). (От случаев принудительного изъятия имущества, обозначенных, в частности, в гл.15 ГК РФ, фискальное взимание отличается по признаку безвозмездности).
Следовательно, фискальное взимание - безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законных основаниях частным лицам, в пользу фиска, осуществляемое на началах обязательности и не носящее характера санкции за правонарушение.
|
Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».
Известно также, что становление современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безусловно, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).
До принятия части первой НК РФ в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Названный закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
|
Крохина
Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, который первый, среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие «налог».
Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с запросом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу лицензий, на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1532.. В решении по данному делу Конституционный Суд, исследовав порядок установления налогов, отметил, «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством ». Это решение не содержало развернутой характеристики налогов, однако попытка ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказалась существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.
Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей.
В постановлении по делу в связи с проверкой конституционности "постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»2 СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1729. он дал анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации.
В решении по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»1 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339. Конституционный Суд РФ выявил целевое назначение налоговых платежей и их имущественный характер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее суд указал, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
В Особом мнении по названному делу судьи Конституционного Суда А. Л. Кононова налог определен как форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязательности, обеспеченной государственным принуждением.
Эволюция подходов Конституционного Суда к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «центра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.
Винницкий
Проводимая в настоящее время кодификация налогового законодательства сопровождается и унификацией используемой терминологии. НК РФ, как было отмечено, ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст. 8 Кодекса: «налог» и «сбор». (Ранее ст.З Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержала словосочетание, заменяющее собой все термины, используемые для обозначения взиманий налогового характера, — «обязательный платеж». Вряд ли стоит порицать законодателя, что он отказался от использования этого нечеткого по своему значению словосочетания (обязательный денежный платеж может осуществляться не только в рамках налоговых отношений). Поэтому (еще раз подчеркнем) целесообразно обозначить понятие, охватывающее все виды налогов и сборов, термином «фискальное взимание»).
Понятие налога в современной науке налогового права (как, например, и понятие договора — в науке гражданского права) является многозначным.