1) определенную совокупность норм, правовой институт. (например, отдельные главы части второй НК РФ именуются: «налог на добавленную стоимость» (гл.21 НК РФ), «налог на доходы физических лиц» (гл.23 НК РФ). Очевидно, что в этом контексте термин «налог» выступает в качестве наименования соответствующего правового института.);
2) определенную процедуру (или порядок действий, действие);
3) материальный объект налогового правоотношения;
4) налоговое обязательственное правоотношение. (Так, итальянский ученый Г. Фальситта определяет налог как «денежное обязательство, прямо или косвенно порождаемое законом...». См.: Falsitta G. Manuale di diritto tributario. Parte generale. P.25.)
Рассмотрение различных точек зрения позволяет выделить два основных направления, по которым разрабатывается понятие налога.
во-первых (концепция — налог как процедура, налог трактуется как «обязательный индивидуально безвозмездный платеж» 528, или как «форма отчуждения собственности »529 или «изъятие денежных средств », или как «средство распределения бюджетных расходов »531 и т. д. );
во-вторых, (концепция — налог как материальный объект правоотношения). — как «часть имущества налогоплательщика»
Первая концепция является господствующей в отечественной науке; на основе разработанных в ее рамках подходов сформулировано легальное определение налога (ст. 8 НК РФ). Исходя из понимания налога как определенной процедуры, порядка действий, формулируются также традиционно выделяемые признаки налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность и т. д.
Вторая концепция налога в меньшей степени распространена в литературе. Согласно этому подходу подчеркивается, что одной из существенных черт налога является то, что он всегда представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая как таковая должна передаваться на законном основании субъектам публичной власти при наступлении определенных сроков (В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечается, что «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства». См. также: Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 145-146.).
|
Можно предположить, что, используя в гл. 8 НК РФ выражения «перечисление налога», «уплата налога», законодатель понимает под налогом не процедуру (порядок действий), не действие (платеж), а определенную сумму, т. е. налог как материальный объект налогового правоотношения.
Однако основное содержание юридической категории налога раскрывается при ее определении как некоторой процедуры, порядка действий, как бы мы их ни именовали: «форма отчуждения», «средство распределения», «платеж», «взнос» и т. д. Закрепленная в ст. 8 НК РФ дефиниция понятия «налог» отражает именно такое понимание сущности и назначения налога как важнейшего социального института.
Современная юридическая наука включила дефиницию налога в круг наиболее дискуссионных понятий. В юридической и экономической литературе существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории
|
Винницкий, налог — установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения конституционного права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу фиска, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах равенства, всеобщности, соразмерности (С учетом значения понятия «фискальное взимание» данное определение можно сформулировать также следующим образом: налог — это установленное законно сформированным представительным органом фискальное взимание, осуществляемое в денежной форме, обусловленное необходимостью решения общественных задач, основанное на принципах равенства, всеобщности, соразмерности)
С. Г. Пепеляев: «Налог — единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, дуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспечения государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти»1 Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 1995. С. 24..
Н. И. Химичева определяет налог как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»2 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф. Н. И. Химтева. М., 1995. С. 225..
|
В другом издании этого же автора делается акцент на установлении налогов «в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти и местного самоуправления»3 Проблемы финансового права. Черновцы, 1996. С. 135. См. также: Химтева Н. И. Налоговое право: Учебник. М., 1997. С. 5..
Схожие подходы, базирующиеся на нормах действующего законодательства, характерны и для других ведущих специалистов в этой области4 См.: Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учеб. пособие. М., 2001. С. 126; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М., 2002. С. 320..
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из положения части 1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) усматриваются следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ:
1) налог устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом);
2) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу фиска;
3) он социально обусловлен;
4) безвозвратен;
5) безвозмезден;
6) общеобязателен;
7) имеет стоимостной (денежный) характер;
8) основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности 533.
Учебник Крохиной
Из содержащегося в НК РФ определения выводятся следующие основные признаки налога.
1. Обязательность.
Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается — в случае уклонения от его уплаты — в принудительном порядке. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности является форма уплаты налога. Налоговый кодекс не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог — добровольного платежа или принудительного взыскания. В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Принудительное взыскание каких-либо платежей характерно для административных отношений1 В административном праве «взыскание» применяется в нескольких значениях. Во-первых, в качестве принудительного изъятия не уплаченных в установленный срок денежных сумм; во-вторых, как определенная денежная сумма, подлежащая изъятию в целях возмещения ущерба; в-третьих, в качестве штрафных санкций, применяемых за виновные Противоправные деяния., а для имущественных (к числу которых относятся и налоговые) более приемлема уплата, т. е. первоначальное предложение со стороны публичного субъекта частному о добровольном исполнении обязанности. В налоговом праве взыскание применяется относительно недоимок и пеней в качестве меры ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Следует согласиться, что в определении налога, зафиксированном в НК РФ, присутствует концептуальное противоречие 2 См. подробнее: Соловьев В. А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 22—29.. Согласно ст. 8 НК РФ налог — это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Однако этимология термина «платеж» подразумевает активные волевые действия частного субъекта — плательщика, а «взимание» означает активные сознательные действия публичного субъекта по отношению к частному. Следовательно, определять налог, используя одновременно термин «платеж» и критерий «взимаемый», не имеет смысла, поскольку нельзя осуществить платеж и взимание одних и тех же денежных средств. Если частный субъект — налогоплательщик — произвел платеж, то публичный субъект — государство — не имеет права взыскивать этот же налог, и наоборот, принудительное взыскание недоимки освобождает налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.
Таким образом, характерным элементом признака обязательности выступает добровольная уплата налога. Дальнейший анализ норм НК РФ свидетельствует о подходе законодателя к пониманию налога в качестве добровольного активного действия налогоплательщика и, как следствие, к изначальной добросовестности и невиновности частного субъекта.
2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность.
Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению данному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.
Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретного физического лица или организации. По общему правилу, налогоплательщик обязан лично уплатить причитающиеся с него налоги и, как следствие, может быть привлечен к налоговой ответственности за неуплату. Однако, с 30 ноября 2016 года, НК допускает возможность перевода уплаты налогов третьими лицамиза налогоплательщика, при условии, что они не могут потребовать возврата уплаченной суммы.