Развитие учений о налогообложении




Понятие налога

(НК в ред. 28.03.2018)

Развитие учений о налогообложении

учебник Налоговое право Крохина

 

Формирование основных налоговых теорий в качестве науч­ных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, ос­новные направления которой складывались под непосредствен­ным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различ­ные варианты моделей налогообложения в государстве в зави­симости от признания за налогами того или иного назначе­ния. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложе­ния.

Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связа­но с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение отно­сительно справедливости взимания налогов, поэтому существо­вала необходимость теоретического обоснования налогов (См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 76.).

Первой налоговой теорией является теория обмена, полу­чившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая тео­рия, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представите­лями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан и Шарль Луи Монтескье, которые рассматри­вали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охра­ну его личной и имущественной безопасности, защиту государ­ства и другие услуги, т. е. как цена за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Жан Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэконо­мии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражда­нином за полученные им наслаждение от общественного по­рядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы лично­сти и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан.

Теория налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист Адольф Тьер. После­дователями были Э. де Жирарден, английский экономист Джон Рамсей МакКуллох и др. Согласно этой теории общество пред­ставлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу пото­му, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обес­печить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория налога (теория налогового нейтралите­та) существовала во второй половине XVIII — первой поло­вине XIX в. (Адам Смит и Д. Рикардо), Ее сторонники рас­сматривали налоги как основной вид государственных дохо­дов, которые должны покрывать затраты по. содержанию правительства.

Данная теория имеет более высокий научный уровень и со­стоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется А. Смитом. Его основным трудом является «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значе­ние имеют разработанные им классические принципы построе­ния налоговой политики:

— принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой госу­дарства;

— принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

— принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

— принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложе­ния.

Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообло­жения является земельная рента, поскольку ее нельзя перело­жить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесооб­разными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.

Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Одним из базовых положе­ний кейнсианской школы является ориентация на спрос, кото­рый считается определяющим в регулировании рыночной эко­номики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно этой теории налоги — встроенный механизм гибкости в экономиче­ской системе.

Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считая их пожертвованиями на общую пользу.

Примером частной налоговой теории является научная тео­рия о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых посту­плений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Ос­новные положения теории А. Леффера заключаются в следую­щем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если став­ка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом в каждом случае допускаются определенные отклоне­ния.

Таким образом, процесс теоретического 'обоснования при­роды налога и оптимальных границ налогообложения прошел длительный период, не имеющий завершения. И в настоящее время, несмотря на усилившееся внимание ученых к пробле­мам налогового права, происходит научно-теоретическое ста­новление воззрений на проблемы в этой области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: