Тема: Организация бухгалтерского учета.
1В. Формы бухгалтерского учета.
2В. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
3В. Понятие об учетной политике.
В. Формы бухгалтерского учета.
Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете применяют различные учетные регистры. Определенное сочетание применяемых учетных регистров определяет форму ведения бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность учетных регистров, используемых для ведения учетных записей в определенной последовательности с применением принципа двойной записи. Действующие формы бухгалтерского учета регламентированы Минфином РФ.
Отличительным признаком той или иной формы учета является количество и содержание используемых учетных регистров. Не смотря на это результаты учета должны быть одинаковые.
Выбор применяемой формы бухгалтерского учета зависит от структуры предприятия, отраслевой принадлежности и личного желания главного бухгалтера.
Различают следующие формы бухгалтерского учета:
1. Мемориально-ордерная – при этой форме учета на основании первичных документов и накопительных ведомостей составляют мемориальные ордера.
Мемориальные ордера - бланки специальной формы, в котором указывается номер и дата первичного документа и бухгалтерская проводка.
После этого мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, в котором проставляется номер мемориального ордера, дата и сумма.
На основании мемориальных ордеров производятся записи на счета главной книги. Параллельно ведется аналитический учет. На основании первичных документов производятся записи на счетах аналитического учета.
В конце месяца для сверки данных синтетического и аналитического учета составляют оборотные ведомости, как по синтетическим, так и по аналитическим счетам.
На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляют бухгалтерский баланс.
2. Журнально-ордерная форма учета. При этой форме основными учетными регистрами являются журналы-ордера и вспомогательные ведомости, которые ведутся к различным журналам ордерам.
Сверка |
Аналитический учет при этой форме значительно меньше, чем при мемориально-ордерной. Карточки аналитического учета ведутся не по всем счетам, а только по некоторым.
В основу этой формы учета положен принцип накапливания данных в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях из первичных документов. Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости производят из первичных документов в течение месяца. В конце месяца в журнале-ордере и в ведомости подсчитываются обороты за месяц и сальдо на конец месяца, которые затем переносят в Главную книгу.
Журналы-ордера и ведомости ведутся по одному или нескольким синтетическим счетам. Журнал регистрации хозяйственных операций при этой форме не ведется. Все журналы-ордера ведутся по КРЕДИТУ счетов. Т.е. в них отражаются обороты по КРЕДИТУ соответствующего счета с группировкой оборотов по ДЕБЕТУ различных корреспондирующих счетов.
По некоторым журналам-ордерам ведут вспомогательные ведомости. Записи в них производят по ДЕБЕТУ соответствующего счета, с группировкой по КРЕДИТУ корреспондирующих счетов.
3. Журнал-главная. Эта форма может применяться на небольших предприятиях с небольшим количеством хозяйственных операций. Журнал-главная одновременно является регистром хронологической и систематической записи.
Журнал-Главная
(в тыс. руб.)
№ | Дата | Содержание хозяйственной операции | Сумма | 51 и т.д. | |||||
Д | К | Д | К | Д | К | ||||
Сальдо на 01.03 | |||||||||
1. | 02.03 | Поступили материалы | |||||||
2. | 03.03 | Оплата поставщику | |||||||
И т.д. в течение месяца | |||||||||
Итого (оборот по ДЕБЕТУ и КРЕДИТУ счетов) | - | - | |||||||
Сальдо на 01.04 |
Одновременно ведется аналитический учет в карточках аналитического учета. В конце месяца составляют оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам.
4. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Представляет собой совокупность различных видов учета. При этой форме данные из первичных документов заносят в бухгалтерскую программу. Сама программа автоматически формирует обороты по каждому счету и т.д.
В. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
Бухгалтерский учет в РФ ведется в соответствии с законом «О Бухгалтерском учете», номер 402-ФЗ. Согласно данному закону организации обязаны вести учет своих активов, капитала и обязательств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется правительством РФ в лице Минфина. Т.е. Минфин разрабатывает план счетов и стандарты по бухгалтерскому учету. Стандарты устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета на предприятии.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
Главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета в соответствии с бухгалтерскими стандартами.
В зависимости от объема учетной работы, руководитель может:
1. Учредить бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
2. Вести в штат должность главного бухгалтера.
3. Вести бухгалтерский учет лично.
4. Передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации.
Главный бухгалтер предприятия должен обеспечить соответствие хозяйственной операции требованиям действующего законодательства и контроль за движением имущества предприятия.
В случае разногласия между руководителем и главным бухгалтером главный бухгалтер обязан выполнить распоряжение руководителя, но только на основании письменного распоряжения.
Требования главного бухгалтера по оформлению и представлению в бухгалтерию документов обязательны для всех сотрудников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и финансовые документы недействительны. На предприятии должен быть составлен перечень лиц, которые имеют право подписи первичных документов.