ОТЧЕТ
По мониторингу ЛВПЦ и репрезентативных участков
данные на 01.01.2019 г.
Мониторинг лесов высокой природоохранной ценности.
Изменения, выявленные на 01 января 2019 г.
На лесных участках, управляемых ООО «Русский Лес», к лесам высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) относятся категории защитных лесов и ОЗУ, выделенных согласно российскому законодательству. Кроме того, была проведена работа по изучению имеющейся научной информации, консультации с заинтересованными сторонами для дополнительного выявления ценных лесов, не защищенных российским законодательством.
1) Предприятием были выполнены работы по мониторингу ЛВПЦ за 2012 год, в результате которых были выявлены изменения в состоянии ЛВПЦ-4.
Выявленные изменения связаны в первую очередь с последствиями урагана, прошедшего в регионе в июле 2010 года и вызвавшего ветровал на арендованных лесных участках. В связи с последствиями урагана согласно федеральному закону от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» было издано Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 05.08.2010. № 552-рг «Об мерах по выполнению распоряжения Губернатора Ленинградской области от 30.07.2010 №535-рг «Об организации ликвидации последствий урагана на отдельных территориях Ленинградской области», в котором арендаторам предписывалось незамедлительно приступить к выполнению санитарно-оздоровительных мероприятий в целях предотвращения массового размножения стволовых вредителей и возникновения лесных пожаров.
В соответствии с изданными распоряжениями предприятие в течение 2010-2012 годов ликвидировало последствия ветровалов путем проведения сплошных санитарных рубок в эксплуатационных и защитных лесах. Общая площадь сплошных санитарных рубок в защитных лесах по состоянию на 01.01.2013 года составила 55,2 га (таблица 1).
Таблица 1
ЛВПЦ 4 | Общая площадь, га | Площадь сплошных санитарных рубок, га | Площадь ЛВПЦ на 01.01.16 | Площадь ЛВПЦ на 01.01.17 | Площадь ЛВПЦ на 01.01.18 | Площадь ЛВПЦ на 01.01.19 | |||
2010 | 2011 | 2012 | Итого | ||||||
Водоохранные зоны | 3142,0 | 28,0 | 35,2 | 43ПЦ3.,3 | 67,5 | 3074,5 | 3074,5 | 3074,5 | 3074,5 |
Запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов | 6824,0 | 63,0 | 173,1 | 50,9 | 287,0 | 6537,0 | 6537,0 | 6537,0 | 6537,0 |
Защитные полосы лесов, расположенные вдоль ж/д путей общего пользования, федеральных автодорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ | 1347,0 | 1,7 | 1,7 | 1345,3 | 1345,3 | 1345,3 | 1345,3 | ||
ВСЕГО | 92,7 | 208,3 | 55,2 | 356,2 | * | * | * | * |
* – сумма ЛВПЦ 4 не посчитана, т.к. участки разных категорий защитных лесов перекрываются, и подсчет суммы без учета перекрытия будет некорректным.
Согласно проектам освоения лесов предприятие в 2014-2018 годах проводило добровольно-выборочные и проходные рубки в защитных лесах (таблица 2).
Таблица 2
Категория защитности | Лесничество | Квартал | Выдел | Площадь, га | Год рубки | Вид рубки | |
нерестоохранные полосы | Шугозерское | 110 | 2 | 6,9 | 2014 | ПРХ | |
нерестоохранные полосы | Шугозерское | 110 | 3 | 6,7 | 2014 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Шугозерское | 110 | 8 | 5,9 | 2014 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Шугозерское | 110 | 6 | 17,0 | 2014 | ДВР | |
Итого за 2014 год | 36,5 | ||||||
нерестоохранные полосы | Явосемское | 10 | 1 | 3,0 | 2015 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Явосемское | 10 | 8 | 3,6 | 2015 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Явосемское | 10 | 7 | 15,0 | 2015 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Явосемское | 11 | 2 | 2,3 | 2015 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Явосемское | 11 | 5 | 1,9 | 2015 | ДВР | |
нерестоохранные полосы | Явосемское | 11 | 1 | 2,5 | 2015 | ДВР | |
Итого за 2015 год | 28,3 | ||||||
Итого за 2016 год | 0,0 | ||||||
Итого за 2017 год | 0,0 | ||||||
Всего за 2014-2018 гг. | 64,8 | ||||||
Для оценки состояния участков ЛВПЦ в защитных лесах и выполнения ими защитных функций после проведения выборочных рубок предприятием совместно со специалистами лесничества проведено выборочное натурное обследование таких участков. По итогам проверки сделан вывод:
-разработка лесосеки произведена на основании утвержденной технологической карты, технологический процесс выдержан полностью;
- выборка деревьев соответствует материалам отвода, выбраны деревья отмеченные краской;
- процент поврежденных деревьев не превышает нормативный;
- нарушений напочвенного покрова при проведении работ не обнаружено, произведено укрепление волоков порубочными остатками в местах минерализации почвы:
- при обследовании, захламления русла временных водотоков не обнаружено.
- лесной участок продолжает выполнять свои защитные свойства лесов.
Тот факт, что насаждения не теряют своих функций (в том числе и защитных) после проведения выборочных рубок, подтверждают специалисты, участвовавшие в анализе репрезентативности сети ООПТ Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей, Республики (Сохранение ценных природных территорий Северо-Запада России, 2011, стр. 79-80). При выделении малонарушенных лесных массивов участки с выборочными рубками не исключались из площади малонарушенных лесов.
Следовательно, участки защитных лесов с выборочными рубками продолжают оставаться в составе ЛВПЦ 4.
2) Предприятие уточнило информацию по ЛВПЦ 3.
Сосняки лишайниковые, как оказалось при проверке таксационных описаний, представлены лесными культурами. Эти участки были исключены из ЛВПЦ 3.
Таблица 3
ЛВПЦ 3 | Площадь, га 01.01.12 | Площадь, га 01.01.16 | Площадь, га 01.01.17 | Площадь, га 01.01.18 | Площадь, га 01.01.19 | Причина изменений |
сосняки лишайниковые | 20,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Не обнаружены в таксационных описаниях |
участки лесов с реликтовыми породами | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | Нет изменений |
Режим пользования в ЛВПЦ 3 – запрет рубок (за исключением санитарных) и других видов хозяйственной деятельности, которые могут привести к нарушению или утрате природоохранных ценностей.
Детальная информация находиться в перечне ЛВПЦ.
3) Уточнена площадь ЛВПЦ 2. Проанализированы таксационные описания кварталов 102 Шугозерского участкового лесничества и квартала 4 Явосемского участкового лесничества, проведены полевые обследования указанных кварталов. В результате малонарушеннымй массив в 102 квартале Шугозерского участкового лесничества были включены выделы 1-3, 3.1, 4-12, 12.1, 13-16, 16.1, 17, 20, 21.1, 22 общей площадью 106 га (таблица 4). В массив в квартале 4 Явосемского участкового – выделы 1, 2, 3, 4, 19, 20 общей площадью 26,1 га.
Таблица 4
ЛВПЦ 2 | Площадь, га 01.01.12 | Площадь, га 01.01.16 | Площадь, га 01.01.17 | Площадь, га 01.01.18 | Площадь, га 01.01.19 |
Малонарушенные лесные массивы (МЛМ): - 102 квартал Шугозерского участкового лесничества - 4 квартал Явосемского лесничества | 106 85 21 | 132,1 106,0 26,1 | 132,1 106,0 26,1 | 132,1 106,0 26,1 | 132,1 106,0 26,1 |
Малонарушенные болотные массивы (МБМ) | 29200 | 29200 | 29200 | 29200 | 29200 |
Режим пользования – запрет всех видов рубок (кроме санитарных), строительства дорог, разработки карьеров и других видов хозяйственной деятельности, которые могут нарушить природоохранные ценности участка.
4). Уточнена площадь ЛВПЦ 1.
В 2018 г изменение планируемой ООПТ по материалам комплексного экологического обследования территории. До организации ООПТ целесообразно избегать преобразования ландшафта и смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание ООПТ в соответствии с заявленными данными.
Наименование показателя | Ед. изм. | Данные за 2013-2017 г. | Режим охраны | Данные 2018 г. | Комментарии. Режим охраны. |
Площадь ЛВПЦ 1 | га | Проектируемая ООПТ «Зеленецкие мхи» – 23 835 га (договор 117) | Отказ от всех видов рубок и строительства лесной инфраструктуры | Отдельные участки (выдела) в границах проектируемой ООПТ «Зеленецкие мхи» – 160,9 га (договор 117), согласно рекомендаций БИРАН по результатам обследования территорий. | С целью уточнения площадей проектируемого заказника «Зеленецкие мхи», с целью оценки ценности, по факту получено заключение о сохранении выделов, являющихся особоценными. Рекомендации по сохранению и восстановлению выделов описаны в ОТЧЕТЕ о результатах обследования участков аренды лесного фонда ООО «Русский Лес» с целью выявления биологически ценных лесов (БЦЛ) и иных редких для региона растительных сообществ, местообитаний охраняемых объектов растительного мира (сосудистые растения, мохообразные, лишайники, грибы) и охраняемых объектов орнитофауны в границах проектируемой ООПТ «Зеленецкие мхи». |
Проектируемая ООПТ «Шугозерский заказник» – 1744,8 га (договор 116) | Отказ от всех видов рубок и строительства лесной инфраструктуры | Проектируемая ООПТ «Шугозерский » – 1674,6 га (договор 116) | Отказ от всех видов рубок и строительства лесной инфраструктуры | ||
- | - | Проектируемая ООПТ «Поддубно-Кусегский» - 9 808,1 га (договор 115) | Отказ от всех видов рубок. Не ограничивается проведение санитарно-оздоровительных мероприятий |
Использование лесов на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с приказом МПР России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемая природная территория природный парк «Вепсский лес» входит в состав земель лесного
фонда и при составлении лесохозяйственного регламента, в нём выделены особо - защитные участки в соответствующих видах целевого назначения лесов и категорий
защитных лесов. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются
в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещает-
ся осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными
функциями.
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедни-
ков, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых
исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках,
если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков
и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лес-
ных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон,
установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установлен-
ных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются
положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок
лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем госу-
дарственном природном заказнике.
В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природ-
ных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных,
допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осу-
ществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необ-
ходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.
В лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их
охранных зон, запрещается проведение рубок лесных насаждений в случае, если это вле-
чет за собой нарушение сохранности памятников природы.
В лесах, расположенных на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, допускается проведение рубок с целью сохранения лесных насаждений основ-
ных лесных древесных пород.
В лесах, расположенных на территориях лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, уход за лесами и другие, предусмотренные лесным законодательством Россий-
ской Федерации, мероприятия по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов,
осуществляются дифференцированно в пределах зон, выделенных в составе округа сани-
тарной (горно-санитарной) охраны.
Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат
охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правилпожарной безопасности в лесах».
Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а
также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию ле
сов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017г.
№ 607 «О правилах санитарной безопасности в лесах».
Уборка неликвидной древесины в лесах, расположенных на особо охраняемых
природных территориях, проводится в особо охраняемых, рекреационных функциональ-
ных зонах, функциональных зонах познавательного туризма обслуживания посетителей,
хозяйственного назначения особо охраняемой природной территории, определяемых По-
ложением об особо охраняемой природной территории.
В лесах, расположенных на ООПТ, за исключением территорий биосферных поли-
гонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защи-
ты лесов, в том числе в научных целях.
В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных
биосферных заповедников в соответствии с их назначением, определенном в положении о
биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охра-
ны и защиты лесов в целях проведения научных исследований, экологического монито ринга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования,
не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресур-
сы.
Воспроизводство лесов, расположенных на ООПТ, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и режимом особой охраны особо охраняемой природной территории. Лесовосстановление на ООПТ осуществляется на лесных участках, лесные насаждения на которых погибли или повреждены в результате пожаров, воздействия вредных организмов, а также на лесных участках, на которых проводились сплошные рубки. Лесоразведение осуществляется на участках нелесных земель для предотвращения
водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных насаждений, проведения био-
технических мероприятий, а также на землях, нарушенных в результате прежней хозяй-
ственной деятельности.
Лесовосстановление и лесоразведение должны обеспечивать формирование лесных
насаждений, близких к естественным по составу видов (пород) деревьев, кустарников,
других лесных растений в соответствующих природно-климатических условиях.
Интродукция (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, не
произрастающих в данном лесном районе, не допускается.
Лесовосстановление, лесоразведение и уход за лесами на ООПТ осуществляется в
соответствии с правовым режимом и целевым назначением указанных территорий.
Деятельность лесничества должна быть направлена на сохранение биоразнообразия
на его территории в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.02.2014
№ 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до
2030 года». Наибольший эффект для предотвращения гибели редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов достигается с помощью
организации сети ООПТ с разным режимом охраны, соединенных «экологическими
коридорами» (экологические сети).
На территории лесничества проектируется организация дополнительных особо
охраняемых природных территорий, которые будут способствовать в конечном итоге
развитию экологических сетей и сохранению биоразнообразия на землях лесного фонда.
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области,
утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2012
№ 460, планируется организация следующих ООПТ регионального значения.
До организации ООПТ целесообразно избегать преобразования ландшафта и смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание ООПТ в соответствии с заявленными целями.
На территории ООПТ проектируемых в целях сохранения малонарушенных лесов и
(или) старовозрастных насаждений не допускается проведение рубок спелых и
перестойных насаждений, при этом не ограничивается проведение санитарно-
оздоровительных мероприятий и рубок ухода за лесом в молодняках и средневорастных
насаждениях. На территории остальных проектируемых ООПТ также возможны
выборочные рубки спелых и перестойных насаждений (за исключением завершающего
этапа постепенных рубок) и все виды рубок ухода за лесом. Конкретный режим особой
охраны будет определен при организации ООПТ.
Порядок образования ООПТ местного и регионального значения регулируется
постановлениями Правительства Ленинградской области от 22 июня 2007 г. № 151 «Об
особо охраняемых природных территориях местного значения в Ленинградской области»
(с изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Ленинградской
области от 30 июня 2014 г. № 270 «О приведении нормативных правовых актов
Ленинградской области об особо охраняемых природных территориях в соответствие с
действующим законодательством»
Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.