Чтение 1 абзаца из гл. «Детство».




 

Молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства. Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.

 

Слайд 16 (текст)

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, чится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

 

 

**Проблемный вопрос для домашнего задания.

Из письма Л. Н. Толстого Н. А. Некрасову по поводу повести «Детство» Л.Толстого раздосадовало, что его повесть в журнале «Современник» была напечатана не под заглавием «Детство», а под заглавием «История моего детства». Он написал Некрасову: «Заглавие «Детство» и несколько слов предисловия объясняли мысль моего сочинения, заглавие же «История моего детства», напротив, противоречит ей. Кому какое дело до моего детства?»

Задание: Объясните, почему Л. Н. Толстой настаивал именно на своём заглавии повести.

 

IV. Литературоведческая разминка

 

Повторение литературоведческих терминов.

 

Сюжет –ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу
Портрет –изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики
Композиция - построение литературного произведения;
Тема -это то, о чем идет речь в произведении.
Идея- что хотел сказать автор.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Риторический вопрос –образно-выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ
Жанр –вид художественного произведения (автобиографическая повесть)

 

 

V. Анализ главы «Маман».

Словарная работа (у учащихся на столе распечатанные листы со словарной работой)

Слайд 17 (комната)

Глава II «Maman»

Гостиная – комната для приёма гостей;

Воскресить в воображении – вспомнить забытое;

Этюд – небольшое музыкальное произведение;

Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;

Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком;

Кацавейка – верхняя короткая кофта;

Подойти к ручке – поцеловать;

Утонченный – изысканный, хорошо развитый;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса

 

Определение темы, идеи, проблемы.

Слайд 18 (проблема)

Тема детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема - становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

Идея - нужно любить своих родителей, близких.

Ø Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?

(для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события)

 

Беседа по вопросам.

Слайд 19 (маменька)

Ø Какие чувством проникнуты воспоминания автора о матери?

(нежности, любви, восхищения, восторга. Ему запомнились отдельные черты любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одлинаковую доброту и любовь ко всем, нежная сухая рука. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали)

 

Ø Что ещё запомнилось автору в портрете матери?

(улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасной. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести её лицу. И казалось, что всё вокруг светилось счастьем и радостью)

 

Ø Как относилась матушка к слугам?

(спокойно, без раздражения)

 

Ø Почему автор невольно содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал?

(«Это я во сне плакал…» «Это была ложь. Он не мог объяснить причину слёз, чтобы не огорчить матушку. Не лгать ей. Этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…»)

 

Ø Какое мнение о главном герое складывается у вас на основе прочитанного?

(Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)

 

VI. Обобщение.

Слайд 20 (мать)

Л.Н.Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: