Молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства. Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.
Слайд 16 (текст)
Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?
Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.
Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, чится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.
**Проблемный вопрос для домашнего задания.
Из письма Л. Н. Толстого Н. А. Некрасову по поводу повести «Детство» Л.Толстого раздосадовало, что его повесть в журнале «Современник» была напечатана не под заглавием «Детство», а под заглавием «История моего детства». Он написал Некрасову: «Заглавие «Детство» и несколько слов предисловия объясняли мысль моего сочинения, заглавие же «История моего детства», напротив, противоречит ей. Кому какое дело до моего детства?»
|
Задание: Объясните, почему Л. Н. Толстой настаивал именно на своём заглавии повести.
IV. Литературоведческая разминка
Повторение литературоведческих терминов.
Сюжет –ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу |
Портрет –изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики |
Композиция - построение литературного произведения; |
Тема -это то, о чем идет речь в произведении. |
Идея- что хотел сказать автор. |
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. |
Риторический вопрос –образно-выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ |
Жанр –вид художественного произведения (автобиографическая повесть) |
V. Анализ главы «Маман».
Словарная работа (у учащихся на столе распечатанные листы со словарной работой)
Слайд 17 (комната)
Глава II «Maman»
Гостиная – комната для приёма гостей;
Воскресить в воображении – вспомнить забытое;
Этюд – небольшое музыкальное произведение;
Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;
Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком;
Кацавейка – верхняя короткая кофта;
Подойти к ручке – поцеловать;
Утонченный – изысканный, хорошо развитый;
|
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса
Определение темы, идеи, проблемы.
Слайд 18 (проблема)
Тема детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»
Проблема - становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?
Идея - нужно любить своих родителей, близких.
Ø Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?
(для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события)
Беседа по вопросам.
Слайд 19 (маменька)
Ø Какие чувством проникнуты воспоминания автора о матери?
(нежности, любви, восхищения, восторга. Ему запомнились отдельные черты любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одлинаковую доброту и любовь ко всем, нежная сухая рука. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали)
Ø Что ещё запомнилось автору в портрете матери?
(улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасной. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести её лицу. И казалось, что всё вокруг светилось счастьем и радостью)
Ø Как относилась матушка к слугам?
(спокойно, без раздражения)
Ø Почему автор невольно содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал?
(«Это я во сне плакал…» «Это была ложь. Он не мог объяснить причину слёз, чтобы не огорчить матушку. Не лгать ей. Этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…»)
Ø Какое мнение о главном герое складывается у вас на основе прочитанного?
(Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)
VI. Обобщение.
Слайд 20 (мать)
Л.Н.Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».