Урок по теме
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство»
(избранные главы)
Цели:
§ развивать навыки анализа текста,
§ совершенствовать чтение,
§ обучение связной речи,
§ умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств;
§ составлять портретную характеристику;
§ на примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.
Слайд 1 (заставка, эпиграф 1)
Мир Толстого – это мир, залитый солнечным
светом, простым и ярким…
(В.Г.Короленко)
Слайд 2 (эпиграф 2)
Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.
Ф.М.Достоевский.
ХОД УРОКА.
I. Вступительное слово.
Слайд 3 (слова Толстого)
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве. Вот, что сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении:
«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».
Ø О чем говорят эти слова?
(Что это произведение крайне дорого писателю)
II. Беседа по статье учебника (биография).
Слайд 4 (Ясная Поляна)
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь.
Слайд 5 (родители)
Ø Что вы узнали о родителях Толстого, его происхождении?
(высшая помещичья знать; отец – граф, участник Отечественной войны 1812г., мать – урождённая княгиня Волконская. Предки были в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными)
После походов 1812–1813 годов либерально настроенный молодой человек не считал для себя возможным служить ни при конце царствования Александра I, ни при Николае I. «За всё наше детство и даже юность, – писал Толстой, – наше семейство не имело близких отношений ни с одним чиновником. Разумеется, я ничего не понимал этого в детстве, но я понимал то, что отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, весёлого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нём, увеличивало мою любовь к нему». Мать писателя умерла, когда ему было около двух лет. В дневнике писателя за июнь 1908 года есть запись: «Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, «о маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом». Слайд 6 (братья) С самого раннего детства Толстой был окружён простыми людьми. Няни, горничные, кучера исподволь оказали влияние на ребёнка. В общении с ними закладывалась духовная основа его личности. В старости, говоря о декабристах, Толстой заметил: «Они, как и мы, через нянь, кучеров, охотников полюбили народ». У Толстого было три старших брата – Николай, Сергей и Дмитрий и младшая сестра – Мария. Николай обладал живой творческой фантазией и придумывал всевозможные игры. Он уверил братьев, что на зелёной палочке, зарытой в тайном месте, написаны слова, прочитав которые, все люди перестанут ссориться и будут счастливы. Эту палочку дети искали в одном из уголков яснополянского парка. На этом месте велел похоронить себя Лев Толстой, всю жизнь искавший путь к всеобщему человеческому счастью. Слайд 7 (программа) |
|
|
Слайд 8 (Ясная Поляна, детство)
Ø Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна?
(колыбель; познакомила с жизнью людей, с народными песнями. Сказками, легендами; научила его любить)
Тесным и теплым был семейный мир в Ясной Поляне. Чудесный парк, деревенская жизнь рано пробудили в Толстом любовь к природе. Но главное – это общение с окружающими людьми. Детское восприятие уже тогда подталкивало к размышлениям, стремлению отличать хорошее от дурного. Левушка был привязан к крепостной экономке Прасковье Исаевне, которую впоследствии с любовью изобразил в повести «Детство» под именем Натальи Савишны. Были и тяжелые впечатления: крепостного Кузьму велели сечь; сосед отдал в солдаты своего подневольного человека только за то, что тот ел в пост скоромное. Мальчик не задавал вопросов, уважая сложившийся среди взрослых уклад, но наблюдал, запоминал, размышлял. Неравнодушное отношение маленького Толстого к жизни крепостной деревни сыграло роль в формировании характера будущего писателя. Образование детей в Ясной Поляне было поручено немцу-гувернёру Федору Ивановичу Ресселю. Осенью 1836 года было решено, что детей пора учить всерьез, и Толстые переехали в Москву. Начался новый период в жизни будущего писателя. |
Слайд 9 (трилогия)
Ø Как называется автобиографическая трилогия Толстого?
(«Детство», «Отрочество», «Юность»)
Слайд 10 (Николенька)
Ø Расскажите о главном герое этой трилогии.
(Николенька Иртеньев: детство в дворянской усадьбе; умён, наблюдателен, живое воображение; постоянно анализирует свои мысли и поступки; душа открыта всем впечатлениям жизни;
|
Слайд 11 (с текстом)
начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию свой среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям)
Слайд 12 (вывод)
Слайд 13 (Толстой и дети)
Ø Какова педагогическая деятельность Толстого?
(открыл школу в Ясной Поляне; затем 20 начальных школ в окрестных деревнях; написал статьи по вопросам педагогики, создал 2Книги для чтения», составил «Азбуку»)
Слайд 14 (слова Горького)
Ø Какую оценку личности и творчества Толстого дал М.Горький?
(«Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»)
III. История создания
Слайд 15 (книга)
Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 г., она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.
Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.