Театр как профессиональное сообщество




Опыт последних десятилетий, и отечественный, и зарубежный, совершенно определенно говорит о том, что магистральный путь развития театра состоит в расширении творческих методов, многообразии форм театральных представлений, актуализации их содержания, в активной работе с драматургами, создании новой драматургии, оригинального репертуара. Все это необходимо и вполне реально. У нас есть и талантливые литераторы, и талантливые режиссеры, актеры, сценографы. Как говорил профессор Преображенский, «разруха в головах». У нас не принято ценить и уважать, больше принято сомневаться и посмеиваться. За последние десятилетия в театральной среде утрачено чувство общности, коллегиальности, товарищества. Раньше, во времена СССР, ощущение единого профессионального цеха поддерживал СТД Беларуси. Сейчас эта организация отстранилась от текущего театрального процесса, и изредка напоминает о себе разовыми акциями.

А между тем в этот достаточно сложный период театральному сообществу очень бы пригодился дееспособный творческий союз, который мог бы послужить катализатором, движителем процесса обновления, который давал бы возможности профессионального роста, определял бы первостепенные задачи, помогал в их реализации. Выпускал театральный журнал, наконец. Или хотя бы делал то, что делало Белорусское театральное общество и Союз театральных деятелей Беларуси до 1992 года. Нужно либо восстановить деятельность СТД, либо создать иную структуру, способную выполнять функции творческого союза.

Театр живой и неживой

П. Брук говорил о театре живом и неживом, грубом и священном. Грубый и священный нами практически утрачены, это народный фарсовый театр и театр мистериальный, обращенный к религиозному чувству. Сегодня для нас актуальна проблема живого и неживого, потому что количество неживого на театральных подмостках катастрофически возрастает и грозит перейти в качество. Хочется чаще видеть живой театр с новыми театральными идеями, талантливый, удивляющий, опрокидывающий наши представления о возможном и невозможном... Конечно, меня сразу спросят, откуда же он возьмется, если театральная модель устарела, если есть проблема с концепцией обучения, аналитикой, драматургией и так далее, и тому подобное, et cetera. Отвечу: он возьмется ниоткуда, ни с того, ни с сего, как все новое, необычное, талантливое, удивительное. Ростки такого театра иногда появляются, но их надо увидеть, восхититься и обрадоваться. По возможности публично и в письменном виде. Но для этого нужна профессиональная театральная критика, а она у нас почти исчезла в силу ряда субъективных и объективных причин.

Театр будущего

Театр будущего возникнет из прошлого. Да, именно из прошлого, потому что момент настоящего неуловим и призрачен. Прошлое надежно, зримо, многообразно. Оно дает иногда свежие побеги. Если их замечают, они растут, если их холят и лелеют, они расцветают, оставаясь незамеченными, они чахнут и пропадают. Последнее происходит чаще. Но следует заметить, что ростки появляются регулярно, хотя и редко.

Я видела один такой росток в репетиционном зале Могилевского областного театра кукол в середине восьмидесятых годов прошлого века. Это был спектакль начинающего режиссера Олега Жюгжды по повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Этот спектакль не укладывался ни в какие известные определения, и не принадлежал ни к какому типу театра. Он не был ни кукольным, ни драматическим, ни пластическим, ни музыкальным, и одновременно — был и тем, и другим, и третьим, и еще Бог весть каким... Планеты вселенной Сент-Экзюпери, на которых происходило действие, были особыми мирами, живущими по своим законам. В одном мире царил звук, и главным выразительным средством эпизода становились шумы, шорохи, обрывки мелодий, на другой планете властвовали слова, тогда текст, произносимый актером, выступал на первый план. Третья планета была миром цвета и формы, и тогда сцену заливали потоки света и яркость красок, четвертый мир был черно-белым, он был контрастен и тяготел к крайностям… Такой свободы, легкости в обращении с материальным миром, такой послушности материи причудам и фантазиям актеров и режиссера, пожалуй, я больше не видела.

Этот спектакль недолго продержался в репертуаре, его мало кто видел, он прошел почти незамеченным, но это одна из самых интересных театральных новаций, которые мне привелось увидеть. И этот опыт никуда не исчез, эта театральная идея высказана. Может ли быть таким театр будущего, театр нового века? Наверное, да. Хотя он может быть и другим. Спектакль О. Жюгжды был очень интересен по форме, но он не изменил белорусский театр. Изменить его может только новое содержание, а это снова возвращает нас к проблеме драматургии, современного героя, нового типа сценического конфликта. Решение этой проблемы потянет за собой и обновление приемов, и большее разнообразие форм театра. Из этого может возникнуть новое понимание роли театра в общественной жизни, то, что может быть названо новой театральной идеей.

Театр в развитии

В самом своем начале, в Древней Греции, театр был детищем драматурга. Автор пьесы чаще всего был и автором постановки, и единственным актером. Такое положение вещей сохранялось довольно долго, хотя количество актеров с развитием драматургии и усложнением сюжетов увеличивалось, роль автора доминировала в театре до раннего Возрождения. Затем наступила эпоха актерского театра, ярче всего заявившая о себе комедией дель арте. Тогда же, во времена Ренессанса, возникли театральные зрелища, состоявшие из перемен роскошных декораций и сложных пиротехнических трюков, когда на сцену вплывали корабли, выходили диковинные животные, живые и механические, под колосниками пролетали ангелы. Актеры в этих постановках использовались как часть пейзажа, они были бессловесны, поскольку это был театр форм, а не театр слов. Это был театр искусных художников-декораторов, костюмеров и пиротехников. Он не получил широкого распространения, так как был баснословно дорог, и мог существовать только при дворах королевских особ и их приближенных. Затем наступила эпоха режиссерского театра, которая продолжается более столетия.

Иногда меня посещает крамольная мысль: так ли уж незыблем режиссерский театр? Так ли уж необходимо, чтобы во главе театра стоял представитель только одной театральной профессии? Почему театром не может руководить актер, сценограф, драматург, театровед? Институт художественных руководителей позволяет это сделать, такие примеры в практике уже есть, но они немногочисленны. Возможно, представители разных профессий в руководстве театров сделают театральную жизнь нашей страны более живой и разнообразной. А творческие «лица» театров — более выразительными.

 

Статья опубликована в 8-м номере альманаха «Двери»
https://dverifest.org/alma8/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: