Виды работ на памятниках архитектурного наследия




Понятие реконструкции по отношению к историко-архитектурному наследию.

Понятие архитектурного наследия, его виды

Понятие «архитектурное наследие» включает:
- здания и конструкции, имеющие историческую, археологическую,художественную, научную и другую ценность;
- комплексы строений: однородные группы городских или сельских строений, представляющих исторический, археологический, художественный, научный, социальный и технический интерес;
- места, соединяющие природные и культурно-антропогенные: топографические, дендрологические, археологические и т.д.;
- поселения, или его части, исторический город, которые в своем развитии прошли длинный путь развития и сохранили историческую планировку, композицию, синтез застройки и открытых пространств, сохранили исторические черты быта и форм общественных отношений, производственно-хозяйственных традиционных черт.

Архитектурное наследие соединяет все вышеперечисленныекомпоненты. Одним из важнейших критериев его сохранения должна бытьподлинность. Она должна лежать в основе определения общественнокультурной ценности памятников. Замена подлинных материалов и форм,конструкций памятника архитектуры возможна только в исключительныхслучаях. Согласно требованиям «Хартии по охране исторических городов» ценность, которая подлежит охране, это совокупность материальных идуховных её составляющих.

Виды работ на памятниках архитектурного наследия

В рамках Конвенции Всемирного наследия установилась и иерархия действий для максимально возможного сохранения подлинности:
поддержание, ремонт, консервация, укрепление, реставрация, реконструкция, анастилоз (восстановление разрушенного памятника из отдельных частей) –перечисленные в порядке нарастания их деструктивного воздействия насооружение.

Самым актуальным для нашей страны и в то же время контроверсивным

в среде специалистов является такой вид деятельности как реконструкция

(воссоздание).

Интерес общественности к прошлому, к культурному наследию связывают с ускорением темпов социально-экономического развития, вызывающего быстрые перемены в окружающей среде, в том числе и материальной. Потребности города растут, соответственно нужно приспосабливать уже существующий облик города. В течение десятилетий объектами исследования, сохранения и использования становятся не только отдельные здания и их группы, но и крупные градостроительные комплексы - кварталы, районы, исторические центры и города в целом.

Таким образом, проблема максимально эффективного использования исторических зданий становится острой - особенно в связи с тем, что большинство исторических зданий и памятников культуры располагаются в историческом центре города. Строить новые здания в центральной части города обычно либо запрещено, либо затруднено, поэтому наиболее актуальным выглядит их приспособление под современное использование для удовлетворения потребностей города.

Впервые определение культурного наследие было документально закреплено в Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» в 1972 г. Под культурным наследием понимаются памятники (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, которые имеют выдающуюся ценность с точки зрения истории, искусства или науки) и достопримечательные места (произведения человека, совместные произведения человека и природы, а также зоны, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии). Как можно заметить, акцент изначально делался только на материальные объекты. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» появилась только в 2003 г. Российская федерация на данный момент не ратифицировала её.

В общем виде «культурное наследие представляет собой совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями». Культурная ценность в свою очередь представляет собой предмет(ы) материального и духовного мира, имеющие в представлении общества культурную значимость. Важно отметить, что «главной целью сохранения наследия является не столько сохранение объектов, сколько поддержание ценностей, которые они воплощают».

Важно отметить, что зачастую понятие «реконструкция» употребляют вместе с понятием «исторический центр», особенно в сфере государственных наук, экономики, хозяйственной деятельности. В наибольшей степени два этих термина можно применять к Санкт-Петербургу(как пример). (зимний дворец, Дворцовая площадь, Казанский собор)Его исторические памятники - это совокупность ансамблей, зданий, сооружений, которые формировались в течение не одного столетия. Они охраняются государством как памятники истории и культуры. Таким образом, как правило, реконструкция отдельного объекта является частью общей реконструкции квартала исторического ядра города; городского района.

Реконструкция исторических зданий является одним из способов их сохранения, а также приспособления под новые функции реалии общества, позволяет рационально использовать пространство исторического центра города. Однако в российских реалиях существуют проблемы в государственном управлении данной деятельностью, которые не позволяют говорить о его комплексной эффективности.

Целостная реконструкция (архитектурных памятников) — это воссоздание утраченного памятника архитектуры и его прежнего облика на том месте, где оно находилось до разрушения, на основе исследований сохранившихся данных (упоминания в письменных источниках, изображения, сохранившиеся аналогичные объекты, археологические находки, обмеры и пр.) с использованием знаний старых строительных приемов. Вновь возведенные сооружения больше не являются памятниками архитектуры (если только не будут признаны таковыми последующими поколениями).

Также в соответствии с «Рижской хартией об аутентичности и исторической реконструкции по отношению к культурному наследию», которая была принята 23-24 октября 2000 г., полное восстановление объектов является подменой памятника прошлого, однако: реконструкция является допустимой только в исключительных случаях, когда наследие было утрачено в результате стихийного или спровоцированного человеком бедствия, когда в истории и культуре региона памятник выделяется выдающимся художественным и символическими качествами или имеет особое значение в сохранении окружающей среды (городской или сельской)»

При условии, что:
-есть доступ к соответствующим исследованиям и историческим документам (включая иконографические, архивные и материальные свидетельства);
- реконструкция не искажает общегородской контекст или вид;
- при реконструкции объекта не будет повреждена имеющаяся историческая структура;
- реконструкция признается необходимой по итогу основательных и открытых консультаций между представителями государственной и местной администрации и заинтересованной общественности
Строительство заново разрушенных памятников архитектуры допускается лишь при соблюдении ряда условий:
- здание должно быть возведено на месте его предыдущего существования;

-архитектурно-пространственная среда, композиционной частью которой являлся утраченный памятник, сохранила все свои основные элементы;

-необходимо воспроизведение именно той версии утраченного памятника, которая существовала в данном градостроительном окружении.

Примеры

Одним из самых ярких примеров целостной реконструкции является Варшава (Польша), разрушенная до основания во время Второй мировой войны. 2 сентября 1980 года Старый город Варшавы был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, как пример выдающейся реконструкции и восстановления города из пепла, так как 85 % старого города было разрушено нацистскими оккупационными силами.

Таким же выдающимся примером является и Дрезден (Германия), в частности, шедевром целостной реконструкции можно считать Фрауэнкирхе. Церковь, построенная в 1-й пол. XVI века, занимала доминирующее положение в городе. После массивной бомбардировки в 1945 г. старый город был практически полностью разрушен. Пролежав полвека в руинах, церковь восстала из пепла благодаря пожертвованиям горожан, а особая заслуга принадлежит британской общественной организации «Dresden Trust». Только в 1992 году началась расчистка руин.

Была разработана специальная компьютерная программа, помогающая анализировать найденные фрагменты. Она позволяла получить трёхмерное изображение каждой находки и определить её изначальное местонахождение. Так был создан точнейший план восстановления храма. Эти данные использовались и ремесленниками при реставрации сильно поврежденных фрагментов[6]. Таким образом 44 % кладки было восстановлено из обломков, и в 2005 году церковь была торжественно открыта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: