Лекция
ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Содержание:
1. Сущность процесса воспитания, его особенности и движущие силы.
2. Цели воспитания
3. Задачи воспитания.
4. Содержание воспитания.
5. Закономерности и принципы воспитания.
6. Современные зарубежные педагогические концепции
Литература:
Основная:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.
2. Коджаспиров В.А. Педагогический словарь. – М.: Педагогическая пресса, 1999. – 198 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – К. 2: Теория воспитания. – 376 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А Сластенин и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.
Информационные ресурсы:
Всероссийская электронная библиотечная система «Знаниум» - доступ https://znanium.com. Логин, пароль и абонентский номер можно получить в библиотеке 1 корпуса!
Библиотека по педагогике. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://pedagogic.ru/books.shtml
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/c/psihologiya
Преемственность в образовании (электронное периодическое издание). – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://journal.preemstvennost.ru/
Электронная библиотека. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.koob.ru/
Сущность и особенности процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание
Когда П.П. Блонскому исполнилось 50 лет, журналисты попросили его дать интервью. Один из них спросил великого советского ученого, какие проблемы его волнуют больше всего в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание…
Воспитание является производным от слова — прятать, выращивать. В украинской народной педагогике оно сначала употреблялось в значении «оберегать» (воспитывать) ребенка от опасности — болезни, увечья, смерти, вредного влияния. Впоследствии это слово приобрело несколько другое содержание. Оно начало значить «выращивать детей, учить правил доброго поведения».
В курсе общей педагогики принято определение понятия «воспитание» в следующей формулировке:
ВОСПИТАНИЕ:
- в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
- в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- в узком педагогическом значении — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Воспитательный процесс в школе и детском саду является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).
В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:
1. Диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
2. Проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
3. Организация педагогического взаимодействия (реализация планов):
4. Проверка, оценка результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Воспитание органически взаимосвязано с обучением.
![]() |
неразрывная
связь
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.
1. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
2. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать нес факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
3. Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
4. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
5. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
6. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого. Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций.
7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Система воспитательного процесса