Движущие силы воспитания




Как любой процесс, воспитание развивает­ся в результате действия совокупности вне­шних и внутренних, объективных и субъек­тивных противоречий.

Объективные внешние противоречия:

обусловленные социальными процессами и явлениями:

- противоречия между ожиданиями об­щества в отношении подрастающего поколения и соб­ственными, субъективными потребностями детей и мо­лодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития;

- противоречия отцов и детей, которые традиционно об­наруживаются в различном опыте поколений, а отсю­да и в разнице мировоззренческих позиций, нравствен­но-эстетических ценностей; эти противоречия существо­вали всегда;

- противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспекти­вами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой — дефицитом средств, направляе­мых обществом на развитие системы образования и вос­питания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики.

Объективные внутренние противоречия:

отражающие диалектику самого педагогического процесса:

- противоречие между активно-деятельной природой ре­бенка и социально-педагогическими условиями его жиз­ни;

- противоречие между индивидуальным творческим про­цессом становления личности и массово-репродуктив­ным характером организации педагогического процес­са;

- противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;

- противоречие между возникающими у личности новы­ми потребностями и возможностями их удовлетворе­ния;

- противоречие между новыми явлениями природы и об­щественной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания.

Субъективные противоречия - порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений:

- противоречие между бурным ростом знаний и ограни­ченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;

- противоречие между формальным признанием опреде­ляющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характе­ром воспитания.

Самовоспитание и перевоспитание

Логика воспитания в школе и жизни строится так что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию являегся необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский).

Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства; сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

Учеников надо обучать приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Им следует знать широко известные системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я-концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ Я. на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я-концепции. Следует иметь в виду и возможность для учеников по их выбору,• самосовершенствования в рамках духовного миропонимания, под руководством духовных лиц.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер.

В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и/или школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

Процесс перевоспитания строится примерно по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих па перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Современная педагогика предпочитает называть перевоспитание коррекцией поведения, поскольку часто отклонения в поведении связаны с психологическими проблемами в развитии, с акцентуацией характера. ')тот термин означает чрезмерную выраженность отдельных сторон характера (возбудимость. агрессивность, замкнутость, тревожность и пр.). В этих случаях требуется совместная работа психолога, педагога, врача, психолого-педагогическая коррекция личности, использующая методы психотерапии (гипноз, психоанализ) и педагогики, при обязательном изучении и мониторинге развития ребенка.

 

Цели воспитания

 

Цель воспитания – это идеальный образ будущего результата деятельности; то, к чему стремится воспитание, на достижение которого направляются его усилия. Она задается обществом, государством, отдельными социальными группами (духовенство, частный заказ и пр.). Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет смысл.

К.Д. Ушинский: «Что вы подумали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он собирается построить?». Цель воспитания определяет его направление, содержание, формы, методы и т.д.

В современном мире существует многообразие целей вос­питания и соответствующих им воспитательных систем. Многообразие целей лиш­ний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

В наше время на определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системы влияют общемировые тенденции и установки: Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). А также собственные нормативные документы: Конституция, Федеральные законы об образовании и др.

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

- Конституция РФ

- Федеральный закон «Об образовании» № 273

- «Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года» (проект)

Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем цивилизованном мире считаются:

- Человек – воспитание в духе уважения прав человека, гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия

- Мир – воспитание в духе разоружения и миролюбия

- Сотрудничество – воспитание в духе взаимодействия, взаимоподдержки, без которых человечество не может решить глобальных проблем

- Природа – экологическое воспитание, понимание того, что Земля – общий дом человечества.

Цели воспитания в истории педагогики

История педагогики — это длинная цепь зарождения, осу­ществления и отмирания целей воспитания, а также осуще­ствляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не су­ществует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Установлено, что определение цели воспитания обусловле­но рядом важных причин: политики, идеологии государства, потребностей общества, типа общественно-экономических отношений.

При первобытнообщинном строе воспитание было призвано обеспечивать существова­ние людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Цели воспитания становятся двойственными: целью воспитания детей ра­бовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждаю­щихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои госу­дарства. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний гос­под. Детей приучали к смирению и покорности.

Например, в Др. Греции целью воспитания было достижение гармонии между телесными и духовными силами. В Др. Риме – практическая подготовка воспитанников, физическое воспитание.

При феодализме основные классы — феодалы и кре­постные крестьяне. Цели воспитания остаются разными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, для духовенства – служители культа, а для детей крестьян — трудовое: ремесленник, крестьянин.

Также на формирование целей воспитания влияют темпы научно-техни­ческого и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практи­ки, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспита­телей, учителей и т. п.

Современные цели воспитания построены на основе гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, где цель взаимодействия – ребенок. Его возможности, понимание им смысла собственной жизни, видение своих перспектив и пр.

Человек – мера всех вещей, ради человека существует сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель, учитель, педагог. Ради человека и полного раскрытия его потенциала существует само общество и государство. Сейчас происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую, ориентированную на человеческие ценности.

В конце ХХ в. наметилась тенденция к смене приоритетов в системе ценностей общества: от удовлетворения человеческих потребностей к человеческому развитию, самовыражению, полному раскрытию возможностей и способностей личности.

Цель воспитания в современных условиях – это влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию путем формирования у воспитанников потребности и способности к самопознанию, интерес к своему Я, своим отношениям и возможностям, самоопределению, осознанному выбору деятельности, отношений, позиций, целей с т.з. своего развития, к самоактуализации и самореализации, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний, потребностей, самооценки; развитие себя через развитие других, совместное развитие.

Задачи воспитания

Задачи умственного, физического, трудового и политехнического, нравственного, эстетического воспитания, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонно­стей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвое­ния должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, фор­мирование умения сознательно объяснять эти явления и опреде­лять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умст­венных способностей, развитию склонностей и дарований. За­дачи умственного воспитания — усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умст­венных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирова­ние познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной дея­тельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в ос­нове которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, пе­реносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школь­ников качеств, необходимых для успешной умственной и тру­довой деятельности.

Задачи физического воспитания — укрепление здоровья, пра­вильное физическое развитие, повышение умственной и фи­зической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движе­ний, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, Выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и сис­тематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Труд­но себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего зна­ниями об окружающем его производстве, производственных от­ношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный веками принцип формиро­вания всесторонне и гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются про­изводственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как веду­щий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего обра­зования. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отнощениях. Его главные задачи — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового эконо­мического мышления, изобретательности, начал предпринима­тельства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исто­рически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нрав­ственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, сужде­ний, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соот­ветствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нрав­ственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности. Нрав­ственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с со­ответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению труд­ностей, стимулируют освоение мира.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстети­ческих идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две груп­пы — приобретение теоретических знаний и формирование прак­тических умений. Первая группа задач решает вопросы приобще­ния к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения — формирова­ние эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, фор­мирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хо­реографией, участие в творческих объединениях, группах, студи­ях и т. п.

Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных за­дач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое вос­питание школьников. Все задачи настолько обширны, что со­ставляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Среди новых, поставленных жизнью задач на первое место се­годня выдвигается патриотическое воспитание молодежи. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физичес­кое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Актуальным в современных условиях является экономическое воспитание учеников. Политика государства, рыночные отноше­ния, коммерциализация повседневной жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять интересы школьников, форми­ровать правильные ориентации в товарно-денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в условиях конкурентной борьбы, рыночных отношений, новых сфер деятельности, зарождающейся частной собственно­сти.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьни­ков. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу и педагогов со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников.

Наконец, правовое воспитание школьников — еще один жиз­ненный аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.

Содержание воспитания

Под содержанием процесса воспитания понимают систему зна­ний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в со­ответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного про­цесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный пе­риод перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспита­ния. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работ­ника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувст­во долга перед страной, обществом, родителями; чувство нацио­нальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судь­бу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережноеотношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная по­зиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои де­ла и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работо­способность и организованность; общие, специальные и эконо­мические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознатель­ность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отно­шение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение тру­диться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответствен­ность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежли­вость, культура общения; умение держать себя в обществе; оп­рятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание право­вых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: