Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Принцип (от лат. — основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения...
Закономерности определяют общие подходы к организации воспитания.
А принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.
Закономерности | Принципы |
1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. | Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу |
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. | Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников |
3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. | Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований... Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании |
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. | Принцип опоры на положительное в человеке |
5. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. | Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей |
6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. | Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий Принцип сотрудничества, партнерства и воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий |
7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. | Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций |
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том. что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с четом государственных и личностных требований. Следует помнить, целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности. активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитет учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умений создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательные задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужны результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученик быть лучите, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов-средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из основных принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различив школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса. Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связано между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль практике.