Тема: Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность.




Урок № 51

Тема: Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительность.

Цели

Образовательные:

· укрепить знания об анализаторах,

· раскрыть понятия вестибулярного аппарата, кожно-мышечной чувствительности

· раскрыть особенности восприятия мира с помощью различных органов чувств человека;

Развивающие:

  • развивать умение работать с литературой, анализировать и синтезировать необходимую информацию;

Воспитательные:

  • воспитать интерес к окружающему миру,
  • расширить мировоззрение, воспитание уважения к здоровому образу жизни.

Термины и понятия

  • Орган – многоклеточная часть организма, сложенная комплексом тканей, сосудов, желез объединенных единой функцией (функциями), развитием и структурной организацией.
  • Орган вкуса - совокупность вкусовых луковиц языка и отходящих от них нервных волокон, представляющая собой периферическую часть вкусового анализатора.
  • Чувствительность – способность органа (организма) реагировать на определённое воздействие раздражителя внешней или внутренней среды.
  • Вкус – ощущение, возникающее при действии различных веществ на рецепторы вкуса, которые находятся на языке, на задней стенке глотки и т.д.

Ход урока

Актуализация знаний

Взаимопроверка

Вариант 1

  1. Какой из отделов анализатора обрабатывает поступившую информацию:
  1. рецептор
  2. проводник
  3. мозговые центры
  1. Слуховые рецепторы находятся в:
  1. улитке
  2. барабанной полости
  3. полукружных каналах
  1. В состав анализатора входят:
  1. рецептор и зона коры больших полушарий.
  2. рецептор, проводник и зона коры больших полушарий
  3. рецептор и проводник
  1. Сосудистая оболочка глазного яблока выполняет:
  1. защитную функцию;
  2. питательную функцию
  3. рецепторную функцию.

5. Слуховые косточки:

  1. проводят и усиливают звук
  2. защищают внутреннее ухо
  3. вызывают колебания барабанной перепонки

Вариант 2

1.В состав среднего уха входят:

  1. улитка и полукружные каналы
  2. наружное слуховая раковина, наружный слуховой проход
  3. слуховые косточки

2.Внутренняя слуховая труба:

  1. усиливает звуковые колебания
  2. выравнивает давление
  3. защищает ухо.

3.Зрительные рецепторы находятся:

  1. на сосудистой оболочке
  2. на белочной оболочке
  3. на сетчатке

4.При близорукости лучи фокусируются:

  1. на сетчатке
  2. впереди сетчатки
  3. позади сетчатки

5.Слуховые косточки:

  1. проводят и усиливают звук
  2. защищают внутреннее ухо
  3. вызывают колебания барабанной перепонки

Изучение нового материала

 


-На данных рисунках наглядно показаны примеры, как человек использует анализаторы своего тела. Как вы думаете о каких анализаторах мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня Вы сможете изучить сразу несколько свойств человеческого организма связанных с равновесием, кожно-мышечной чувствительностью

 

Подумайте, что такое равновесие?

Равновесие – это устойчивое положение тела в пространстве.

-Вы не поверите, но за равновесие в организме отвечает небольшой орган – вестибулярный.

Наглядно увидеть работу вестибулярного аппарата Вы сможете с помощью следующего видеоролика ( просмотрев ролик, вы должны будите ответить на? где же находится вестибулярный аппарат)

- Где находится данный орган? (возле улитки внутреннего уха)

-Какое строение имеет вестибулярный аппарат? (самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа на стр. 258)

- Представлен вестибулярный аппарат двумя мешочками и тремя полукружными каналами, которые располагаются в 3 взаимно измерениях, что соответствует измерениям пространства - длине, ширине, высоте. В мешочках, наполненных густой жидкостью(эндолимфой), находятся рецепторы вестибулярного аппарата – волосковые клетки.


Внимательно рассмотрите Рис, зарисуйте его в тетрадь и с помощью учебника подпишите все элементы органа вестибулярного аппарата.


Рис. Орган вестибулярного аппарата

-Затем ученики закрывают глаза, наклоняют в разные стороны голову.

- В каком положении у одного из них голова, и он дает правильные ответы.

- Ощущение положения головы происходит вследствие раздражения рецепторов, находящихся в отолитовом органе — двух мешочках, находящихся в лабиринте внутреннего уха.

 

Отолиты — мелкие кристаллики кальция, которые в зависимости от положения головы либо давят на волоски рецепторов сверху, либо оттягивают их вниз, или тянут их сбоку.

Все это вызывает соответствующее возбуждение нервов и вследствие деятельности коры ощущение положения головы и ряд следующих за этим рефлексов, необходимых для выпрямления головы и туловища

- Морская свинка, если ее перевернуть на спину и отпустить, сейчас же перевертывается в нормальное положение теменем кверху. Но если ей разрушить отолитовый аппарат, то с закрытыми глазами, перевернутая вверх ногами, она будет лежать в этой необычной позе, не пытаясь принять нормальное положение. Как это объяснить?

-Куда же дальше идут нервные импульсы от рецепторов?

- От рецепторов вестибулярного аппарата нервные импульсы идут в центральную нервную систему. В среднем отделе головного мозга, центры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрами глазодвигательного нерва. Именно это объясняет тот факт, что иногда возникает иллюзия движения предметов по кругу, после того, как мы (тело человека) прекращаем вращение

Схема строения вестибулярного аппарата:

Рецепторы вестибулярного аппарата----------нервные пути(ср. мозг, мозжечок, гипоталамус)-----------------теменная область коры больших полушарий

- А как вы думаете с какими еще центрами тесно связан вестибулярный центр?

- С мозжечком и гипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координация движения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коре большого мозга.

-В свободном падении, в состоянии которого находится космонавт в кабине космического корабля, на него не действует сила тяжести, и поэтому его вестибулярный аппарат получает необычные раздражения, создающие ощущение невесомости. Чтобы космонавт при этом не испытывал тяжелых болезненных ощущений, его специально тренируют. В результате тренировки возбудимость полукружных каналов снижается и космонавт лучше переносит перегрузки и невесомость.

-Давайте проверим, как работает ваш вестибулярный аппарат7
Выносливость вестибулярного аппарата (демонстрация функциональных тестов).

Тест 1. Вызванный к доске ученик располагает стопы так, чтобы одна была впереди, другая- сзади, как в позе Ромберга, руки на поясе, глаза закрыты. Если в этом положении учащемуся удалось простоять 15 с, можно перейти к следующему тесту.

Тест 2. Учащийся в той же позе должен пять раз наклониться в правую и левую стороны. Если нет головокружения, чувства тошноты, то его вестибулярный аппарат в норме.

 

- Как и любой орган вестибулярный аппарат можно тренировать

- А как вы можете тренировать свой вестибулярный аппарат? (Пассивная тренировка состоит во вращении на специальном кресле или качании на качелях, активная же — в физических упражнениях, включающих угловые и прямолинейные ускорения: бег с изменением скорости, вращение туловища и головы, наклоны головы.)

-Какое же значение имеют органы равновесия в жизни живых организмов?

Вывод: вестибулярный аппарат и двигательный анализатор обязательно участвуют в ориентировке в пространстве, поддержании равновесия и координации движений человека.

 

«Если человек с закрытыми глазами согнул руку, то каким образом он чувствует, в каком положении у него рука?»

 

Еще одним свойством организма, благодаря которому человек может воспринимать окружающий мир является кожно-мышечная чувствительность. Органами кожно-мышечной чувствительности являются соответственно мышцы и кожа – они расположены по всему телу человека.

Мышечная чувствительность обуславливается наличием в мышцах большого количества рецепторов и нервных клеток, которые в тесном взаимодействии преобразовывают информацию о внешних и внутренних раздражителях и в виде импульсов «отправляют» ее в головной мозг. Кстати, именно мышечная чувствительность обеспечивает человеку возможность двигаться, при этом руководство движениями происходит на уровне подсознания благодаря своевременным посылам импульсов о будущем сокращении мышц в головной мозг.

Мышечное чувство впервые изучил И. М. Сеченов. Он называл его «темным чувством» и придавал ему огромное значение для координации движений и для познания вещей

- Где же находятся рецепторы мышечного чувства? (в стенках мышц, сухожилий)

 

- Но существуют заболевания, при которых выключается центростремительный путь от рецепторов мышц, сухожилий и связок. Такой больной при закрытых глазах совершенно не может ходить, стоять, что-нибудь взять. Он не получает сигналов от рецепторов мышечного чувства и не способен без контроля зрения координировать свои движения.

 

Мышечное чувство (беседа с демонстрацией).

Показать, что по мере укрепления того или иного навыка зрительный контроль сменяется мышечным.

Демонстрация: учащегося вызывают к доске и предлагают написать какое- либо слово с закрытыми глазами. После чего берется лист бумаги и просят согнуть его в несколько треугольников.

- В начале приобретения трудового навыка или спортивного навыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим (Поскольку навык письма у восьмиклассников закреплен, это предложение не должно вызвать затруднений0

 

Демострация: опыт с мешочками, где учащиеся должны не глядя в них определить, что там лежит.

 

-Благодаря чему вы это смогли определить?

 

-Осязание- сложное чувство, связанное с ощупываем предметов.

 

-Осязательные рецепторы расположены с неодинаковой плотностью на разных участках кожи. (Например: на 1 кв. см голени около 10 рецепторов, а на 1 кв. см кончиков пальцев 100-120 рецепторов, также их много на ладошке и языке)

 

- На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, т.е способность распознавать и оценивать вибрацию. Для здоровых люде оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации очень важно.

 

(Например: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки)

 

Кроме тактильных рецепторов в коже имеются терморецепторы, воспринимающие тепло и холод.

 

 

Терморецепторы

 

Тепло холод

30000 250000

 

-Давайте рассмотрим рисунок 110 в учебнике на стр. 260 и составим схему тактильного анализатора

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: