Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.




 

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это не простой механизм, степень качества которого определяется целым рядом факторов. Один из данных факторов — отбор талантливых детей и подростков, их спортивная направление. Педагогические приемы позволяют оценивать степень создания физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов.

На базе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического формирования, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов рассчитываются особенности психики спортсмена, которые оказывают воздействие на решение индивидуальных и групповых задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, которые поставлены перед спортивной командой. Социологические приемы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к долговременным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивное направление - система организационно-методических мероприятий, которые позволяют наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная направление исходит из оценки перспектив определенного человека, на базе которой осуществляется выбор очень подходящей для него спортивной работы.

Предпочесть для любого занимающегося вид спортивной работы — проблема спортивной ориентации; отобрать очень которые пригодны, исходя из требований вида спорта, — проблема спортивного отбора. Большое многообразие типов спорта расширяет вероятность индивида достичь мастерства в одном из типов спортивной работы. Слабое проявление свойств индивидуума и качественных особенностей применительно к одному из типов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные приметы в одном виде спортивной работы могут очутиться благоприятными факторами и обеспечивать высокую эффективность в ином виде.

В связи с данным планирование спортивных способностей можно делать лишь применительно к отдельному типу или группе типов, исходя при данном из общих положений, которые характерны для организации отбора. Способности — это комплекс качеств индивидуума, соответствующая беспристрастным условиям и требованиям к некой работы и которая обеспечивает успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (которые обеспечивают относительную легкость в овладении знаниями, умениями, компетенциями и эффективность в разных видах работы), так и особые способности (которые необходимы для достижения высоких результатов в конкретной работы, виде спорта). Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые различаются стабильностью, консервативностью. Поданному при прогнозировании спортивных способностей необходимо обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые приметы, которые обусловливают эффективность будущей спортивной работы. Так как значение наследственно обусловленных признаков наиболее раскрывается при предъявлении к организму занимающегося высоких требований, то при оценке работы юного спортсмена нужно ориентироваться на степень высших достижений.

Вместе с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей подразумевает определение тех показателей, которые могут значительно изменяться под влиянием тренировки. При данном для увеличения степени точности прогноза нужно принимать во внимание как темпы роста показателей, так и их исходный степень. В связи с гетерохронностью создания некоторых функций и качественных особенностей имеют место конкретные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды. Очень чётко эти различия прослеживаются у которые занимаются в технически трудных видах спорта, в которых высоких спортивных результатов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта международного класса, протекает на фоне трудных процессов формирования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах государства для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа. В группы зачаточной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, заданным для этого вида спорта. Критериями спортивной ориентации выступают советы преподаватели физической культуры, данные медицинского осмотры, антропометрические измерения и их анализ с позиций перспективы.

Спортивная практика говорит о том, что на первом этапе далеко не всегда можно определить безупречный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, которые необходимы для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Значительные личные различия в биологическом развитии молодых существенно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, которые получены на этом этапе отбора, необходимо использовать как ориентировочные. На втором этапе отбора выявляются талантливые в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор осуществляется в течение последнего года обучения в группах зачаточной подготовки по следующей программе: анализ состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативных значений, разработанных для любого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; определение темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется регулярное исследование любого учащегося спортивной школы с целью совсемго оценки его индивидуальной спортивной специализации. В это время осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью следующего оценки сильных и слабых сторон подготовленности которые занимаются. На базе анализа итогов осмотры окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося. Каждый вид спорта предъявляет характерные требования к физическому развитию и способностям спортсмена. Главными методами отбора на этом этапе выступают антропометрические осмотры, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические осмотры. Антропометрические осмотры позволяют определить, на сколько претенденты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей этого вида спорта. В спортивной практике выработались конкретные представления о морфотипах спортсменов (подъём, масса тела, тип телосложения и т.п.). К примеру, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим большой подъём, в марафонском беге подъём не имеет значительного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности которые занимаются. В процессе медико-биологических исследований значимое внимание обращается на продолжительность и уровень качества восстановительных процессов в организме детей после осуществления существенных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование нужно и для того, дабы в любом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки. Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии которые необходимы физических качествах и способностях индивида для благополучной специализации в том или другом виде спорта.

Среди физических качеств и способностей, которые определяют обеспечение высоких спортивных результатов, действуют так называемые консервативные, генетически которые обусловлены качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу необходимо отнести быстроту, относительную силу, одни антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность деятельности вегетативных систем организма, одни психические особенности индивидуума спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны осуществляться с таким расчетом, дабы определить не столько то, что уже умеет делать который занимается, а то, что он сможет осуществить в будущем, т.е. определить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению руководить своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве инцидентов говорят только о современной готовности кандидата выполнить который предложен ему спектр тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А возможный спортивный результат спортсмена находится в зависимости не столько от исходного Показателя физических качеств, сколько от темпов прироста таких качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста говорят о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или другом виде работы.

Психологические осмотры позволяют исследовать проявление данных качеств, как активность и настойчивость в спортивной борьбе, независимость, устремлённость к цели, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время состязаний и т.п. Значение Психологических обследований за спортсменами повышается на третьем и четвертом стадиях отбора. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов выступают в большой мере природными свойствами центральной нервной организации человека.

Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Значимое внимание обращается на проявление у спортсменов независимости, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных стараний в соревновании, реакцию на неблагоприятное выступление в нем, активность и настойчивость в спортивной борьбе, способность очень проявить собственные волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие. С целью определения волевых качеств спортсмена необходимо давать контрольные задания, более лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых стараний спортсмена является успешное выполнение упражнений с краткосрочным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно трудных в координационном отношении упражнений для изучения особых упражнений и т.п. Необходимо подчеркнуть необходимость всестороннего изучения индивидуума, а не некоторых его способностей. Поэтому их анализ обязана даваться в процессе тренировки, состязаний, а также в лабораторных условиях.

Социологические осмотры определяют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным типом спорта, действенные средства и приемы создания таких интересов, формы надлежащей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста. Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным типом спорта должно базироваться на комплексной оценке всевозможных перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особенная значимость всецелого подхода на первых стадиях отбора обусловлена тем, что спортивный итог здесь на практике не несет информации о перспективности юного спортсмена.

Механизм отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.). На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР осуществляется обследование соревновательной работы спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских состязаний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования. На четвертом этапе отбора в любом олимпийском виде спорта должны осуществляться просмотровые учебно-тренировочные сборы.

Отбор кандидатов осуществляется с учетом последующих показателей: 1) спортивно-технические итоги и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки); 2) степень закрепления техники осуществления наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной работы. По итогам состязаний, а далее и всецелого осмотры тренерские рекомендации определяют контингент спортсменов, личные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в главные составы сборных команд областей, краев, Российской федерации осуществляется на базе учета двигательного потенциала, следующего формирования физических качеств, совершенствования функциональных перспектив организма спортсмена, изучения новых двигательных знаний, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях.

В процессе такого этапа отбора кандидатов учитываются следующие элементы: степень специальной физической подготовленности; степень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Главной формой отбора кандидатов в сборные команды государства являются спортивные конкурсы. При данном учитываются не лишь нынешние спортивные итоги, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие главных элементов физической подготовленности и физического формирования требованиям этого вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: