ТЕМА СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ X IX ВЕКА И В «РАКОВОМ КОРПУСЕ»




С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ — Старый принц. «Когда-нибудь дош­ лый историк...» «Я в путь собирался всегда налегке...»

«От беды моей пустяковой...» Песня. Стихи 4

Д. Л. — Крест. Рассказ 14

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ — Государственный житель. Рассказ 35

ОЧЕРКИ СОВРЕМЕННОСТИ

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ-АГАТОВ — Арестантские встречи 47

ПРИЛОЖЕНИЕ: Биографии 77

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ЛЮДМИЛА КЛЕЙМАН — Заметки о «Раковом корпусе»

А. Солженицына 79

ТЕМИРА ПАХМУСС — Замолчанное произведение Зинаиды Гиппиус 113

ЗИНАИДА ГИППИУС — Роман о мистере Уэлльсе 117

ПУБЛИЦИСТИКА

Дискуссия о Марксовой теории отчуждения

Я. ТРУШНОВИЧ — От переводчика 129

МИЛОВАН ДЖИЛАС — Отчуждение — в природе человека 132

 

 

МИХАИЛ МИХАЙЛОВ — Джилас против Маркса 154

ПРИЛОЖЕНИЕ: Биографии М. Джиласа и М. Михайлова 175

ФИЛОСОФИЯ

Д. РУДНЕВ — Встреча с Розановым 183

БИБЛИОГРАФИЯ

Аркадий Столыпин. Две ценные книги о психотюрьмах. —

Ю. Трегубов. Лагерный роман 218

Памяти Б. К. ЗАЙЦЕВА 234

Список книг, поступивших в редакцию 235

Обращение редакции «Г р ан е й» 238

Обращение издательства «П о с е в » 239

Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, не обязательно выражают мнение.р едакции.

Не принятые к публикации рукописи редакцией не возвращаются.

© 1972 С ор у^ М Ьу РоББеу-Уег^,

V. ОогасЬюк К. О., Бгапк^ г! аш М ат

 

 

Издательство «П о с е в »


Литературная критика

Людмила Клейман

Заметки о „Раковом корпусе” А. Солженицына

ТЕМА СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ X IX ВЕКА И В «РАКОВОМ КОРПУСЕ»

 

Уже не раз писалось о Солженицыне и о его связи с писателями X IX века. Многие из тем и идей писателей этого века представлены у Солженицына в их разви­ тии, в их сложности и противоречивости, характерных уже для нашего века. Мне кажется, что одна из особен­ ностей, делающая «Раковый корпус» большой книгой большого писателя, — ее тон, очень далекий от песси­ мизма, хотя последний оправдывался бы и даже напра­ шивался хотя бы уже тем местом, где происходит дей­ ствие; и тем, что вся ткань книги пронизана воспомина­ ниями о лагерях и тюрьмах; тем, что большинство ге­ роев книги — это люди сосланные, то есть безо всякой причины сорванные с насиженного места, вынужден­ ные жить вдали от родины, — что усугубляет их стра­ дания. Слова «битая», «побитая», относящиеся в книге к Олегу Костоглотову и к врачу Донцовой, можно от­ нести к очень многим ее героям: к Дёмке и Вере Ган- гарт, к Шулубину и Елизавете Анатольевне, к Сигбато- ву и многим другим.

И всё же Солженицын сумел показать мгновения счастья. Счастье это — разное, различающееся по сте­ пени и по причине, его вызвавшей. Это — счастье лю­ дей и людишек. Прежде чем обратиться к теме счастья

 


ГРАНИ № 83 Л.КЛЕЙМАН

 

в «Раковом корпусе», вспомним вкратце, как относи­ лись к счастью писатели X IX века.

Пушкин — единственный писатель, кого считают представителем ренессанса в русской литературе. Был ли он счастлив и создал ли образы счастливых людей? Сам лично Пушкин боялся счастья и считал, что не рожден для него. Таков он в письмах и записках. А его герои? Татьяна в «Евгении Онегине» восклицает:

«А счастье было так возможно, / Так близко!..1». Да, бы­ ло возможно, но что-то помешало его осуществлению. Онегин несчастлив; Ленский убит; Герман из «Пиковой дамы» сходит с ума; гибнет Дубровский; гибнет Пуга­ чев; несчастлив и Алеко, герой поэмы Пушкина «Цы- ганы».

Лермонтов известен своей меланхолией, своим жизнеотрицанием. «И жизнь, как посмотришь с холод­ ным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка!»2; ангел несет младенца: «Для мира печали и слез...»3. Печорин мечется, не находя не только счастья, но и места, где мог бы жить сносно. Ясно, что в произ­ ведениях Достоевского нет счастливых людей; может быть, старец Зосима в «Братьях Карамазовых»?

Чехова счастье благополучия отталкивало. У рас­ сказчика «Крыжовника» вид счастливых людей вызы­ вает отвращение. Как можно быть счастливым, когда вокруг страдают? Есть у Чехова рассказ «Счастье», в котором говорится о том, что счастье — это мираж, что где-то в земле зарыт этот клад, но никто не знает, где он зарыт, поэтому в жизни люди несчастливы.

Лев Толстой кажется мне единственным писателем X IX века, умевшим показать счастливых людей; сча­ стье, изображаемое им, мгновенное. Так, например, в

«Войне и мире» разные люди забывают обо всем под влиянием Наташиного пения. Вспомним, например, Ни­ колая Ростова, который только что был расстроен из-за своего денежного долга, долга чести, но которому все эти невзгоды вдруг начинают казаться ничего не зна-

 


ЗАМЕТКИ О «РАКОВОМ КОРПУСЕ»

 

чащими по сравнению с Наташиным пением, ее талан­ том затрагивать самое сокровенное в душе человека и просветлять ее.

Более длительное счастье Толстой видел в семей­ ной жизни: таково счастье Наташи и Марьи Болкон­ ской в конце романа. Но к этому счастью способны у Толстого только женщины, да и то не все. Трудно наз­ вать Долли Облонскую из «Анны Карениной» счастли­ вой. Анна испытала счастье любви, но было в нем и много горечи, хотя бы мысли и чувства, связанные с ее сыном Сережей, которого она вынуждена была оста^- вить. И не длительным оказалось это счастье, — оно привело героиню под колеса поезда!

У Толстого семья не дает, как правило, счастья мужчине. Как отмечает Марк Алданов в своей книге

«Загадка Толстого», счастливый семьянин Константин Левин несколько раз был близок к самоубийству. Что уж говорить об Андрее Болконском? Даже Пьер Безу­ хов не удовлетворяется семейной жизнью, ищет чего-то иного... Мужчины Толстого думают, а это — болезнь, по его мнению (да и по мнению Достоевского), поэтому они не могут быть счастливыми. Во время последнего разговора Андрея с Пьером, первый говорит:

«Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится чело­ веку вкушать от древа познания добра и зла...»4.

Солженицын представляет тему счастья в «Рако­ вом корпусе» с помощью нескольких способов: он, на­ пример, сталкивает героев в споре, заставляет их в раз­ ное время повторять одни и те же ходячие мнения о счастье с разным отношением к этим мнениям; один и тот же герой в разных ситуациях высказывает проти­ воречивые мысли о счастье; кроме того, герои показаны не только в минуты страдания, но и радости, счастья.

Ася первой высказывает мнение, что жизнь дана для счастья5. Жизнь ее сильно ударила, и сомнительно,

 


ГРАНИ № 83 Л. КЛЕЙМАН

 

сможет ли она со своими представлениями о счастье найти его.

Эти же слова повторяет Олег, разговаривая с Руса­ новым, повторяет, издеваясь над «глубиной» выска­ занных им мыслей, считая, что счастливо может быть и животное: «курица, кошка, собака» (стр. 158). А за­ тем, в разговоре с Шулубиным, Олег, на долю которого выпала на редкость несчастливая жизнь (а может быть, и обычная доля в советской действительности), требу­ ет свою меру счастья, восклицая: «Нет, счастье — вы мне оставьте!... хоть на несколько месяцев перед смер­ тью!» (стр. 491), якобы противореча сам себе. Но проти­ воречие здесь только внешнее: в каждом человеке за­ ложено желание быть счастливым; только на «счастье» Русанова — материальное благополучие, построенное на чужих слезах и купленное ценой доносов и уничтоже­ ния многих честных людей, — на такое «счастье» Олег, конечно, не согласится. Зато Олег оказывается очень восприимчивым к тому, что Солженицын называет «са- мосущими радостями» (стр. 174), ощущение которых очень обострено у Олега, конечно, в связи с возвращен­ ной ему относительной свободой, на которой он оказал­ ся после стольких лет тюрьмы. Кроме того, Олег умеет воспринимать счастье, заключенное в самых незначи­ тельных проявлениях жизни, таких, например, как возможность дышать свежим воздухом и курить папи­ росу (стр. 174). Этой способностью герой Солженицына напоминает многих героев Ивана Бунина, не сидевших, правда, в тюрьме и все-таки отдающих должное просто­ му немудрёному счастью самой жизни, таким ее яв­ лениям, или проявлениям, или просто предметам, как запахи, цвета или даже абажур на лампе6.

Подобному отношению к жизни Олег научился у Кадминых, которые, живя в большом городе внешне благополучно, были несчастливы, а в ссылке научились ценить такие «самосущие» радости7, как круглый дере­ вянный, почти самодельный стол или же керосиновую

 


ЗАМЕТКИ О «РАКОВОМ КОРПУСЕ»

 

лампу. Они счастливы потому, что в царстве жестоко­ сти советской России сумели сохранить гуманность: любовь к человеку, любовь к животному.

Затем: по мысли Солженицына, счастье человека зависит от самого человека. Вот как об этом думает Олег под влиянием чудесной семьи Кадминых:

«Потому что ведь — она права! — совсем не уровень бла­ гополучия делает счастье людей, а — отношение сердец и на­ ша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое — всегда в на­ шей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать» (стр. 301—302).

Почти весь последний день Олега в городе — это счастье нового рождения человека. Очень многое воз­ буждает в Олеге восторг бытия, вводит его в царство счастья: это, например, цветущий урюк, его красота, нежность его розового цвета, которую Олег хочет за­ помнить и унести с собой. Или шашлык: как Олег ест его — вся его душа затронута этим внешним, таким, казалось бы, неважным для человека действием. Сча­ стье нового рождения Олега связывается Солженицы­ ным с обновлением, которое есть закон жизни. Олег думает:

«Это большая радость: в землю что-то тыкать, а потом смотреть, как вылезает» (стр. 513).

В этом есть нечто общее со счастьем, которое на­ ходят герои Толстого в семье — она ведь тоже источ­ ник обновления жизни. С этим же связана и неполно­ та счастья Олега:

«Пришло долгозванное счастье жизни, пришло! — а Олег его почему-то не узнавал» (стр. 581).

Невозможность для Олега иметь детей, иметь пол­ ноценную семью нарушает счастливое состояние его Духа.

Вообще же трудно быть постоянно счастливым в жизни, а тем более, когда нет свободы ни от пут госу­

 


ГРАНИ № 83 Л. КЛЕЙМАН

 

дарства с его тюрьмами и ссылками навечно, ни от бо­ лезни и ее последствий. И всё же верится, что Олег, такой, как он есть, выживет, сохранит свою душу и еще не раз будет счастлив потому, что жестокость жиз­ ни не убила в нем ростков хорошего, доброго. Олег спо­ собен оценить доброту (например, доктора Масленни­ кова), самоотверженный труд врачей (Донцова), быть душевно тонким, помочь человеку, нуждающемуся в помощи. В Олеге сохранилось и стремление к идеалу:

«А хотелось бы коснуться чего-нибудь совсем другого. Чис­ того. Незыблемого» (стр. 455).

Иначе относится к счастью Шулубин. Он лгал, уни­ жался, лицемерил во имя так называемого счастья, в чем-то смыкающегося с пошлым счастьем Русанова, и оно обмануло его. Всё это делалось Шулубиным во имя семьи; во имя семьи уничтожалась душа, — а де­ ти вышли порождением зла, соответствующими гос­ подствующему в стране строю. По мысли Солженицы­ на, семейное счастье, заключающееся в продолжении жизни, в обновлении цепи человеческого рода, отнюдь не оправдывается уничтожением во имя этого других или своей души.

Шулубин поднимает вопрос о счастье не только личном, но и будущих поколений. Перед нами — раз­ витие темы Достоевского, будущая гармония, которая не нужна, по мнению Ивана Карамазова, если будет достигнута ценой хотя бы одной слезы ребенка. Шулу­ бин, развивая эту тему, замечает, что неизвестно, кем и чем будут эти поколения, в чем они усмотрят счастье и окажется ли счастье этих грядущих поколений сто­ ящим сегодняшних жертв. Можно продолжить мысль Шулубина следующим образом: представим себе, что будущие поколения Ивана Карамазова это — процве­ тающие русановы; разве стоило для их счастья бороть­ ся, жертвовать многим, порою даже жизнью? А таким людям, — честным и хорошим, как Олег и Шулубин, —

 


ЗАМЕТКИ О «РАКОВОМ КОРПУСЕ»

 

жертвы предыдущих поколений ничего не принесли, кроме зла.

Шулубин приходит к концу своей жизни к выво­ ду, что счастье ■— мираж, его нет, да оно и не нужно.

«Счастлив и зверь, грызущий добычу» (стр. 491), — говорит он. Шулубин приходит к отрицанию того иде­ ала, согласно которому прожил свою жизнь:

«Если только заботиться о «счастье» и о размножении, — мы бессмысленно заполним землю и создадим страшное об­ щество...» (там же).

Для него главное — не обновление, иронически названное выше «размножением», и не счастье, а взаи­ мопонимание, взаимопомощь, взаимное просветление ДУШ.

Еще же важнее для Шулубина то, что в человеке есть нечто выходящее за пределы самого человека.

«Что-то уж очень есть неистребимое, высокое очень! Ка­ кой-то осколочек Мирового Духа» (стр. 534).

Эти мысли Шулубина перекликаются с мыслями доктора Орещенкова: необходимо сохранить в душе не­ запятнанным тот образ вечности, который заложен в каждом. Принадлежность ко Вселенной, ощущение ее, связь с Божественным источником жизни — вот что может дать счастье человеку задумавшемуся.

 

Вере Гангарт мгновение счастья может дать созна­ ние, что ее моральные ценности, выстраданные, выно­ шенные годами, нашли понимание, что в главном — она права. Стоит вспомнить описание того, как Вера идет после переливания крови Олегу, после их памят­ ного разговора. Она не идет, — она танцует, всё поет у нее в душе. Всё, что ей было раньше не под силу, теперь кажется возможным. А чего стоит ее воображае­ мый разговор с Олегом! Наряду с невозможностью вза­ имопонимания (например, разговоры Олега с Донцовой, с Зоей), Солженицын сумел показать, как в иных си­

 


ГРАНИ № 83 Л. КЛЕЙМАН

 

туациях в прах разлетается стена взаимного непонима­ ния и какое счастье это дает людям, живущим под зна­ ком волчьего закона нашей жизни.

Есть в произведении и иное счастье: счастье Вади­ ма, которое он видит в работе, да не во всякой, а имен­ но в той, которая может принести ему славу. Он напо­ минает Андрея Болконского в определенный период жизни последнего. Начинает развенчивать высшую цен­ ность такой работы-славы Вадима — Шулубин. «Инте­ ресно» — единственный аргумент, которым в состоянии защитить свое кредо Вадим, не выдерживает критики Шулубина. Последний говорит:

«Коммерция тоже интересна. Делать деньги, считать их, заводить имущество, строиться, обставляться удобствами — это тоже всё интересно. При таком объяснении наука не возвыша­ ется над длинным рядом эгоистических и совершенно безнрав­ ственных занятий» (стр. 421-422).

При подобном подходе к вопросу «интерес» Вадима не очень-то многим отличается от «интереса» Русанова. Не случайно так часто совпадают мнения этих двух ге­ роев. Со своим «интересно» Вадим безразличен к лю­ дям, смотрит на них свысока, счастье его — эгоисти­ ческое.

Семейная ячейка, в созидании которой видит сча­ стье Зоя, напоминая этим Наташу Ростову, счастье в наслаждении Аси — всё это тоже разновидности мел­ кого, эгоистического счастья.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: