Философское учение о ценностях. Классификация ценностей.




Одним из интересных и важных разделов философского знания выступает учение о ценностях – аксиология. [3] Оно непосредственно связано с восприятием людьми реальности, определением жизненных целей и идеалов. Ценностью называют то, что обладает для человека (и общества в целом) неким положительным значением и вследствие этого предпочитается по сравнению с чем-то другим. Как правило, ценностью оказывается то, что помогает человеку добиваться поставленных целей или содержит в себе представления о достойной жизни. Разумеется, у людей могут быть весьма разные представления о достойной жизни и соответственно разная иерархия ценностей. Во многом это обуславливается воспитанием и социокультурными традициями среды, в которой сформировалась личность человека. Итак, в аксиологических отношениях человека к действительности определяющую роль имеет значение тех или иных объектов природной и социальной реальности для человека.

Осмысление мира ценностей началось в философии достаточно давно. О достаточно цельном аксиологическом учении (неразрывно связанном с антропологией и этикой) можно говорить уже применительно к философии Сократа. Именно Сократ поставил в центр своих размышлений вопрос о ценностях, пытаясь определить, что есть благо, справедливость, мужество, красота и т.д. Практически все последующие философы так или иначе затрагивали в своих трудах аксиологическую проблематику или непосредственно или при помощи рассуждений о смысле жизни, размышлений по эстетическим или этическим вопросам.

Современная аксиология как полноценный раздел философского знания возникает в конце 19 в. Именно тогда начинается не просто изучение конкретных ценностей (добра, красоты и пр.), а формируется общее представление о сути ценностей как таковых. Мир ценностей предстаёт в качестве особой сферы реальности, существование объектов которой существенно отличается от бытия материальной действительности и гносеологических объектов в сознании. Основоположниками современной аксиологии признаются ведущие представители баденской разновидности неокантианства Генрих Риккерт (1863 – 1936) и Вильгельм Виндельбанд (1848 – 1915). Также важную роль в становлении аксиологии и в применении её методов в социальном знании сыграл Макс Вебер (1864 – 1920). Виндельбанд, например, утверждал, что вся философия должна быть сведена к размышлению о ценностях.

Баденские неокантианцы отличили ценности от реально бытийствующих материальных объектов, заявляя о том, что ценности нельзя считать существующими. Ведь они не существуют в объективной реальности. Ценности не существуют, а значат, т.е. оказывают влияние на поведение человека и формирование им отношения к окружающему миру. Всё, включаемое в мир человека приобретает определённую ценность и уже не может рассматриваться исключительно как природный объект. Главным методом социально-гуманитарного знания неокантианцы объявили отнесение изучаемых явлений к миру ценностей. Что-либо представляет социальную реальность лишь постольку, поскольку представляет собой некую ценность. Согласно Максу Веберу, человеческое поведение становится социальным действием, только если оно субъективно соотносится человеком с миром ценностей.

По отношению к онтологическому статусу ценностей можно заметить расхождение позиций мыслителей, обусловленное их решением основного вопроса философии. Объективные идеалисты, как правило, объявляют мир ценностей частью высшего идеального мира, считают их принадлежностью верховного идеального первоначала. Вспомните, что у Платона высшей идеей считалась идея блага[4], которой иерархически соподчинены были прочие идеи. В монотеистических религиозных системах Бог предстаёт как средоточие всех одобряемых религиозной этикой ценностей. Он оказывается высшим благом, высшей красотой, справедливостью, истиной и т.д. Представления людей о ценностях лишь бледное, несовершенное подобие настоящих онтологически существующих в идеальном мире ценностей. Из философов 20 в. подобные представления о ценностях находят свое отражение в частности в трудах П. А. Флоренского, М. Шелера и других религиозных философов. В целом объективный идеализм утверждает абсолютный, вечный и неизменный характер истинных ценностей, чьё существование никак не определяется самим человеком. С этой точки зрения есть красота, добро, истина «на все времена», а разница в их понимании в различные эпохи и в разных культурах – результат несовершенства усвоения этих ценностей людьми. Очевидно, что объективно-идеалистическое представление о ценностях как о вечных и первичных сущностях является результатом операции гипостазирования – приписывания реального существования возникшим в сознании человека идеальным образам и понятиям.

В противоположность объективно идеалистическим представлениям в области аксиологии, субъективные идеалисты утверждают, что все ценности формируются сознанием человека. Субъективные идеалисты отрицают наличие какого-либо объективного содержания ценностей. Каждый человек сам формирует свои представления о красоте, добре, правде, ценности и смысле жизни и др. Ценности, выдвигаемые одним человеком ничуть не менее значимы, чем ценности других людей. Причём человек вправе произвольно изменять свои представления о ценностях. Напомним, что подобные релятивистские представления о ценностях впервые обосновывали древнегреческие софисты (Протагор, Горгий и др.). Их ограниченность и опасность для общества показал ещё Сократ. Релятивистские представления о ценностях игнорируют объективную социально-общественную обусловленность формирования системы ценностей, которая определяется потребностями человека. В постклассической философии получил распространение призыв Ф. Ницше к радикальной «переоценке всех ценностей» традиционно установившихся в европейской культуре с позиций приоритета «воли к власти».

Материалисты в своих представлениях о ценностях также утверждают, что ценности формируются самим человеком. Однако они подчёркивают, в отличие от субъективных идеалистов объективную обусловленность ценностей биологическими и социальными потребностями людей, доказывают, что системы ценностей выражают интересы социальных групп и классов. Вспомните, например, рассуждения Н. Г. Чернышевского о социальной обусловленности эстетических воззрений представителей разных слоёв общества. С материалистических позиций можно утверждать, что ценности имеют исторически обусловленный характер и при изменении общественного бытия ценности как элемент общественного сознания также изменятся (марксизм). Таким образом, в материалистической философии удалось найти некую «золотую середину» между догматизацией ценностей и их полной релятивизацией.

Таким образом, ценности выступают как единство объективного и субъективного, связанное с человеческой практикой, которая также соединяет в себе субъективное и объективное. Ценности представляют собой одно из средств теоретического и практического освоения действительности. При помощи системы ценностей происходит преобразование природы, социума и человека в сторону их совершенствования.

В определённой степени ценности относительны и изменчивы, зависят от исторической ситуации, социокультурных традиций и установок; но вместе с этим следует отметить и достаточно большую степень устойчивости ценностей, поскольку они имеют в своей основе общечеловеческое содержание. Все люди (за редкими исключениями) признают ценностями добро, а не зло; красоту, а не безобразие; истину, а не ложь; жизнь, здоровье, справедливость, а не их противоположности.

Как правило, ценностями является то, что удовлетворяет насущные потребности людей, сплачивает социальные группы и общество в целом, содействует развитию, совершенствованию и самореализации человека на благо общества. Причём, степень значимости для человека той или иной ценности может существенно варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Свобода, несомненно, является ценностью, но в определённых условиях предпочтёт отказаться от доли свободы, чтобы обеспечить свою безопасность. В подавляющем большинстве случаев здоровье является ценностью, и люди предпочитают не болеть; однако если из-за заболевания человек получает отдых от надоевшей ему работы, болезнь на какое-то время может оказаться большей ценностью, чем здоровье.

При рассказе о ценностях можно упомянуть о пирамиде потребностей (и соответствующей ей шкале ценностей), учение о которой было выдвинуто американским психологом Абрахамом Маслоу (1908 – 1970). Все потребности человека иерархически располагаются следующим образом (в порядке от низших, базовых к высшим): 1. Физиологические потребности. 2. Потребности в безопасности и защите. 3. Потребности в принадлежности к социальной группе, в поддержке с её стороны. 4. Потребность в уважении и признании. 5. Потребность в самовыражении, в т.ч. и посредством творчества. Как только удовлетворяется одна группа потребностей, человек начинает испытывать необходимость в удовлетворении потребностей, располагающихся на следующей ступени. Так, удовлетворение физиологических потребностей (питание, защита от холода) актуализирует потребности следующего уровня (безопасности и защиты), которые до этого не рассматривались как важные. В соответствии с пирамидой потребностей располагаются и ценности. В состоянии голода, угрожающего жизни человека, именно еда будет главной ценностью для большинства людей, а все духовные ценности отойдут на второй план. Как только потребности нижнего уровня будут удовлетворены, изменится и восприятие ценностей; предпочтение станет отдаваться ценностям другого рода, которые обеспечивают уже не выживание, а то, что делает жизнь более приятной, достойной и разносторонней.[5]

Классификация ценностей. Существует несколько оснований, по которым можно произвести классификацию ценностей.

По степени распространения ценности могут быть 1. общечеловеческие, 2. национальные, 3. социально-групповые. Общечеловеческие ценности признаются наибольшим количеством людей во всех странах на всём протяжении истории человечества. В частности, к общечеловеческим ценностям относятся базовые принципы нравственности, выражаемые в неписаной традиции, религиозных кодексах (например, 10 заповедях Моисея), правовых документах, этических теориях. К национальным ценностям можно причислить то, что обусловлено духовным складом (менталитетом) того или иного народа, его историческим прошлым. Так, традиции православия являются национальной ценностью России, но вряд ли можно говорить о них как о ценностях китайского этноса. К разряду национальных ценностей относятся артефакты культуры народа, социально-политические идеи, сплачивающие нацию. Социально-групповые ценности отражают систему идеалов и видения мира неких социальных групп (классов, сословий, профессиональных групп). Так, ценность физического труда в основном подчёркивается теми социальными группами, которые занимаются этим видом труда. Существуют также локально-групповые ценности, которые разделяют относительно небольшие группы людей (по месту поселения, по возрастным категориям).

Ценности можно подразделить на витальные, социальные и духовные. Витальные ценности являются базовыми и относятся к обеспечению условий выживания человека. К разряду витальных ценностей относятся жизнь, здоровье, качество жизни (полноценное питание, благоустроенное жильё), экологически безопасные условия окружающей среды. Социальные ценности обеспечивают полноценное и безопасное существование человека в обществе, а также гарантируют цельность и прогрессивное развитие самого общества. Социальные ценности можно подразделить на социально-экономические и общественно-политические. К социально-экономическим ценностям относятся, в частности, природные ресурсы, орудия труда, технологии производства, результаты материального производства, деньги, драгоценности, ценные бумаги и пр. К числу общественно-политических ценностей могут быть причислены социальные институты (семья, государство, образовательные учреждения), социальный статус, права и свободы, законность, гражданский мир, стабильность. Духовные ценности отвечают за формирование устойчивых положительных качеств личности. К духовным ценностям можно отнести верования, нормы, идеалы.

Особенно важными в числе духовных ценностей следует признать этические и эстетические ценности. Главной этической ценностью признаётся благо (добро). Категория блага признавалась в философии воплощением высшего идеала стремлений людей. Также к этическим ценностям относится счастье, благородство, любовь, дружба, долг, верность, справедливость и пр. Этическими антиценностями выступают зло, несчастье, подлость, ненависть, предательство и пр. Главной эстетической ценностью является прекрасное (красота), воплощающая в себе высшее эстетическое совершенство. С категорией прекрасного связана также эстетическая ценность возвышенного и других эстетических категорий: изящного, грациозного, комического, трагического и др. Эстетическими антиценностями считаются безобразное, низменное, пошлое, вульгарное, ужасное.

Условно ценности принято подразделять на абсолютные и относительные. Абсолютные ценности имеют общечеловеческий характер и признаются высшими, т.е. теми, которым остальные ценности подчинены. Обычно наивысшей абсолютной ценностью для человека является жизнь, однако, не всякая жизнь, не животное существование, а достойная добродетельная жизнь, исполненная высшим смыслом служения Родине, семье, творчества и стремления к высоким идеалам. Все остальные ценности так или иначе соотносятся с этой абсолютной ценностью и выступают как относительные. Впрочем, вы сами можете в ходе размышлений выразить свою точку зрения по этому вопросу и высказать её на экзамене.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: