КУРСОВАЯ РАБОТА
Конституционное право
Тема: Народовластие в России
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и конституционные основы народовластия……………………….6
2.Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы осуществления…………………………………………………………………...15
3.Понятие, юридическая природа и значение представительной демократии……………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Введение
Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть упорядочивает социальные отношения с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д.
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.
Основной целью осуществления народовластия в России является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование в соответствии с волей многонационального народа органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
Конституция РФ, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п. 3 ст. 3 Конституции РФ). Данное положение включено в главу об основах конституционного строя Российской Федерации.
|
Цель работы - изучение понятия народовластия ее сущность и формы ее существования.
Задачи данной работы является рассмотрение сущности и конституционных основ народовластия.
Народовластие - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Оно в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета. В политической и государственно-правовой теории "социалистических" стран часто не проводится различия между понятиями "народовластие" и "демократия".
В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.
Сегодня для российской науки и практики назрела объективная необходимость разумного сочетания и разграничения государственно-властного руководства и народного самоуправления. Именно в этом направлении развивается российская политическая система. Становление системы местного самоуправления, дополняющей структуры государственной власти, позволит наиболее эффективно решать конкретные вопросы экономического, политического, социального и культурного строительства в России.
|
Существенный вклад в этот процесс вносит наука конституционного права России, а законодательные (представительные) органы Российской Федерации ведут активный поиск традиционных и новых форм самоуправления.
Степень развития самоуправления зависит от степени развития демократии в обществе. Чем демократичнее общество, тем более широко в нем развиты начала самоуправления. По мнению Ю.И. Скуратова, самоуправление - есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается, по его мнению, в том, что самоуправление более полно и непосредственно воплощает основные принципы управления обществом".
Осуществление власти народа предполагает существование в каждом государстве определенного механизма властвования. В зависимости от форм волеизъявления народа в науке и конституционно-правовой практике обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.
Суверенитет народа - это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина - самое важная их этих гарантий
|
На мой взгляд, народовластие в настоящее время необходимо РФ, т.к. народовластие - это общая воля всех. А исходя из этого мы уже можем говорить о настоящем демократическом государстве
Сущность и конституционные основы народовластия
Согласно статье 3 Конституции РФ единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Народный суверенитет как верховная власть народа предполагает подчинение поведения отдельных людей воле всего народа. Следовательно, воля народа является одним из наиболее существенных признаков, характеризующих суверенную власть народа. Осуществление суверенитета народа по своему содержанию означает не что иное, как реализацию принадлежащей народу всей полноты власти.[1]
Воля народа является сложной категорией, проявляясь во всех формах общественного сознания: политической идеологии, правосознании, морали и тд. Воля народа получает свое проявление во всей совокупной общественной деятельности, каких бы сторон жизни общества она ни касалась; в сложной совокупности общественных стремлений, требований, настроении, запросов народных масс; в общественном мнении и многих иных формах. Поскольку общенародная воля является элементом общественного сознания, ее не следует рассматривать как арифметическую сумму воли всех членов общества. Общенародная воля представляет собой качественную характеристику целенаправленной деятельности общества, вытекающую из интересов всего народа в целом. Разумеется, в ряде случаев она может и не совпадать с интересами и волей отдельных индивидов.
Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция России провозглашает: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). В этой норме заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры.
Важнейшей формой, в которой объективируется воля народа, является осуществление политической власти. Воля народа, объективированная как власть народа, получает особым образом организованные формы своего выражения.
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
непосредственно;
в представительных формах.
Каждая из этих основных форм имеет свои разновидности. Прямая форма народовластия реализуется двумя способами: путем референдума и свободных выборов органов государственной власти, которые являются одним из важнейших институтов непосредственного осуществления народного суверенитета. Демократическая избирательная система позволяет всем гражданам своим волеизъявлением обеспечить не просто определенное количественное соотношение представителей классов, социальных слоев, но и избрание в представительные органы именно тех людей, которые в наиболее полной степени отражали бы своими действиями их интересы
Власть- это отношение господства подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных). Главная черта власти состоит в возможности одних людей, групп лиц, коллективов господствовать над другими людьми, над их волей и действиями, возможность властвующих повелевать и принуждать подвластных следовать их воле. Важен и другой аспект понятия власть. Оно содержит указание на волевой характер власти. Власть это проявление воли на целенаправленные действия по руководству или управлению кем-либо и чем-либо.
Различают следующие разновидности власти:
1.естественная власть, т.е. власть не «навязанная», а возникшая в силу естественных связей между людьми - в семье, в малых сообществах, или сложившихся по интересам;
2.власть корпоративная, «навязанная» как бы сверху. Такая власть возникает и существует в общественных объединениях, в партиях, для ее реализации не создается специальный аппарат;
3.политическая, государственная власть, т.е. власть, осуществляемая через специально созданный аппарат властвования, через институты организованного, государственного принуждения.[2]
Все названные виды власти являются общественной (публичной) властью (публичный - от лат. «общественный» т.е. «для всех», «для общества»).
Особое место среди всех видов власти занимает власть всего народа или подавляющей его части - народовластие. Народовластие (от греч. демократия demos - народ и kratos - власть) означает признание народа в качестве источника власти.
Понятие народ - категория социальная и политическая. Это население страны, жители данного государства, составляющие социальную общность данного государства. С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», т.е. всей совокупностью граждан, участвующих в управлении делами общества и государства и составляющих их политическую общность.
Народовластие характеризуется общей волей всего народа, а потому независимой, т.е. суверенной волей. И поэтому мы вправе говорить о народном суверенитете. Народному суверенитету отводится центральное место не только в отечественной, но и в мировой юридической науке.
Ранее упоминалось, что власть это право и возможность руководить или управлять кем-либо или чем-либо, а в развитых демократических обществах обеспечивать самоорганизацию общества и его развитие.
Но право и возможность распоряжаться или управлять не абстрактная категория. Такое право и возможность всегда выступает элементами руководства, которого требует всякое человеческое общежитие, всякое сообщество или коллектив людей, т.е. такие объединения людей, которые являются социальными структурами, характеризующиеся устойчивыми связями между людьми. Таким образом, речь идет об определенной форме руководства обществом в целом или его социальными частями.
Ни одно человеческое общество в целом, как и любой коллектив, его ячейка не может обойтись без руководства, без координации деятельности отдельных членов этого общества или коллектива. Смысл руководства и состоит в этой координации, в согласовании поведения одних членов общества с действиями других, а каждого из них с интересами всех, или тех, кто господствует. В конечном счете, руководство направлено на обеспечение целенаправленной деятельности всех членов общества, данного коллектива, которая соответствует воле и интересам властвующих.
Власть - явление социальное, она возникает с появлением человеческого общества, существует в нем и для него, так как ни одно общество, ни один коллектив не может обойтись без руководства, в том числе волевого, опирающегося на принуждение. Это означает, что всякое общество требует властного руководства, когда воля и интересы отдельных людей, той или иной части общества подчинены правилам и порядку, которые установлены в нем.
Власть является функцией всякого организованного сообщества людей, всякой социальной структуры. Но каждое общество характеризуется своей, присущей ей властью. Выбор той или иной формы власти определяется социально-экономической характеристикой общества, степенью развития его институтов, т.е. уровнем его цивилизации.
Общество- это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством, целостностью организации жизни. Общество исторически развивается поступательно. С учетом этого могут быть общества, в которых необходимое единство и организованность достигаются в основном за счет самоорганизации, внутренних, экономических, духовных факторов, а власть имеет второстепенный характер - таковы демократические общества (государства).
Однако бывают общества, в которых необходимое единство и организованность достигаются в основном в результате использования постоянно действующей силы - авторитарной власти. Таковы недемократические общества.
Понятие «народовластие» в полной мере соотносится с понятием «народный суверенитет», ибо народный «суверенитет» есть полная, ничем не ограниченная, охватывающая все сферы жизни общества власть народа. Такая власть не зависит от влияния каких-либо политических партий или групп внутри страны.
Суверенитет (от франц. верховная власть) - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.
Национальный суверенитет - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, в том числе способность политического самоопределения.
Только в демократических государствах одновременно находят свое выражение и взаимно сочетаются все разновидности суверенитета. По своему содержанию народовластие - сложное общественно-политическое и правовое явление современной жизни. Оно имеет свой фактический, юридический и процессуальный аспект. Конституция РФ закрепляет принадлежность власти многонациональному народу России, т.е. народовластие, его фактическое содержание, юридические свойства и формы осуществления власти.[3]
Фактическое содержание народовластия составляют такие его свойства как единство власти народа, верховенство власти, полнота власти, ее неограниченность и неотчуждаемость.
Единство власти означает, что единым источником власти в обществе является суверенный народ как совокупность всех граждан государства. В основе единства власти лежит общая суверенная воля народа, согласованные политические и общественные интересы.
Верховенство народной власти выражается в том, что народ через установления основного закона определяет основы конституционных отношений. Юридически верховенство власти народа объективируется в верховенстве закона над другими правовыми актами.
Полнота власти народа означает, что народ непосредственно или через представительные органы осуществляет весь объем принадлежащей ему власти.
Неограниченность власти народа заключается в том, что воля народа охватывает все без исключения сферы общественной жизни.
Неотчуждаемость власти означает, что народ никому не передает свою суверенную волю и право управления общественными и государственными делами. Он осуществляет их сам в различных формах, никакая часть общества, никакие организации и отдельные лица не могут произвольно присвоить себе исключительную власть в государстве. Узурпация власти, принадлежащей народу является преступлением. С этой точки зрения деятельность органов государственной власти, которым народ передает не суверенную власть, а только лишь право от его имени определенное время использовать властные полномочия в пределах Конституции и законов, есть деятельность полностью подконтрольная народу.
Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа:
·на свободно избранную экономическую основу своего существования;
·право на собственность, и право на свободу экономической деятельности.
- участие в политической жизни, управлении делами общества и государства, свободу идеологической и политической позиции (Конституция РФ, ст. 13);
- пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества.[4]
Процессуальное содержание народовластия проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, что подробно рассматривается в следующем вопросе лекции.
Механизм осуществления народовластии. Составной частью проблемы власти в обществе является вопрос о механизме ее осуществления, который прямо отражает характер власти и существующую связь между обществом и властью.
Механизм народовластия - это определенным образом организованная система проникнутых внутренним единством и взаимной зависимостью разнообразных политико-правовых и общественных институтов, организаций и учреждений, посредством которых народ проводит в жизнь и защищает свою волю.
В демократическом обществе народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через разветвленный механизм, объединяющий многочисленные организации граждан. В своем строении механизм народовластия отражает закрепленное в ст. 3 Конституции РФ соединение прямой власти народа, государственной власти и местного самоуправления.
Основными институтами народовластия являются:институты прямой демократии (референдум, выборы); институты реализующие мандат народа на осуществление власти в стране - народное представительство.
К ним относятся: представительные (законодательные) органы, которые выполняют важную функцию законодательного закрепления воли народа; институт президентства, президент здесь выступает как глава государства, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность, единство и эффективное функционирование всех государственных органов; а также и выборных органов местного самоуправления;
- институты управления - правительство и разнообразные правительственные ведомства, учреждения и администрации на местах, представляющие правительство. Важно отметить здесь большую роль институтов управления, охватывающих Вооруженные Силы страны, органы обеспечивающие государственную безопасность и охрану общественного порядка;
- институты контроля и надзора - прокурорский надзор, контрольные инспекции и др;
институты правосудия и юстиции;
институты муниципального (местного) самоуправления - мэрии, префекты, старосты и т.п.
К механизму осуществления народовластия относятся также государственные, иные организации и учреждения не связанные с производством (учебные, здравоохранения и другие), а также предприятия, непосредственно занятые в сфере производственной деятельности.
Важная роль в реализации народовластия принадлежит политическим партиям, общественным организациям и движениям. Граждане, участвуя в их деятельности, получают возможность активно влиять на формирование основ общественной и государственной жизни, вырабатывать рекомендации органам государственной власти по решению конкретных проблем общества.
К механизму народовластия относятся также средства свободной массовой информации, играющие важную роль в формировании общественного мнения, делающие достоянием общества общезначимые цели, задачи и принципы его функционирования и развития.[5]
Таким образом Народовластие - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Оно в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета.
Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.