Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» - народ и «kratos» - власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н.э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства (оно, кстати, было небольшим: от столицы до крайней его точки - всего несколько десятков километров) был положен в основу создания современных демократических государств.[8]
В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии.
Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно избираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.
В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государства) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.
|
Демократизм государства зависит от того, как организованы все его механизмы и прежде всего - высшие органы государственной власти (форма правления). И с этой точки зрения принципам демократии в наибольшей степени отвечает такая форма правления, как республика. И, строго говоря, только она может быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться несоответствия, тем более, что, в конечном счете, степень демократии в стране отражается в политическом режиме. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима - к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения политического режима - авторитарным государством.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ Конституция Российской Федерации: 1.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.[9]
|
Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере, в обозримой перспективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения». Однако следует, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:
а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;
б) когда они совпадают частично.[10]
Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой - старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.
|
В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репрезентативная (представительная) демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Вместе с тем противники представительной демократии отмечают целый ряд ее недостатков:
-фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;
- неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;
- приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
- нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;
- слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;
- ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;
- широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система имеет целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Согласно ст. 94 Конституции РФ представительным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ)
Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, т.е. всей России.[11]
До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.[12]
Заключение
В заключении данной курсовой работы хотелось бы сказать, что народовластие характеризуется общей волей всего народа, а потому независимой, т.е. суверенной волей. И поэтому мы вправе говорить о народном суверенитете. Народному суверенитету отводится центральное место не только в отечественной, но и в мировой юридической науке.
Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа:
· на свободно избранную экономическую основу своего существования;
· право на собственность, и право на свободу экономической деятельности. (Конституция РФ, ст. ст. 8, 9);
· участие в политической жизни, управлении делами общества и государства, свободу идеологической и политической позиции (Конституция РФ, ст. 13);
·пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества (Конституция РФ, ч. 1, 2 ст. 44).
Процессуальное содержание народовластия проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления
Выделяются две формы народовластия:
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население проживающее на той или иной территории.
Непосредственная демократия - форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
В современной России вопрос о народовластии неоднозначен. Не одинаково развиты институты представительной и непосредственной демократии, не все вопросы урегулированы законодательно.
Можно сделать вывод, что Россия стоит только на пути становления институтов демократии и их нормальной работы и еще много необходимо сделать представителям народа для реализации закрепленного Конституцией РФ народовластия.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина.
3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Сб. законов Рос. Федерации. М.: АСТ, 2009.
. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 марта 2012 г.. - № 14.
Монографии, учебники, учебные пособия
3.Зиммерман Дж. Прямая демократия в США: опыт и проблемы - М.: Восход. 2006, №5.
4.Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России. М.: БЭК. 2007. - № 5.
5.Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М.: Стэлла, 2003.
6.Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 2011.
8.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Наука. 2007.
9.Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: ИГПАН. 2010.
10. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединении в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2006.
11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2007..
12. Дмитриев Ю.А., Журавлев А.Л., Комарова В.В., и др. Народовластие в России - очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007.
13. Институт прав человека в России /Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008. Раздел II. Гл. 4.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005, с. 84-87.
15. Конституционное право Российской Федерации: Альбом схем. Учебное пособие. А.В. Зиновьев и др. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб., 2002. С. 53-72.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006
17. Конституционное законодательство России /Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец, 2009.
18. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Баглай М.В. - М., 2001.
19. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Баглай М.В. - 8-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009.
20. Конституционное право России: учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.
21. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. -
22. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
23. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
[2] Конституционное право России: учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.
[3] Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.
[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
[5] Конституционное право Российской Федерации: учебник / Баглай М.В. - 8-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009.
[6] Конституционное право России: учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.
[7] Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 2011.
[8] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Наука. 2007.
[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
[10] Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
[11] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
[12]. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010, с. 118.