ЗАНЯТИЕ №20
I. Лексическая тема: Питание здорового человека. Режим питания.
Грамматическая тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотации с учетом особенностей потребителей.
II. Цель: сформировать и развить компетенции аннотирования, определения видов аннотации.
III. Задачи обучения:
· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить умение аннотировать.
· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.
IV. Основные вопросы темы:
1. Что такое аннотация?
2. Как производится аннотирование научных текстов?
3. Какие виды аннотации бывают?
4. Как правильно питаться?
5. Что такое режим питания?
V. Методы обучения:
· Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.
· Наглядный: применение опорных таблиц.
· Инновационный: кластерный метод.
· Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций.
VI. Задания по теме.
Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями и запишите определения основных терминов. Составьте кластер, используя полученную информацию.
Аннотация (от латинского аnnotatio – замечание) – это краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов (аннотация статьи, монографии). Текст аннотации состоит из двух частей: в первой части содержится вопрос «о чем?», во второй – «кому?» Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. В первой части формулируются основная тема книги, статьи, т.е. содержательная характеристика первоисточника. Во второй части перечисляются основные положения и адресат аннотируемого текста.
|
Аннотация должна быть понятна читателю-неспециалисту, для чего используют общепринятые или стандартизированные термины и определения. Аннотация, как правило, состоит из простых предложений; в ней активно используются страдательные конструкции (глагольные и причастные).
Виды аннотаций
По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризуют тематику текста-первоисточника, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.
По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.
Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов и носят в основном справочный характер.
Структура аннотации:
1. Заглавие содержит выходные данные книги: имя, отчество (или инициалы), фамилия автора (авторов) книги, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, объем книги в печатных листах, тираж и цена книги.
2. Основная часть. В основной части дается информация о главной теме первоисточника, перечень поднимаемых вопросов, сведения о составе работы.
|
3. Адресат. В конце аннотации дается указание на назначение работы и ее адресат.
Задание 2. Сравните образцы аннотаций. Определите их вид. Проанализируйте данные аннотации с точки зрения структуры.
А. Текст посвящен одному из важнейших признаков, определяющих здоровье населения – физическому развитию. Прежде всего, автор определяет признаки физического развития, затем перечисляются причины, влияющие на его уровень, наконец, указываются источники получения антропометрических данных и утверждается большая информативность индивидуальной оценки физического развития по таблицам стандартов.
Текст предназначен для студентов медицинских вузов и колледжей.
Б. Кенесариев У.И., Жакашев Н.Ж. Экология и здоровье населения. Учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы: НИЦ «Гылым», 2002. – 230 с.
В учебнике изложены научные основы общей экологии, экологии человека, экологические аспекты среды обитания и здоровья населения. Основное внимание уделяется вопросам охраны атмосферного воздуха, воды, почвы, растительного, животного мира, пищевых продуктов от загрязнения. Рассмотрены такие важные вопросы как интегральные методы оценки окружающей среды, степень опасности ее загрязнения, нагрузка на организм человека химических факторов. В пособии подробно освещаются экологические особенности регионов Казахстана, особенности биогеохимических провинций республики и медико-экологические аспекты здоровья населения.
|
Учебник предназначен для преподавателей, студентов медицинских вузов и колледжей, а также всех интересующихся проблемами охраны окружающей среды.
В. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика: Учебное пособие. – Алматы: Раритет, 2004. – 200 с.
В книге с риторических позиций описываются жанры свертывания–развертывания информации в учебных и исследовательских целях: формулировка темы, тезисы, реферат, конспект, план научной работы, библиографическое описание, аннотация. Содержится попытка системно представить учебные и творческие студенческие жанры.
Освещен процесс написания творческих научных произведений: выбор и закрепления темы, планирование работы, библиографический поиск, изучение литературы, сбор и систематизация фактического материала. Рассматриваются все элементы композиции научного сочинения, его редактирование и защита результатов исследования.
Пособие содержит обширный иллюстративный материал, рекомендательный библиографический список, глоссарий, тесты, задания для самостоятельных занятий и упражнения. Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, преподавателей курса «Основы научных исследований», кто занимается научным самообразованием.
Задание 3. Прочитайте. Определите вид аннотации. Укажите заглавие, основную часть и адресат.
Современный словарь иностранных слов. М: Русский язык, 1993.
Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков и слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенную термины и терминологические сочетания по различным областям знании. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении (этимология). В словаре учтены изменения, которые произошли в языке в последнее время, включены новые слова и значения, пересмотрены толкования многих слов.
Словарь адресован широкому кругу читателей.
Задание 4. Прочитайте высказывания Гиппократа. Передайте мысли автора своими словами.
1. Большая часть болезней происходит от того, что мы вводим вовнутрь себя.
2. Люди преклонного возраста легче переносят голодание. Молодые – труднее. Но всего труднее это дается детям.
3. Зимой нужно питаться более сытной пищей и дольше спать.
4. Жидкая пища более полезна, т.к. она легче усваивается.
5. Истощенное тело, вызванное долговременным недоеданием, нужно восстанавливать медленно.
6. Голод ослабевает, обессиливает и убивает человека. Тяжелая пища разрушает организм человека. Поэтому нужно искать середину.
Задание 5. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Выпишите из текста необходимые языковые и речевые стандарты-клише, которые можно использовать при написании аннотации.
Режим питания здорового человека
Для обеспечения эффективной и ритмичной работы пищеварительной системы, физической и умственной активности, должен соблюдаться определенный режим питания. Универсального режима питания, который подходил бы всем людям, не существует. Каждый человек, в зависимости от возраста, пола, образа жизни, характера труда, особенностей организма и других факторов, выбирает для себя наиболее приемлемый режим питания, удовлетворяющий индивидуальным потребностям организма. Соблюдение режима питания благотворно сказывается на процессах переваривания и усвоения пищи. Это происходит за счет рефлекторного стимулирования секреторной функции органов пищеварительной системы к приему и перевариванию пищи – стимулируются обменные процессы, слюноотделение, выделение пищеварительных соков и т.д. Понятие режима питания включает распределение суточного рациона по набору и количеству продуктов, потребляемых во время каждого приема пищи, время и продолжительность приема пищи, количество и интервалы между приемами пищи. Наиболее правильным режимом питания здоровых людей с медицинской точки зрения считается 3-4 разовое питание с промежутками между приемами пищи около 4-5 часов. Большее количество приемов пищи (до 5-6 раз в день) применяют при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, инфаркте миокарда, после перенесенных операций и т.д. При этом промежутки между приемами пищи должны быть не менее 2 часов.
Распределение суточного рациона по калорийности для каждого приема пищи может быть совершенно разным и определяется образом жизни, национальными традициями питания и т.д. При трехразовом питании людям со средней интенсивностью труда особое внимание нужно уделить завтраку, который должен быть достаточно сытным (25-30% калорийности дневного рациона). Плотный завтрак позволяет запастись энергией для продуктивной работы и сохранять бодрость и хорошее самочувствие до следующего приема пищи. Если по утрам отсутствует аппетит, рекомендуется вставать на полчаса раньше, или сократить количество еды за ужином. Обед тоже должен быть плотным (35-40% общей калорийности), а ужин сравнительно легким - 15-20% общей калорийности дневного рациона. При четырехразовом питании около 10-15% рациона отводят на второй завтрак или полдник, сократив соответственно количество пищи за завтраком и обедом. При четырехразовом питании снижается нагрузка на органы пищеварения, что позволяет сохранять работоспособность. Чрезмерная нагрузка на желудок вызывает сонливость и понижает производительность труда. Есть нужно не спеша, тщательно пережевывая пищу, во время еды не стоит читать газету или смотреть телевизор. Прием пищи должен длиться не менее 20 – 30 минут.
Соблюдение режима питания позволяет выработать культуру потребления пищи, одной из составляющих которой является недопустимость переедания. Есть нужно сколько, чтобы не испытывать чувство голода, но не более того. Это должно войти в привычку. Хотя известная пословица гласит, что аппетит приходит во время еды, в другой пословице говориться: "Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть!". Переедания, особенно регулярные, чреваты (в прямом смысле этого слова) дискомфортом самочувствия, развитием ожирений. Это одна из причин расстройства пищеварения, провоцирующая развитие заболеваний органов пищеварительного тракта (гастрита, панкреатита, язвы) и сердечно-сосудистой системы (инфаркта миокарда). Риск заболеваний возрастает при беспорядочном питании и питании всухомятку. Ужинать рекомендуется не позже, чем за 2 часа перед сном. На ночь не рекомендуются жирные, жаренные, пряные, соленые блюда, а также продукты богатые экстрактивными веществами и грубой клетчаткой. Некоторые люди не могут уснуть, чего-нибудь не съев на ночь. В таких случаях полезно съесть яблоко, выпить стакан кефира, молока или фруктового сока. Соблюдение режима питания позволяет сохранить здоровье на долгие годы.
Задание 6. Прочитайте текст. Какой из перечисленных фактов, по вашему мнению, наиболее интересный? Аргументируйте своё мнение. Составьте аннотацию к тексту, используя нужные синтаксические конструкции и соблюдая структуру аннотации.
Мы живём в такое время, когда суета и достижение современной химии не позволяют нам качественно и в положенное время употреблять пищу. Неотъемлемой частью наших городов, особенно крупных, является наличие чуть ли не на каждом шагу различных чебуречных, пирожковых и т.д. Все они пользуются нашим бешеным ритмом жизни и неплохо зарабатывают, а мы, утоляя голод на ходу, расплачиваемся за это своим здоровьем, приобретая целый букет различных заболеваний. В связи с этим понятие "здоровое питание" приобретает жизненно важный смысл, помогая человеку прожить долгую и счастливую жизнь. Далее рассмотрим это понятие более подробно.
Здоровое питание – это процесс поступления в организм человека и усвоения им веществ необходимых для покрытия энергетических затрат, построения и возобновления тканей его тела и регуляции его функций, без нанесения вреда организму. Питание человека – один из факторов внешней среды, существенно влияющий на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Неполноценное, неадекватное питание приводит к нарушению функций отдельных органов и систем и к общему ослаблению организма – истощению и др. Для взрослого человека при средней по утомительности работе требуется суточный рацион в 3 тыс. килокалорий. Недостаточность питания особенно отрицательно сказывается на детях, задерживая их рост, физическое и психическое развитие, снижает сопротивляемость различным болезням. Недостаток витаминов вызывает гиповитаминозы и авитаминозы. Избыточное питание способствует развитию ожирения, атеросклероза, сахарного диабета, нарушению обмена веществ и т.п. С питанием связано возникновение тяжёлых заболеваний (дизентирия, пищевые отравления, пищевые токсико-инфекции и др.).
Здоровым питанием называется питание достаточное в количественном отношении и полноценное в качественном, основа которого – сбалансированность, т.е. оптимальное соотношение компонентов пищи (незаменимых и заменимых аминокислот, полененасыщенных жирных кислот, фосфатидов, стеринов, жиров, сахаров, витаминов, минеральных веществ, органических кислот и т. д.). Насчитывается свыше 60 пищевых веществ, нуждающихся в сбалансированности.
Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ. Основы сбалансированности и полноценности питания: соотношение белков, жиров, углеводов в пропорции 1:1:4; обеспечение суточной калорийности за счёт правильного подбора белков (15% суточной калорийности, причём белки животного происхождения должны составлять не менее половины общего количества белка), жиров (30% суточной калорийности) и углеводов (55%); 75-80% общего количества жира должны составлять животные жиры и 20-25% растительные масла. Чтобы питание было здоровым, в пищевой рацион должны быть обязательно включены мясо, рыба, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи, фрукты – источники углеводов, минеральных веществ, витаминов. Молоко – наиболее "универсальный" продукт в пищевом рационе: оно содержит, притом в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме, углеводы, белки, жиры.
Для здорового питания очень важен режим – ежедневный приём пищи в строго определённое время. Для взрослого человека оптимален четырёхразовый приём пищи с интервалом 4-5 часов. При этих условиях создаётся равномерная нагрузка на пищеварительный тракт, обеспечивается наиболее полная обработка пищи полноценными по переваривающей активности соками. Распределение пищевого рациона при четырёхразовом питании зависит от распорядка дня. На завтрак рекомендуется 25% суточной калорийности, на 2-й завтрак-15%,на обед-35%,на ужин-25%. Для людей умственного труда и лиц пожилого возраста режим питания может быть более равномерным, без резкого выделения завтрака и обеда.
В заключении скажем несколько слов о питьевом режиме человека, который обеспечивает нормальный водно-солевой обмен, создаёт благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Беспорядочное или излишнее потребление воды ухудшает пищеварение; увеличивая общий объём циркулирующей крови, создаёт дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки, усиливает выделение через почки и потовые железы необходимых для организма веществ (например, поваренной соли). Временная перегрузка жидкостью (например, одномоментный приём большого количества воды) нарушает работу мышц, приводит их к быстрому утомлению, иногда вызывает судороги. При недостаточном потреблении воды ухудшается самочувствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, снижается работоспособность и т.п.; обезвоживание организма может вызвать и более тяжёлые последствия.
Задание 7. Составьте аннотацию, используя статьи из научных журналов по специальности или из учебника по специальности по следующему плану:
1. Название и тема (статьи, книги).
2. Проблематика (статьи, книги).
3. Композиция (статьи, книги).
4. Включение иллюстративного материала.
5. Цель (статьи, книги).
6. Адресат (статьи, книги).
Задание 8. Прочитайте следующие высказывания. Запомните их, чтобы в своей врачебной практике использовать как полезные рекомендации.
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей. (Гиппократ). Две четверти желудка наполни пищей, одну - питьем, и одну оставь для ветра. ("Чжуд-ши", древнетибетский трактат).
Задание 9. Рассмотрите рисунок. По содержанию рисунка определите, какие продукты и в каком процентном соотношении мы должны употреблять.
Задание 10. Прочитайте текст. Выполните задания, которые даны после текста.
Знаете ли Вы, что …
Огромная биологическая ценность кумыса (қымыз) определяется содержанием в нем почти всех полноценных белков, легкоусвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличием комплекса витаминов «В», молочной и угольной кислоты, витамина «С», а если быть точнее, то кумыс, выдержанный двое и более суток, содержит 1,8 – 2,2% белка, 1,3 – 2,0% жира, около 200-250 мг витамина «С» (в литре), 200 мкг витамин В1, 350-400 мкг рибофлавина, 2000 мг пантотеновой кислоты, 265 мг – фолиевой кислоты, до 0,7 мг витамина А и каротина, очень богат минеральными веществами, ферментами, исключительно питателен, хорошо утоляет жажду. Кроме того, является сильным мочегонным, потогонным средством и в большинстве случаев закрепляет стул. Кумыс укрепляет организм, способствует обмену веществ и именно поэтому из поколения в поколение он применяется казахами как одно из эффективных средств народной медицины. Кумыс рекомендовался как лечебное средство при лихорадочных легочных заболеваниях, как общеукрепляющее при истощающих хронических заболеваниях, как успокаивающее средство при некоторых нервно-психических заболеваниях. «Жақсы тамақ жаман ауруға ем» (Хорошая пища – лекарство от плохой болезни) – говорят казахи. В этом смысле кумыс действительно является панацеей от многих болезней. В условиях жайлау кумыс использовался с лечебной целью в сочетании с усиленным питанием, со свежими мясными продуктами, конским внутренним жиром. О кумысе, как драгоценном лечебном средстве, хорошо отзывались врачи В.Даль, Н.Зеланд и др.
Штаб-лекарь А. Ягмин писал в 1845 г, что среди казахского населения кумыс широко распространен в качестве питательного и лечебного средства. «Кумыс, как известно, в высокой степени благоприятствует питанию в весеннее время, за зиму отощавшие, быстро поправляются», - писал доктор Н. Зеланд, служивший в Семиреченской области в 1880-1890 гг.
(Т.Ш.Шарманов, Б.А.Атчабаров «Очерки по истории народной медицины Казахстана»).
Смысловой анализ текста:
? 1. Используя содержание текста, дайте ответы на следующие вопросы:
- В чем заключается биологическая ценность кумыса?
- Почему кумыс является панацеей от многих болезней?
2. Определите тему текста.
3. Сформулируйте проблему, которой посвящен этот текст. Как авторы подтверждают свою мысль?
Лексико-грамматические задания:
4. Придумайте свое название к тексту.
5. Укажите вид связи между предложениями.
6. Составьте синквейн по ключевому слову этого текста. Запишите его. Сравните с ответами сокурсников. Выберите лучший вариант.
7. Составьте аннотацию к тексту.