Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Административные | - Страх перед увольнением - Страх перед наказанием - Желание иметь стабильную работу - Желание формального признания заслуг | - Издание приказов и распоряжение; - объявление выговоров и благодарностей - Разработка и утверждение должностных инструкций и других регламентных документов - Аттестация педагогов - Предоставление дополнительных отпусков - Разумное распределение учебной нагрузки |
Экономические | - Обеспечение своего существования - Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности - Желание быть защищенным в случае экономических спадов - Мотив справедливости - Желание формального признания заслуг | - Премирование из внебюджетных фондов - Присвоение надбавок - Построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) - Предоставление бесплатного питания в рамках школы и других возможных льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.) - Предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.) - Предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (репетиторство, платные кружки, платные дополнительные услуги и т.п.) |
Социально-психологические | Мотивы признания, самоуважения: - мотив получения уважения, признания заслуг, - мотив достижения успеха, - желание карьерного роста, - потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд, - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства, - другое | - Обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации - Аттестация на более высокую квалификационную категорию - Предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам - Привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д. - Включение в резерв руководящих кадров - Перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях - Предоставление дополнительных полномочий - Организация внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы - Рекомендация на присвоение званий - Благодарственные письма, грамоты |
Социально-психологические | Мотивы безопасности и комфорта: - желание иметь безопасное и комфортное рабочее место, - желание удобного режима работы, - желание спокойной работы без стрессов и конфликтов, - желание уверенности в завтрашнем дне, - другое | - Наличие профсоюзной организации, коллективного договора - Четкие должностные инструкции - Своевременное предоставление информации о проверках - Составление удобного расписания занятий - Корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки |
Социально-психологические | Мотивы принадлежности, общения: - ощущение себя как часть группы, - потребность в неформальном общении с руководством, - другое | - Повышение статуса образовательного учреждения - Поддержка существующих традиций - Совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.) - Поздравление со знаменитыми событиями в жизни педагога - Привлечение к общественной работе - Привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации |
Социально-психологические | Мотивы самореализации: - желание иметь интересную работу, - возможность реализовать свои идеи, планы, - желание профессионального и личностного роста, - другое | - Поручени желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий - Предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности - Привлечение к участию в инновационной деятельности - Поощрение инициатив, самостоятельности, организация внутришкольных конкурсов - Включение в коллективную деятельность (в состав творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов) |
|
|
Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению мотивации профессионального развития педагогов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Соликамска Пермского края