Проблемы развития малого бизнеса в РФ и в Рязанской области




Действующая на данный момент в Российской Федерации система государственного регулирования субъектов малого предпринимательства использует недостаточно широкий спектр форм и методов, применяемых в зарубежных государствах. Эффективность государственных механизмов поддержки в России в целом и в Рязанской области в частности остается очень низкой, вопреки созданной минимально не­обходимой инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, поэтому увеличение результативности сложившейся системы государственной поддержки следует рассматривать как актуаль­ное направление экономических реформ на текущем этапе. Незначительными являются и объемы государственной финансовой поддержки, что говорит об определенных резервах работы го­сударственных органов федерального и особен­но регионального и местного уровней. сегодня Элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систе­му, а по отдельности не дали комплексного эф­фекта ввиду отсутствия системного подхода к формированию на феде­ральном и региональном уровнях благоприят­ных условий развития малого бизнеса.

С позиции самих субъектов малого предпринимательства можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в Российской Федерации:

На первом месте стоят чрезмерная налоговая нагрузка (47%) и недостаток финансовых средств (46%), во-вторых это коррупция (32%) и высокие арендные платежи (31%), в-третьих это проблемы с получением кредита (25%), в-четвертых низкая квалификация сотрудников (12%) и, наконец, проблемы связанные с процедурой регистрации самого бизнеса (11%).[Агаян]

Главными направлениями развития методов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства становятся упрощение налогообложения и повышение ка­чества работы налоговых органов, что придаст импульс инвестиционной активности [14, С.17]. В настоя­щее время российские малые предприятия не имеют каких-либо существенных льгот и пре­ференций за исключением специальных налого­вых режимов. Стоит сказать, что эффективность примене­ния специальных налоговых режимов для малого бизнеса без учета других инструментов защиты интере­сов и стимулирования малого бизнеса постоянно уменьшается из-за увеличения финансовой на­грузки нефискального характера: оплата коммунальных услуг, платы за аренду офисов, складских и промышленных помещений, тарифы на транспортировку, коммерческих услуг государствен­ных организаций и др.

Несмотря на широкий охват применяемых инструментов поддержки, анализ применяемых инструментов показывает некоторые пробелы в данной системе:

1. Поддержкой не охвачены средние предприятия и малые предприятия из верхней страты (с численностью занятых около 100 человек). Формально данные предприятия могут воспользоваться всеми применяемыми инструментами поддержки субъектов МСП, однако большинство предлагаемых инструментов им не интересны. Например, микрозаймы, размер которых не может превышать 1 млн. руб., не будут востребованы предприятиями с годовым оборотом более 400 млн. руб.

Одним из инструментов, открывающим для данной категории субъектов МСП рынки внешнего финансирования, может стать система гарантирования (поручительства) по кредитам коммерческих банков и договорам лизинга. Данный инструмент сегодня реализуется как в рамках федеральной программы финансовой поддержки субъектов МСП, так и по линии Внешэкономбанка, а также созданной в 2014 году ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», которое официально переименовано в АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»), на основании Закона № 156-ФЗ от 29 июня 2015 года. Однако инструмент относительно новый и требует дальнейшего развития.

2. При определении направлений и объемов предоставления поддержки не учитывается возможный потенциал для развития малого и среднего предпринимательства и увеличения его вклада в экономику. Так, большинство инструментов поддержки ориентировано на производственные предприятия, которые в общем числе субъектов МСП составляют около 10% (или около 15% в общей численности занятых у субъектов МСП), при этом поддержка предприятий, осуществляющих предоставление услуг, в том числе бизнес-услуг, имеющих больший потенциал для увеличения масштабов деятельности, остаются вне системы поддержки.

3. Одним из важных инструментов поддержки субъектов МСП в России является обеспечение доступа малых и средних предприятий к закупкам государственных и муниципальных заказчиков, для чего устанавливается квота на такие закупки. Вместе с тем анализ показывает значительное несоответствие среднего размера таких закупок и среднего годового оборота субъектов МСП из числа индивидуальных предпринимателей и микропредприятий – юридических лиц, что делает данный инструмент поддержки недоступным для данной категории субъектов МСП.

В настоящее время начальная (максимальная) цена контракта по закупкам, в которых участниками являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не должна превышать 20 млн. рублей. При этом средний годовой оборот субъектов малого предпринимательства в 2015 году составил 9,5 млн. рублей, микропредприятий – 3,75 млн. рублей, малых предприятий (без учета микропредприятий) – 55 млн. рублей. Иными словами, установленная законом максимальная планка «малых» контрактов является недоступной для большей части субъектов малого предпринимательства. В связи с этим представляется важным продолжить совершенствование законодательства в части обеспечения участия малых предприятий в контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

4) Недостаток финансовых ресурсов является одной из важнейших проблем малых организа­ций.

Трудности в привлечении финансовых ресурсов являются существенным препятствием в развитии малого бизнеса из чего также следует проблема с получением кредита. Так доля кредитов, выдаваемых малому бизнесу в ВВП составляет: в России (1%), США (20%), страны Евросоюза (30%), Япония (35%).

Главная проблема малых предприятий в этой сфере связана с предоставлением залога и гарантий, а также с высокими процентными ставками за пользование кредитом (32%), трудоемкость и времязатратность оформления необходимых документов беспокоят 26% респондентов.

Необходимым условием предоставления кредита малому бизнесу выступает наличие обеспечения. В 30 % случаев банки в обеспечении кредитов чаще всего отдают предпочтения товарно-материальным запасам и ценностям, в 24% – недвижимости. Лишь 6% банков в качестве обеспечения принимают остаток средств на расчетном счете и 11% гарантии другой фирмы или другого банка, ценные бумаги. [Агаян]

Риски кредитования малого бизнеса вызваны спецификой этого особого вида деятельности, что выражается в недостаточной информационной прозрачности данного сектора экономики.

Стремясь снизить свои риски, коммерческие банки зачастую закладывают завышенную ставку процента, для компенсации возможных потерь от неуплаты кредита.

Отсутствие действенного механизма реализа­ции государственных мер поддержки субъектов малого предпринимательства, трудности в одобрении кредитов, приобретении производственных помещений и ма­териальных ресурсов, неэффективность налого­вой системы ставят малые предприятия в неравные условия с крупными компаниями, что приводит к замедлению их роста и к ориентации в основном на торгово-закупочную и по­средническую деятельность.

Невы­сокая гарантийная и залоговая обеспеченность инвестиционных и инновационных проектов, слабое развитие страхования предприни­мательских рисков зачастую сильно снижают воз­можности кредитной поддержки малого бизнеса ввиду недостаточности их капиталов, которые во время кризиса имеют тенденцию к обесценению. Си­стема предоставления государственной финансовой поддерж­ки в виде гарантий, обеспечивающих часть креди­тов, находится лишь в начальной стадии. Необходимо устранение неблагоприятного положения малых организаций на рынке кредитных ресурсов на основе разработки диф­ференцированной государственной политики в области финансовой поддержки, создания ин­ститута кредитных гарантий на базе региональ­ных фондов поддержки малого бизнеса на усло­виях конкурсного отбора и долевого финанси­рования. Если кредитное учреждение не может предоставить ссуду на обычных условиях из-за недостаточного обеспечения или отсутствия по­ложительной кредитной истории у фирмы, то оно могло бы обратиться в соответствующий институт государственной финансовой поддер­жки с просьбой о получении обеспечения по кре­диту. Государственные гарантии на региональ­ном или муниципальном уровнях могли бы пре­доставляться на 70 - 80 % от суммы кредита. При этом фирма-заемщик остается ответствен­ной за эффективное использование ссуды и вос­становление полного долга в случае неудачи, в том числе и через процедуру банкротства пред­приятия. Фонды кредитного поручительства, инициаторами которых могут выступать органы местного самоуправления и объединения малых организаций, оказывали бы услуги частному сек­тору, предоставляя поручительства и гарантии погашения банковского кредита при использо­вании этих средств на финансирование иннова­ционных проектов.

5) Введение торгового сбора в 2015 году так же негативно сказывается на развитии малого бизнеса.

В силу сложившейся кризисной ситуации в экономике, падения покупательского спроса и роста операционных расходов уплата торгового сбора при одновременном сохранении бизнеса для многих субъектов малого предпринимательства не представляется возможной.

Выплата торгового сбора обязательна для всех предпринимателей оптовой и розничной торговли, использующих для своей деятельности объекты движимого и недвижимого имущества. Причем предприниматели обязаны выплачивать торговый сбор, даже если объект использовался один раз в квартал. Так же размер торгового сбора не зависит ни от количества реально проработанных бизнесом дней, ни от размера выручки. Еще большей проблемой торговый сбор будет для предпринимателей, торгующих сезонной продукцией ввиду непостоянности потока их дохода, который никак не повлияет на уплаченные суммы сбора.

6) Специальные налоговые режимы так же имеют негативные черты, которые отрицательно влияют на развитие малого бизнеса в России.

Важной проблемой применения специальных налоговых режимов является возможность утраты такого права. Это может произойти из-за множества разнообразных факторов, при создании филиала, превышении доли участия других организаций, превышении численности персонала или стоимости имущества. Все это заставляет малое предприятие ежемесячно учитывать десятки показателей, чтобы сохранить возможность применения льготной системы налогообложения. В случае утраты права применения специального режима необходимо восстановить данные бухгалтерского учета за весь период пребывания на специальном режиме.

Проблемой является и отсутствие обязанности уплачивать НДС, что может повлечь за собой потерю контрагентов-плательщиков НДС.

Отсутствие обязанности по уплате НДС —минус для их покупателей, применяющих общий режим, так как они теряют право на возмещение входного НДС. Такое право предоставляется лишь в случае, когда поставщик или подрядчик выставляет счет-фактуру с выделенным НДС. Малые предприятия, перешедшие на специальные налоговые режимы, счета-фактуры выписывать не должны.

Установление значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для расчета сумм ЕНВД законодательными органами муниципальных образований отрицательно влияет на его объективность. Из-за выбора различных правил расчета коэффициента К2 его значение может сильно разниться в муниципальных образованиях даже внутри одного региона.

Выполненный анализ соответственных муниципальных нормативных актов о введении ЕНВД на территориях муниципальных районов показал, что уровни коэффициентов К2 зачастую несвоевременно корректируются для учета условий осуществления хозяйственной деятельности в конкретном муниципальном образовании, а в ряде случаев необоснованно завышаются.

Так же в законодательстве о ЕНВД не всегда учитываются такие особенности деятельности индивидуальных предпринимателей, как осуществление деятельности самостоятельно либо с привлечением незначительного числа наемных рабочих, продолжительность их деятельности и периодичность её осуществления, а также вероятность временного прекращения деятельности. Не учитывается и то, что значительное количество индивидуальных предпринимателей занимаются мелким и малодоходным бизнесом и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям, использующим в своей деятельности труд наемных работников.

При выработке приципов и форм государственного регулирования малого бизнеса необходимо учитывать соци­ально-организационные различия в ряде малых предприятий, созданных различными группами населения: студентами, молодежью, лицами с инвалидностью, либо осуществля­ющих инновационные разработки, внедрение технологий ресурсе- и энергосбережения, реализующих свои товары и услуги на внешние рынки, и др. И если молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы, то его поддержка не должна ограничиваться только присвоением особого статуса - необходимы дополнительные ме­ры государственной финансовой помощи.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство как сфера хозяйственной деятельно­сти способно в силу наибольшей адаптивнос­ти, самоорганизации и саморазвития при правильной государственной политике регулирования и грамотной поддержке обеспечить наиболее динамичный со­циально-экономический эффект.


4. Опыт поддержки малого бизнеса в зарубежных странах

 

Субъекты малого предпринимательства выступают неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых государств. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства [4 ст. гос. рег. зар. оп].

В современный период в Европейском Союзе существует около 16 млн организаций, исключая сельскохозяйственный сектор. На них работает около 101 миллиона человек, при общей занятости в 150 миллионов. В государствах ЕС порядка 98 % коммерческих организаций имеют число занятых менее 250 чел. Более 90 % от всех фирм стран членов ЕС (т.е. порядка 14,5 млн единиц) относят к микропредприятиям, с числом рабочих не превышающим 10 человек.

Половину фирм в ЕС можно отнести к так называемым «one-men businesses», на которых работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43 % предприятий имеют число работающих не более 10 человек. В совокупности данные очень маленькие предприятия обеспечивают треть рабочих мест в странах ЕС и дают четверть совокупного оборота. Сфера деятельности этих фирм – строительство, торговля, бизнес-услуги.

Более 70 % этих предприятий заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн предприятий имеют число работающих от 10 до 249 чел. Данные фирмы относятся к группе малого и среднего бизнеса. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40 % от суммарного оборота. Около 1 млн предприятий относятся к категории малых (10-49 чел. работающих). Они предоставляют около 119 млн рабочих мест. В среднем, на таких предприятиях занято около 20 чел. Более половины занятых на малых предприятиях работают в сфере торговли и услуг. Остальные работают в строительстве и в отраслях промышленности.

Малые предприятия присутствуют во всех секторах экономики. Средний бизнес – в обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах. Эффективное развитие малого бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Крупный бизнес в основном ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия эффективно работают на небольших рыночных сегментах, придавая экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Глобальные сдвиги в потребительских потребностях, технологиях, менеджменте, финансовых рынках создают малому бизнесу преимущество над крупными фирмами [5 тж чтои 4]. Их гибкие управленческие структуры, наряду с аккумуляцией прав принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые предоставляют изменения рыночной конъюнктуры. Социальное поведение представителей малого бизнеса основано на прямой зависимости от частных и национальных интересов и из-за этого заставляет их усиливать связи со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

Если сравнивать уровень развития малого бизнеса в России с промышленно развитыми странами, то он явно недостаточен. На 1000 граждан России приходится лишь 6 малых предприятий, а в странах – членах ЕС – не менее 30. Во всей Российской Федерации только Москва и Санкт-Петербург по этому показателю приблизились к уровню Западной Европы.

На 1000 жителей Российских столиц приходится 20 и 23 малых предприятия соответственно. Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет менее трети %, тогда как в странах ЕС этот показатель приближается к 90 %.

В России число занятых на малых предприятиях составляет около 10 % от всех занятых в экономике. В государствах ЕС этот показатель для сектора малого и среднего бизнеса составляет около 65 %.

Масштабы, формы и механизмы государственного регулирования малого бизнеса в частности, как и экономики в целом, в значительной мере определяются национальными особенностями, традициями, уровнем экономического развития страны, её местом в мировой экономике и прочими обстоятельствами. Изучение и последующее внедрение зарубежного опыта необходимо, чтобы не совершать ошибки и ускорить процесс развития рыночных отношений.

В сфере регулирования деятельности малого бизнеса можно выделить ряд главных тенденций, которые наблюдаются в экономически развитых странах.

Это, во-первых, уменьшение административного гнета на малый бизнес, предоставление ему большей экономической свободы. В то же время государственная политика нацелена на помощь наиболее приоритетным секторам экономики.

В США сокращение государственного вмешательства привело к значительному росту количества малых фирм при использовании мер по их поддержке. Процедура создания нового предприятия максимально проста и оперативна. Для этого требуется лишь один день, при необходимости уплатить от 5 до 10 долл.

Во Французской Республике на государственном уровне в ведении премьер-министра работает Комиссия по выработке проектов законов, упрощающих создание и регистрацию малых и средних предприятий.

В Австралии введена в действие система, сдерживающая принятие нормативных актов, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию и обусловливающая излишние административные издержки. Задачей преобразования системы регулирования малого бизнеса– увеличение эффективности экономической системы с точки зрения конечных потребителей товаров, работ и услуг. Главным методом достижения данной цели было определено повышение ответственности бизнеса за развитие соответствующих отраслей путем саморегулирования.

В Федеративной Республике Германия государство имеет право вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в достаточной мере приспособиться к изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям или устранить негативные черты экономического развития. Особую роль при этом играет принцип соответствия вмешательства государства правилам рыночной экономики, смысл которого состоит в создании справедливых условий и развития конкуренции. Данные усилия нацелены на создание и сохранение как можно большего числа динамично развивающихся малых фирм. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке. Здесь приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом государство не имеет права сдерживать в среднесрочной и долгосрочной перспективе естественные изменения рыночных условий.

Главные регулирующие функции германского государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране. Они включают основополагающие права на свободу хозяйственной деятельности. То же можно сказать и о частной собственности, праве распоряжения ею, прежде всего производственными фондами. Закреплены на уровне нормативных актов принципы самостоятельного предпринимательства.

Второе направление государственного регулирования малого предпринимательства – его разнообразная поддержка.

Налоговое стимулирование как метод поощрения инновационной деятельности в приоритетных отраслях экономики широко используется в европейских странах. Финансовая помощь субъектам малого предпринимательства оказывается в форме субсидий, гарантированных займов и льготных кредитов.

Опыт Франции специфичен стимулированием перемещения предприятий в слабо развитые регионы страны. Для этого малые фирмы получают целевые кредиты на капитальную перестройку производства.

Соединенные Штаты Америки имеют большой опыт применения «инкубаторов бизнеса», для содействия в создании новых организаций. Они развиваются за счет субсидий федерального правительства; финансов, выделяемых от правительства штатов, городских властей; средств крупных промышленных предприятий, а также за счет процентов от продаж, вышедших из «инкубаторов» и эффективно функционирующих фирм.

Сейчас в Америке увеличиваются масштабы строительство технопарков. Главную роль здесь выполняют муниципальные власти, которые создают производственную площадку со всей инфраструктурой, в последующем они за умеренную цену предоставляют её субъектам малого бизнеса, которые используют её для разнообразных производств.

Зарубежный опыт говорит о том, что политика государственного регулирования малого бизнеса дает положительный результат, если отвечает интересам всего общества, а не отдельных социальных страт.

В Австралии в 1996-2000 гг. был создан ряд рабочих групп, которые проводили исследования эффективности государственного регулирования, квазирегулирования и саморегулирования, после чего вырабатывали рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих инструментов. Под саморегулированием понималось установление конкретных нормативов и их применение самим бизнесом без вмешательств со стороны государства; квазирегулирование или совместное регулирование заключается в допущении некоторого участия государства в обеспечении соблюдения правил, выработанных самим бизнесом; и собственно государственное регулирование – это разработка императивных нормативных актов, контроль за выполнением которых осуществляет специально назначенный властный орган.

Если была доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность саморегулирования, затем квазирегулирования и лишь в крайнем случае – прямого государственного вмешательства.

В Германии и Франции государственное регулирование субъектов малого предпринимательства стало одним из методов системных реформ, развития предпринимательства и недопущения падения рентабельности фирм в условиях экономического кризиса.

Совершенствование государственного регулирования является основным вопросом экономического развития Южной Кореи. Включенность государства в экономическую систему столь сильна, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей экономики. Постепенно роль государства изменяется в направлении от контрольно-руководящей до вспомогательной, нацеленной на создание гарантий для экономического роста, справедливого и эффективного распределения ответственности между центральными и территориальными органами управления. Создается модель грамотного сочетания рынка с системой косвенного государственного регулирования.

В ряде государств существуют ассоциации малого и среднего бизнеса, на которые возлагается роль посредника во взаимоотношениях бизнеса и государства. Данные ассоциации могут брать на себя часть регулирующих функций. При этом эффективное саморегулирование предполагает наличие кодекса поведения, механизмов его защиты, эффективной системы разрешения споров. Главным мотиватором выработки схем саморегулирования выступает получение дополнительной прибыли участниками таких схем (за счет конкурентных преимуществ, преодоления «провалов» рынка и т.п.). Так же часть схем саморегулирования вводится в ответ на чрезмерное государственное вмешательство.

Кроме «чистого» саморегулирования выделяют варианты смешанного регулирования, предполагающие совместную ответственность бизнеса и власти.

Можно говорить о том, что при общей нацеленности на уменьшение государственного воздействия на малый бизнес, предоставления ему большей самостоятельности в экономически-развитых странах государство не самоустраняется от регулирования важнейших социально-экономических процессов, а совершенствует его. В западных государствах ведется поддержка важнейших направлений, предоставление регулирующих функций на уровень самих предпринимателей, развитие институтов своевременного разрешения конфликтов как в предпринимательской среде, так и во взаимоотношениях с властью и клиентами. Необходимо отметить, что из-за значимых национальных различий и специфики местных условий опыт развитых стран не во всем одинаков.

 

5. Направления развития государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства

 

В условиях рыночной экономики именно финансовое благополучие предприятий рассматривается государством как основная предпосылка экономического процветания страны в целом или отдельного региона. Данный подход основывается на том, что малое предприятие на региональном или общенациональном рынке труда выступает как работодатели и источник финансовых ресурсов для большинства трудоспособного населения.

 

Обобщение результатов анализа государственной финансовой поддержки позволило выделить ключевые факторы, которые негативно влияют на развитии малого предпринимательства:

1) Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования субъектов малого предпринимательства [24, С.33].

Проведенные исследования позволяют констатировать, что данная проблема остается наиболее значимой для развития сектора малого бизнеса в России.

С одной стороны, отмечается упрощение налогообложения для компаний, в частности, упрощение процедуры соответствия для налога на добавленную стоимость, упрощение процедур в связи с использованием программного обеспечения для учетной политики налогообложения и электронных сервисов. С точки зрения простоты уплаты налогов наблюдается значительное улучшение. Количество годовых платежей для субъектов малого предпринимательства с 2006 года сократилось с 12 до 7, среднее затраченное время в часах в год снизилось с 448 до 177, а общая налоговая ставка в процентах от прибыли снизилась с 60% до 54,1%.

С другой стороны, в 2013–2015 годах были введены в действие нормативные правовые акты, ухудшившие финансовые условия развития малого бизнеса:

- Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» с 1 января 2013 года был увеличен фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в два раза (результатом данного решения стало значительное сокращение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 году);

- Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, перешедших на применение УСН и ЕНВД, вводится обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (введение в действие повлечет за собой потенциальный рост налоговой нагрузки для 90% от числа микропредприятий в стране).

Несмотря на то, что в 2014 году подход к расчету фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей был изменен, этот пример характеризует проблему отсутствия стабильности законодательства в сфере обязательных платежей. Многие предприниматели отмечают, что бизнес-планирование значительно осложняется с учетом невозможности прогнозирования изменения мер государственной фискальной политики даже в краткосрочной перспективе.

В итоге данная ситуация приводит к увеличению занятости в неформальном секторе экономики. По оценке Росстата, с января по июнь 2015 года численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 13%, а всего в 2015 году в неформальном секторе было занято 14,7 млн. человек, или 19,4% от общей численности экономически активного населения. Высокий уровень занятых в неформальном секторе подтверждается исследованиями ОЭСР и Международной организации труда (МОТ).

Меры государственной политики для снижения негативного влияния данного фактора должны концентрироваться на проведении объективной оценки регулирующего воздействия при принятии актов в данной сфере, корректировке нормативных правовых актов, вводящих дополнительную финансовую нагрузку на субъектов МСП, а также введении механизмов, гарантирующих стабильные условия развития сектора (мораторий на изменения, введение налоговых каникул и др.).

2) Проблемы доступа к источникам финансирования [22, С.75].

Несмотря на целый ряд программ финансовой поддержки предприятий сектора малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России, институтами развития и другими структурами, ситуация с доступом к финансовым ресурсам для малых предприятий остается сложной.

В качестве основных проблем по-прежнему называются:

- высокая стоимость финансовых ресурсов;

- недостаток долгосрочных инвестиционных средств;

- жесткие требования к заемщику, длительные сроки рассмотрения заявок.

Данная ситуация во многом является следствием общей ситуации на финансовых рынках. Кредитные организации ограничены в своих возможностях (например, из-за ограничений для коммерческих банков по рискам со стороны Центрального Банка России).

В этих условиях меры государственной политики для снижения негативного влияния данного фактора должны концентрироваться на реализации мероприятий по финансовой поддержке предприятий сектора малого предпринимательства, которые могут дать мультипликативный эффект. При этом необходимо продолжать развивать такие механизмы, как микрофинансирование, факторинг, лизинг.

Увеличение объемов кредитования малого и среднего бизнеса, можно произвести с помощью различных программ кредитования, например чтобы банк и крупная организации проводили совместное кредитование или таких специальных программ, которые бы позволили банкам снижать свои процентные ставки, а благодаря этому предприятия могли бы увеличивать объемы продаж, что способствовало бы меньшему риску невозвратности[45,c.85].

В пределах таких программ требуется создавать все условия для того, чтобы производители могли приобретать в кредит оборудования, мебель и другое. Величина процентной ставки может зависеть от срока кредита и суммы первоначального взноса. С целью увеличения спроса на продажи своей продукции, компания-продавец будет оплачивать часть процента по кредиту. Также у компаний часто есть возможность устанавливать скидки на свою продукцию, которые помогут им снизить процентную ставку по кредиту. Данная программа будет строиться на взаимовыгодном сотрудничестве, т.е. компания увеличивает объем своих продажи, за счет прибыли покрывает свои убытки (то, что компания отдает в виде скидки), а банк в свою очередь получает новых клиентов для кредитования.

Для того чтобы у малого и среднего предпринимательства был доступ к кредитным ресурсам, такие предложения и рекомендации отлично подходят, они будут способствовать развитию малого бизнеса, а это будет помогать задачам ускоренного развития страны.

Осуществление государством кредитных гарантий в нашей стране еще пока не особо развито. Но для компенсации процентных ставок по кредитам выделяются средства из бюджетов различных уровней. Помощь по процентным ставкам, с одной стороны позволяет предпринимателям снизить свои расходы, с другой стороны банкам это тоже выгодно, так как они получают компенсацию по рискам, которые берут на себя при кредитовании малого и среднего бизнеса.

В пределах таких региональных программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляются различные планы субсидирования процентной ставки по кредитам, которые предоставляются малому бизнесу. Главные предприятия и отрасли, которые нуждаются в финансировании, обычно определяются местной администрацией.

Несмотря на то, что именно государство должно ставить условия для кредитования малого и среднего бизнеса, под формирование системы гарантий, его участие на данном рынке по поддержке кредитования малого предпринимательства очень мало – менее 1,5% кредитов выдается под государственные гарантии.

Из-за того, что малый и средний бизнес в России является одним из самых рискованных вариантов финансовых вложений, необходимость создания гарантийных систем растет. Малое и среднее предпринимательство не может никак создаваться или тем более развиваться без финансирования. Получается, что оно не имеет возможности ни получить его, ни, как это случается часто, вернуть. Причиной обычно является: отсутствие ликвидного обеспечения под банковский кредит, неимение стартового капитала, ну и как обычно, это высокие процентные ставки.

Решением данной проблемы будет способствовать создание гарантийных механизмов, которые смогут обеспечить финансирование предпринимательских проектов, программ, определенные льготы, например компенсацию потерянных финансовых средств, при каких то неудачах в ходе реализации.

Таблица 12- Критерии работы гарантийной системы.

Задачи Пути решения
Создание максимально выгодных условий доступа малых предприятий к финансовым ресурсам Предоставление минимально возможной ставки за кредит для конечного заемщика – малого предпринимателя
Привлечение к финансированию малых предприятий максимально возможных средств банков, предприятий, других финансовых учреждений Предложить наиболее выгодные условия финансирования для малого бизнеса
Минимизация рисков невозвратов кредитно-гарантийных ресурсов для государственного инвестора и банков Страхование рисков

 

Таким образом, получается, что для развития малого и среднего бизнеса общими перспективами государственной поддержки должно стать:

• разумная законодательная база и налогообложение на со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: