Малевич К.С. - российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемого супрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 - 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В. В. Кандинского и др.
Малевич много работал над полотнами новой живописной системы, названной им «супрематизм» («Черный квадрат», 1913), принципы которой были изложены им в брошюре-манифесте «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» После Февральской революции 1917 г. Малевич был избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля. После Октябрьской революции создал декорации и костюмы для постановки «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского, написал теоретическую работу «О новых системах в искусстве», вместе с Шагалом в Витебске руководил мастерской в Народной художественной школе, участвовал в выставках. В 1922 закончил рукопись «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», изданную в 1962 на немецком языке. С 1922 Малевич преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров. В 1923 был назначен директором института исследований культуры современного искусства.В конце 1920-х годов Малевич писал в письме к художнику К.Рождественскому: «Стоит беспредметное искусство без окон и дверей, как чистое ощущение, в котором жизнь как бездомный бродяга, хочет переночевать, требует открытия отверстий». В творчестве художника в этот период возникает поворот в сторону предметной живописи. Он впускает жизнь в свою беспредметную вселенную, но на особых условиях. «Девушка с гребнем в волосах» не столько реальный портрет конкретной модели, сколько некий собирательный образ, словно сконструированный из геометрических форм, окрашенных в узнаваемые цвета его супрематических композиций. Еще в начале 1920-х годов мастер делал эскизы супрематического платья, а в начале 1930-х он надевает такие платья на свои модели. Художника по-прежнему не интересует рассказ о конкретных событиях и людях, он ищет новую пластическую формулу – «супрематизм в контуре человеческой фигуры».
|
В 1926, после погромной статьи в «Ленинградской правде», институт был ликвидирован, а Малевич уволен. В 1927 Малевич экспонировал свои картины в Берлине. В 1928 - 1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 состоялась его персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. В 1930 его работы были выставлены в Австрии и Германии; он прочел курс лекций по теории живописи в Доме искусств Ленинграда. Осенью 1930 Малевич был арестован ОГПУ, но вначале декабря был освобожден. В 1931 делал росписи в Красном театре Ленинграда. В 1932 стал руководителем экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее, участвовал в выставках. Умер после тяжелой болезни.
|
«Черный квадрат»: торжество философии над искусством
На самом деле Черный квадрат, ни черный и не квадрат.
У прямоугольника нет параллельных сторон и прямых углов, а темный цвет — результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Как видите, противоречивость картины «читается» уже в самом названии, ведь «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный.
Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.
«Первый — это черный органический пигмент, но не сажа, а жженая кость, второй — это черный железосодержащий пигмент типа черной охры, и, что самое интересное, там есть арсенид меди — это очень темный пигмент, но темно-зеленый. Есть в этом составе и мел», — пояснила TANR заместитель заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидат химических наук Елена Любавская.
По ее словам, находки подтверждают мнение одних искусствоведов о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали другие.
«Такую смесь он не мог купить в магазине. Надо было взять эти пигменты в той или иной пропорции, проэкспериментировать, добиться нужного эффекта, который мы видим на картине: глубокое, матовое, без блеска изображение. Очевидно, он добивался эффекта провала, поглощающего свет. Сказать точно, что у него было в голове, сейчас невозможно. Но то, что это выполнено технологически сложно и продуманно, — бесспорно», — сказала Любавская.
|
Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.
Философское продолжение неудавшейся шутки
Любопытно, что больше чем за 20 лет до появления «Черного квадрата», в 1893 году, французский журналист Альфонс Алле, славящийся своим черным юмором, написал похожую картину — «Битва негров в глубокой пещере темной ночью». Ни оригинальная идея, ни ироничное название не обеспечили «шедевру» коммерческого успеха. А наполненный философским смыслом «Черный квадрат» взбудоражил умы и стал столь востребованным, что автор лично «размножил» его, создав несколько (предположительно 4 или 7) авторских копий.
Изначально «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» и был составляющей триптиха (наряду с «Черным кругом» и «Черным крестом»), написанного в числе многих других супрематических полотен перед выставкой «0,10». Выразительность «Квадрата» оказалась столь впечатляющей, что ему отвели почетное место «иконы» — главной картины выставки.
Как сказал сам Малевич, своим квадратом он «свел всё в нуль». Та простота, с которой можно выразить пропасть между старым и новым, границу между жизнью и смертью, стремления всех и вся к нулю, оказалась пугающей. Многие по сей день видят в «Черном квадрате» зловещую тайну абсолютного нуля.
В древнейших индийских Упанишадах черное понимается как сверх-белое, то есть ослепительный свет, лишающий человека зрения.
Та же мысль о сверхсветлом мраке встречается у Платона. Этот невидимый глазом свет, тождественный мраку, — не что иное, как Бог, непознаваемый в своей сущности.
Тайный смысл, вложенный в «Черный квадрат» Малевич излагает в своем сочинении «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой»: «Нет ни одной иконы, где бы изображен был бы нуль. Сущность Бога — нуль благ, и в этом в то же время и благо» Другими словами Бог у Малевича — начало, которое само себя превращает в собственную противоположность, чтобы стать нулем, нулем покоя. Поэтому он и заговорил о черном квадрате, нулевой форме, как иконе своего времени.
Малевич, исходя из библейского креационизма, сотворения мира, формулирует главные принципы своего мировоззрения — движение и покой: «Бог — покой, покой — совершенство, достигнуто все, окончена постройка миров, установлено в вечности движение. Движется его творческая мысль, сам же он освободился от безумия, ибо больше не творит»; т.е. «Бог задумал построить мир, чтобы освободиться навсегда от него, стать свободным, принять в себя полное «ничто» или вечный покой как немыслящее больше существо, ибо не о чем больше мыслить, все совершенно».
«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы!
Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас». К.С. Малевич
Известный русский философ Н. Бердяев высказал мысль о том, что характерной чертой человеческой культуры является то, что достигая совершенства, она несет в себе одновременно и тенденцию к упадку, истощению. «Культура постепенно отделяется от своего жизненного, бытийственного источника и на вершине своей она противополагает себя жизни, бытию.»
История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.