салят аль-'аср — обязательная послеполуденная молитва. салят аз-зухр — обязательная полуденная молитва.
салят аль-'иша' — обязательная вечерняя молитва.
салят аль-магриб — обязательная закатная молитва.
салят аль-фаджр — обязательная утренняя молитва
саляф (букв. — 'предки; предшественники') — общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама призывали людей ориентироваться на образ жизни и религиозную практику членов первой мусульманской общины, праведных предшественников (ас-саляф ас-салихун), и рассматривали как предосудительные новшества (бид'а) все позднейшие нововведения, не согласовывавшиеся с установлениями Корана и не подтверждавшиеся сунной.
сахаба — (синоним асхаб) — сподвижники пророка Сподвижниками называли таких людей, которые встречались с пророком и умерли в исламе
сивак — зубочистка, которой может быть всё, что позволяется использовать для очищения полости рта. Зубочистки часто делались из корней или ветвей арака (Salvadora persica).
сига — брачный договор
суджуд — земной поклон.
суджуд ас-сахв — совершение двух земных поклонов до или после произнесения таслима в случае ошибки при совершении молитвы или несовершения одного из её столпов (рукн) или обязательных элементов (ваджиб) в качестве искупления за проявление невнимательности.
суджуд ат-тилява — земной поклон, который следует совершать при чтении тех аятов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его; имеются в виду следующие аяты: 7:206; 13:15; 16:50; 17:109; 19:58; 22:18; 25:60; 27:26; 32:15; 38:24; 41:38; 53:62; 84:21; 96:19.
сунйа — заключение такого договора о торговой сделке, в котором имеются какие-либо неясные пункты, например, когда в нём записано: «Такой-то продал такому- то деревья, за исключением некоторой их части»
|
сунна — обычай; пример; путь. Имеется в виду пример жизни пророка Мухаммада как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна представляет собой совокупность сообщений (хадисов) о поступках (фи'ль) пророка , его высказываниях (кауль), его качествах (сыфат) и невысказанном одобрении (такрир) поступков или слов других людей.
сунна му'аккада — подтверждённая сунна (синонимы: суннат аль-худа; сунна ратиба). Так именуется всё, что пророк совершал неуклонно,
сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.
сутра — любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети. Такой предмет, например, палка, которую втыкают в землю, указывает направление киблы и служит предостережением о том, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну
сухур — период времени незадолго до рассвета, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня могут принимать пищу во время рамадана; это время является наиболее предпочтительным для приёма пищи.
Сырат — мост, который будет воздвигнут над Адом. В День воскресения по этому мосту предстоит пройти каждому человеку. Кроме того, это слово более сорока раз встречается в Коране в значении 'прямой путь' (ас-сырат аль-мустаким).
|
сыфат — атрибуты; качества.
та'аввуз — обращение к Аллаху с мольбами о защите от шайтана во время молитвы после ду'а аль- истифтах, когда молящемуся следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана» — А'узу би-Аляхи мин аш-шайтани р-раджим.
Таба — один из многочисленных эпитетов Медины. Корень этого слова (та-йа-ба) передаёт значения 'быть хорошим; нравиться! таби'и — последователь; последователями (таби'уна) называли таких людей, которые встречались со сподвижниками пророка и умерли в исламе.
таваррук — название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов второго ташах- худа он сидит левой ягодицей на полу, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально
таваф — обход Каабы.
таваф аль-ифада — обход Каабы, который паломники совершают в 10-й день месяца зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины.
таваф аль-вада' или таваф ас-садр — прощальный обход Каабы, который паломники совершают перед отъездом из Мекки домой. тагут — любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово используется для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению.
та'зир — назидательное наказание, которое налагается за всевозможные мелкие проступки
таяммум — очищение песком, пылью или чистой землёй, совершение которого допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой. Осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу, такбир — произнесение молитвенной формулы «Аллах велик». такбират аль-ихрам или тахрима — произнесение слов «Аллаху акбар» в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву, который поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей, как это принято в ханафитском мазхабе. такбират ат-ташрик — произнесение слов Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Алах; Аллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли- Лляхи лъ-хамд» — 'Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик, Аллах велик, и хвала Аллаху. Эти слова желательно произносить после каждой молитвы в день стояния на 'Арафате, в день жертвоприношения, а также в течение трёх дней ташрика.
|
таква — благочестие,
богобоязненность
такфир — обвинение в неверии. таляк — развод
тальбия — особая формула, которую после вхождения в состояние ихрама начинает произносить паломник по достижении миката. Человек, который намеревается совершить 'умру или хаджж, должен произносить общие для обоих случаев слова: «Ляббай-ка, Аллахумма, ляббай-ка, ляббай-ка, ля шарика ля-ка, ляббай-ка; инна ль- хамда, ва-н-ни'мата ля-ка ва-ль- мулька, ля шарика ля-ка» ('Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; хвала Тебе, поистине, милость и владычество принадлежат Тебе, и нет у Тебя сотоварища'). Однако помимо этого паломник, совершающий 'умру, должен сказать «Аллахумма, ляббай- ка 'умратан» ('О Аллах, вот я перед Тобой, [и я намереваюсь совершить] 'умру'); тому же, кто совершает хаджж, следует говорить: «Аллахумма, ляббай-ка хадж- жан» ('О Аллах, вот я перед Тобой, [и я намереваюсь совершить] хаджж').
танзиль — ниспослание откровения свыше.
тарджи' — по мнению факихов шафиитского мазхаба, после того как муаззин четырежды громко скажет «Аллаху акбар», ему следует произнести слова «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха», так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Произнесение этих слов и именуется тарджи'. Маликиты считают, что эти слова следует произносить громко, тогда как ханафиты и хан- балиты вообще отрицают необходимость этого.
тартйль — чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы.
тасбйх — произнесение слов «Субхана Ллах» — 'Слава Аллаху! Так же именуется произнесение слов «Субхана Раббийа ль-'Азым» — 'Слава моему Великому Господу' — во время поясного поклона (руку') и произнесение слов «Субхана Раббийа ль-А'ля» — 'Слава моему Высочайшему Господу' — во время земного поклона (саджда).
тасвйб — двукратное произнесение муэззином слов «Ас-саляту хайрун мин ан-наум» — 'Молитва лучше сна' — перед утренней молитвой после слов «Спешите к спасению».
таслйм — завершающий обязательный элемент (рукн) молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося слова «Ас-саляму 'алей-кум ва рахмату Алах» — 'Мир вам и милость Аллаха! Согласно сунне, эти же слова следует произнести, повернувшись налево.
тасмй' — произнесение имамом вслух слов «Сами'а Алаху ли-ман хамида-ху» — 'Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу' — во время молитвы при выпрямлении после поясного поклона
таухйд — единобожие
тафсйр — толкование Корана, тахаджжуд — добровольная ночная молитва, совершаемая в любое время между обязательными вечерней ('иша) и утренней (фаджр) молитвами.
тахаллюль авваль— совершение двух из трёх нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-'акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в 10-й день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трёх вышеупомянутых обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать всё, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений. тахара — очищение; состояние ритуальной чистоты, являющееся обязательным условием действительности молитвы.
тахлйль — произнесение слов «Ля иляха илля Алах» — 'Нет бога, кроме Аллаха!
тахмйд — произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» — 'Хвала Аллаху!
тахнйк — так называется практикующееся по примеру пророка , разжёвывание финика, когда немного образовавшейся кашицы кладут в рот младенцу и смазывают ему этой кашицей нёбо. После тах- ника новорожденному читают на ухо слова азана, а потом дают имя. тахрима — см. такбират
аль-ихрам.
ташаххуд — слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак'атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима. Человек, произносящий слова ташаххуда, должен сказать: «Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник» — Ат- тахиййату ли-Аляхи, ва-с-саля- вату ва-т-таййибату; ас-саляму 'алей-ка, аййу-ха н-набиййу, ва рах- мату Алахи ва баракяту-ху, ас- саляму 'алей-на ва 'аля 'ибади Аляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Алаху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху. Есть и другие формы ташаххуда, после которого перед завершением молитвы следует призвать благословения[720] на пророка , говоря: «О Аллах, благослови (салли) Мухаммада и род Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и род Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благословляй (барик) Мухаммада и род Мухаммада, как благословлял Ты Ибрахима и род Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» — Аллахумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин ка-ма саллейта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-ка Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин ка-ма баракта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-ка Хамидун, Мад- Жид — или: «О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты род Ибрахима, и благословляй Мухаммада, его жён и его потомство, как благословлял Ты род Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» — Аллахумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя- ма салляйта 'аля али Ибрахима ва барик 'аля Мухаммадин ва 'аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя- ма баракта 'аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид.
ташмйт — благопожелание чихнувшему. Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Аль-хамду ли-Алях» — 'Хвала Аллаху' — следует сказать: «Йархаму-ка Алах» — 'Да помилует тебя Аллах!
укия — мера веса. Одна каноническая укия = 40 дирхемам = 118,8 г.
улемы — калька арабского слова 'уляма' (мн. ч. от 'алим — 'учёный; знаток'). Слово улемы традиционно используется в русском языке для обозначения мусульманских учёных, являющихся знатоками богословия, сунны, фикха, хадисов и прочих шариатских наук.
умм аль-му'миннн — 'мать правоверных' — почётный эпитет жён пророка
'умра — добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.
'умра — такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. 'Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком , если только условие о возвращении не оговаривается при дарении.
фай' — всё, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём. Таким имуществом пророк мог распоряжаться по своему усмотрению
факйх — законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам. фара'ид — доли наследства
близких родственников покойного, размеры которых определены в Коране
фарак — мера объёма, равная трём са'.
фард — обязательное.
фард 'айн — всеобщая и безусловная обязанность.
фард кифайа — обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины
фарсах — мера длины, которая, по разным оценкам, составляет от 5 040 до 6 000 м.
фётва — решение по религиозно- юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.
«Аль-Фатиха» — первая сура Корана.
фахиш — человек, который
говорит нечто непристойное,
фйдья — искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определённых обстоятельств
фикх — мусульманское право в широком смысле слова; исламский комплекс религиозных и социальных норм.
Фирдаус — центральная и высшая
часть Рая.
фйтна — смута; искушение; соблазн; заблуждение; испытание.
фйтра — врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо. Фитра в отношении религии — ислам.
хадас — малое осквернение (см. также джанаба). Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи (кала) или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений, соприкосновения с чем- либо нечистым и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения (вуду).
хадд — (мн. ч. худуд — границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом; наказания, налагаемые за преступления, указания на которые имеются в Коране и сунне. Применение таких наказаний, которые не могут отменяться ни при каких обстоятельствах, является прерогативой мусульманского правителя
хаджж — большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджжа было вменено в обязанность в 9 г. х.
хаджж аль-ифрад (от афрада — 'отделять; выделять') — совершение одного только хаджжа без совершения 'умры. Входя в состояние ихрама в микате, человек, который хочет совершить такой хаджж, произносит слова «Ляббай-ка, Аллахумма, би- хиджжатин» — 'Вот я перед Тобой, о Аллах, [и я намереваюсь совершить] хаджж! Действия паломника, совершающего хаджж аль-ифрад, подобны действиям того, кто совершает хаджж аль-киран, если не считать того, что паломник, совершающий хаджж аль-киран, по возможности, обязан принести в жертву скот.
хаджж аль-киран — (от карана — 'соединяться; сочетаться') — совершение хаджжа и 'умры, когда человек, входящий в состояние ихрама произносит слова «Ляб- бай-ка, Аллахумма, би-хиджжа- тин ва 'умратин» — 'Вот я перед Тобой, о Аллах, [и я намереваюсь совершить] хаджж и 'умру' После этого он отправляется в Мекку и совершает обряды 'умры, а потом дожидается времени совершения хаджжа, то есть 8-го дня месяца зу- ль-хиджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам. По завершении обрядов хаджжа паломник совершает жертвоприношение, если имеет такую возможность.
хаджж мабрур — безупречный хаджж, или же хаджж, принятый Аллахом. Так именуется паломничество, во время которого человек придерживался всех установленных правил и не совершил ни одного греха. Необходимым условием является также совершение хаджжа на деньги, приобретённые дозволенным образом.
хаджж ат-таматту' (от таматта'а — 'наслаждаться; пользоваться') — совмещение большого (хаджж) и малого ('умра) паломничества тем, кто хочет совершить 'умру в один из месяцев хаджжа. Достигнув миката, паломник входит в состояние ихрама и произносит слова «Ляббай-ка, Аллахумма, би-'умратин» —'Вот я перед Тобой, о Аллах, (и я намереваюсь совершить] 'умру' — после чего отправляется в Мекку, совершает обряды 'умры и полностью выходит из состояния ихрама, что позволяет ему наслаждаться всем, что дозволено каждому мусульманину в обычных условиях. В 8-й день месяца зу- ль-хиджжа паломник снова входит в состояние ихрама для совершения обрядов хаджжа, по завершении которых приносит жертву, если имеет такую возможность. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение хаджж ат-таматту' не допускается
хадйс — передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк . хадис кудси — хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила а иногда — через внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он выберет. Хадис кудси отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого в большинствеслучаев он возводится к Аллаху, но может возводиться и к пророку , поскольку это он передаёт его от Аллаха.
Приводимое выше определение показывает, что хадис кудси отличается от Священного Корана:
а) в отличие от хадиса кудси, Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу;
б) молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение хадиса кудси делает её недействительной;
в) человек, не признающий Корана, является неверным (кафир), тогда как тот, кто не признаёт какой- либо из хадисов кудси, является нечестивцем (фасик);
г) как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз хадиса кудси, то они являются словами посланника Аллаха , но смысл его есть откровение от Аллаха;
д) в отличие от хадиса кудси, аяты Корана передавать по смыслу на языке оригинала нельзя;
е) к Священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты (тахара), тогда как в отношении хадиса кудси это необходимым условием не является;
ж) человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а хадис кудси такому человеку можно и читать, и носить;
з) тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха,
в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается хадиса кудси, то за одно только его чтение человеку награда не полагается;
и) в отличие от хадиса кудси, продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран, по мнению некоторых учёных, нельзя продавать (как считает имам Ахмад), или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).
Насчитывается более ста хадисов кудси (аль-ахадис аль-кудсийа), именуемых также «божественными хадисами» (аль-ахадис аль-иляхийа). хадй — скот, который приносят в жертву паломники, пригоняющие его с собой в Мекку.
хайа — стыдливость; застенчивость; скромность.
хайр — благо.
хакк — истина.
халиль — это слово используется для обозначения того, по отношению к кому кто-либо испытывает более высокое чувство, чем чувство любви в обычном смысле слова. Так, например, пророк Ибрахим именуется в Коране халилю Аллах, что же касается пророка Мухаммеда , то словом халиль он называл только Аллаха,
халяль — дозволенное
ханйф — человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим.
харадж — поземельный налог.
харам — запретное.
ха'рам — священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.
хариджиты — (мн. ч. хаваридж) — последователи самой ранней религиозно-политической группировки в исламе, положившие начало расколу среди мусульман. В середине мая 657 г. между сторонниками 'Али ибн Абу Талиба и сирийскими войсками Му'авии ибн Абу Суфьяна началось затяжное сражение близ урочища Сыф- фин на юге Ирака. Решающая битва началась 19 июля и продолжалась девять дней. 'Али был ближе к победе, но согласился на переговоры, как и на то, чтобы все спорные вопросы были решены с помощью третейского суда. С этим не согласилась значительная часть войска 'Али. На подходе к Куфе около 12 тысяч человек отделились от него, остановились в селении Харура в 3 километрах от Куфы и провозгласили войну до победного конца. Эта группа стала именоваться харуритами, но в дальнейшем их последователей чаще называли хариджитами, от глагола хараджа — 'выйти (из повиновения), восстать! В июле 658 г. между хариджитами и силами 'Али произошло сражение при Нахра- ване, городе, расположенном недалеко от Сиффина. В этом сражении хариджиты бы наголову разбиты, но история хариджитского движения на этом не закончилась. Представители этого движения отличались крайней фанатичностью. По многим вопросам мусульманской догматики хариджиты противостояли суннитам.
Хасба — название места вне пределов Мекки, где собираются паломники после завершения всех обрядов хаджжа. Это место называют также Абтах и Мухассаб.
Аль-Хатым — полукруглая невысокая стена, ограждающая непокрытую крышей часть Каабы и расположенная в непосредственной близости от её северо-западной стены, но не соединяющаяся с ней.
хауд — водоём пророка , куда впадает райская река Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.
Аль-Хиджр — огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.
х'иджра — так именуется не только переселение пророка и мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.
хйкма — мудрость; смысл.
хйтба — сватовство.
хубб — любовь.
Худайбия — местность на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусульманам, которые намеревались совершить 'умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впервые были признаны равноправной договаривающейся стороной. После заключения перемирия пророк обрил себе голову и принёс в жертву скот.
хукм (мн. ч. ахкам) — многозначный термин, который может означать 'решение Аллаха! 'установление, исходящее от авторитетного или облечённого властью лица', 'решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны', 'суждение! 'общее правило' и, наконец, 'разряд' или 'категория! Последнее используется для обозначения одной из пяти категорий, на которые мусульманское право подразделяет все действия человека, а именно:
а) ваджиб фард — 'обязательное; предписанное' — любое действие, которое по Шариату является обязательным; отказ от совершения такого действия без уважительной причины является грехом и заслуживает наказания;
б) макрух — 'отвергаемое; порицаемое' — любое нерекомендуемое действие, совершение которого не является греховным и не влечёт за собой наказания;
в) мандуб; мустахабб — 'рекомендуемое; желательное' — любое похвальное, но не обязательное действие, за которое каждый, кто его совершит, получит награду; отказ от совершения такого действия не является наказуемым грехом;
г) халялъ; мубах; джа'из — 'дозволенное' — любые разрешаемые Шариатом действия, за которые награда Аллаха не полагается; дозволенным является любое действие, на запретность или дозволенность которого нет никаких указаний в Шариате, вследствие чего совершение такого действия по Шариату равнозначно отказу от его совершения; за основу принимается то, что подобные действия являются дозволенными при отсутствии ограничений, в силу которых их надо будет считать запретными или порицаемыми;
д) харам; махзур — 'запретное' — всё, от чего Шариат велит воздерживаться; за отказ от совершения такого действия полагается награда, совершение же его является греховным
и наказуемым.
хуль' — развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён. При этом жена не только возвращает мужу его брачный дар (махр), но и выплачивает ему определённую компенсацию ('ивад).
хумс — пятая часть военной добычи, которой пророк распоряжался по своему усмотрению, хутба — проповедь, которую имам читает перед пятничной молитвой или после праздничных молитв.
хуффани, двойственное число от хуфф) — род обуви наподобие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала
шайтан — сатана, дьявол,
шейх — (букв, 'старец'; 'старейшина') — непременный атрибут имён влиятельных деятелей исламского мира. Так, например, шейхами именуются вожди арабских племён, крупные религиозные авторитетов, наставники и учители.
шакк — сомнение.
Шам — старое название территорий, занимаемых ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной. Шари'ат (синонимы шар', шир'а —религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафиксированных в Коране и сунне.
шарр — зло.
шафа'а — заступничество,
шахада — символ веры; свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой Ашхаду алля иляха илля Алах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Алах —
'Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха!
шахва — страсть; желание
шахйд — воин, павший в сражении за веру.
шигар — запрещаемая в исламе форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара.