Книга о частичном омовении (вуду') 5 глава




салят аль-'аср — обязатель­ная послеполуденная молитва. салят аз-зухр — обязатель­ная полуденная молитва.

салят аль-'иша' — обяза­тельная вечерняя молитва.

салят аль-магриб — обяза­тельная закатная молитва.

салят аль-фаджр — обяза­тельная утренняя молитва

саляф (букв. — 'предки; пред­шественники') — общее назва­ние мусульманских религиоз­ных деятелей, которые в разные периоды истории ислама призы­вали людей ориентироваться на образ жизни и религиозную прак­тику членов первой мусульманской общины, праведных предшествен­ников (ас-саляф ас-салихун), и рассматривали как предо­судительные новшества (бид'а) все позднейшие нововведения, не со­гласовывавшиеся с установлени­ями Корана и не подтверждавши­еся сунной.

сахаба — (синоним асхаб) — сподвижники пророка Сподвижниками называли таких людей, которые встречались с про­роком и умерли в исламе

сивак — зубочистка, кото­рой может быть всё, что позво­ляется использовать для очище­ния полости рта. Зубочистки часто делались из корней или ветвей арака (Salvadora persica).

сига — брачный договор

суджуд — земной поклон.

суджуд ас-сахв — соверше­ние двух земных поклонов до или после произнесения таслима в слу­чае ошибки при совершении молитвы или несовершения одного из её столпов (рукн) или обяза­тельных элементов (ваджиб) в ка­честве искупления за проявление невнимательности.

суджуд ат-тилява — зем­ной поклон, который следует совер­шать при чтении тех аятов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его; имеются в виду сле­дующие аяты: 7:206; 13:15; 16:50; 17:109; 19:58; 22:18; 25:60; 27:26; 32:15; 38:24; 41:38; 53:62; 84:21; 96:19.

сунйа — заключение такого дого­вора о торговой сделке, в кото­ром имеются какие-либо неяс­ные пункты, например, когда в нём записано: «Такой-то продал такому- то деревья, за исключением некото­рой их части»

сунна — обычай; пример; путь. Имеется в виду пример жизни пророка Мухаммада как руко­водство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусуль­манина в отдельности. Сунна пред­ставляет собой совокупность сооб­щений (хадисов) о поступках (фи'ль) пророка , его выска­зываниях (кауль), его качес­твах (сыфат) и невысказанном одобрении (такрир) поступ­ков или слов других людей.

сунна му'аккада — подтверж­дённая сунна (синонимы: суннат аль-худа; сунна ратиба). Так именуется всё, что про­рок совершал неуклонно,

сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

сутра — любой предмет, кото­рый устанавливается перед чело­веком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети. Такой предмет, например, палка, которую втыкают в землю, ука­зывает направление киблы и слу­жит предостережением о том, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя прохо­дить. В помещении в качестве пре­грады можно использовать стену или колонну

сухур — период времени неза­долго до рассвета, когда мусуль­мане в последний раз перед наступ­лением дня могут принимать пищу во время рамадана; это время явля­ется наиболее предпочтительным для приёма пищи.

Сырат — мост, который будет воздвигнут над Адом. В День вос­кресения по этому мосту предстоит пройти каждому человеку. Кроме того, это слово более сорока раз встречается в Коране в значении 'прямой путь' (ас-сырат аль-мустаким).

сыфат — атрибуты; качества.

та'аввуз — обращение к Аллаху с мольбами о защите от шайтана во время молитвы после ду'а аль- истифтах, когда молящемуся сле­дует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана» — А'узу би-Аляхи мин аш-шайтани р-раджим.

Таба — один из многочисленных эпитетов Медины. Корень этого слова (та-йа-ба) передаёт значения 'быть хорошим; нравиться! таби'и — последователь; пос­ледователями (таби'уна) назы­вали таких людей, которые встреча­лись со сподвижниками пророка и умерли в исламе.

таваррук — название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов второго ташах- худа он сидит левой ягодицей на полу, просунув левую ногу под голень правой и подняв стопу пра­вой ноги вертикально

таваф — обход Каабы.

таваф аль-ифада — обход Каабы, который паломники совершают в 10-й день месяца зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины.

таваф аль-вада' или таваф ас-садр — про­щальный обход Каабы, который паломники совершают перед отъез­дом из Мекки домой. тагут — любой объект покло­нения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово используется для обозна­чения тех, кто уводит людей от ис­тины к заблуждению.

та'зир — назидательное наказа­ние, которое налагается за всевоз­можные мелкие проступки

таяммум — очищение песком, пылью или чистой землёй, совер­шение которого допускается в том случае, когда у человека нет воз­можности совершить частичное или полное омовение водой. Осу­ществлять такое очищение необ­ходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу, такбир — произнесение молит­венной формулы «Аллах велик». такбират аль-ихрам или тахрима — произнесе­ние слов «Аллаху акбар» в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву, который поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей, как это принято в ханафитском мазхабе. такбират ат-ташрик — произнесение слов Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Алах; Аллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли- Лляхи лъ-хамд» — 'Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик, Аллах велик, и хвала Аллаху. Эти слова жела­тельно произносить после каж­дой молитвы в день стояния на 'Арафате, в день жертвоприноше­ния, а также в течение трёх дней ташрика.

таква — благочестие,

богобоязненность

такфир — обвинение в неверии. таляк — развод

тальбия — особая формула, кото­рую после вхождения в состоя­ние ихрама начинает произносить паломник по достижении миката. Человек, который намеревается совершить 'умру или хаджж, дол­жен произносить общие для обоих случаев слова: «Ляббай-ка, Алла­хумма, ляббай-ка, ляббай-ка, ля шарика ля-ка, ляббай-ка; инна ль- хамда, ва-н-ни'мата ля-ка ва-ль- мулька, ля шарика ля-ка» ('Вот я перед Тобой, о Ал­лах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; хвала Тебе, поис­тине, милость и владычество при­надлежат Тебе, и нет у Тебя сото­варища'). Однако помимо этого паломник, совершающий 'умру, дол­жен сказать «Аллахумма, ляббай- ка 'умратан» ('О Аллах, вот я перед Тобой, [и я намерева­юсь совершить] 'умру'); тому же, кто совершает хаджж, следует гово­рить: «Аллахумма, ляббай-ка хадж- жан» ('О Аллах, вот я перед Тобой, [и я намереваюсь совершить] хаджж').

танзиль — ниспослание откро­вения свыше.

тарджи' — по мнению факихов шафиитского мазхаба, после того как муаззин четырежды громко скажет «Аллаху акбар», ему сле­дует произнести слова «Свидетель­ствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха», так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Произнесение этих слов и имену­ется тарджи'. Маликиты считают, что эти слова следует произносить громко, тогда как ханафиты и хан- балиты вообще отрицают необхо­димость этого.

тартйль — чтение Корана по всем правилам, подразумеваю­щее чёткое произнесение каждой буквы.

тасбйх — произнесение слов «Субхана Ллах» — 'Слава Аллаху! Так же именуется произ­несение слов «Субхана Раббийа ль-'Азым» — 'Слава моему Вели­кому Господу' — во время поясного поклона (руку') и произнесение слов «Субхана Раббийа ль-А'ля» — 'Слава моему Высочайшему Гос­поду' — во время земного поклона (саджда).

тасвйб — двукратное произне­сение муэззином слов «Ас-саляту хайрун мин ан-наум» — 'Молитва лучше сна' — перед утренней молитвой после слов «Спешите к спасению».

таслйм — завершающий обяза­тельный элемент (рукн) молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося слова «Ас-саляму 'алей-кум ва рахмату Алах» — 'Мир вам и милость Аллаха! Согласно сунне, эти же слова следует произнести, повернувшись налево.

тасмй' — произнесение имамом вслух слов «Сами'а Алаху ли-ман хамида-ху» — 'Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу' — во время молитвы при выпрямлении после поясного поклона

таухйд — единобожие

тафсйр — толкование Корана, тахаджжуд — добровольная ноч­ная молитва, совершаемая в любое время между обязательными вечер­ней ('иша) и утренней (фаджр) молитвами.

тахаллюль авваль— совер­шение двух из трёх нижеперечис­ленных действий: побивания кам­нями большого столба (джамрат аль-'акаба), бритья головы или уко­рочения волос, обхода Каабы, кото­рый паломники совершают в 10-й день зу-ль-хиджжа после возвраще­ния из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трёх вышеупомянутых обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать всё, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений. тахара — очищение; состояние ритуальной чистоты, являющееся обязательным условием действи­тельности молитвы.

тахлйль — произнесение слов «Ля иляха илля Алах» — 'Нет бога, кроме Аллаха!

тахмйд — произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» — 'Хвала Аллаху!

тахнйк — так называется прак­тикующееся по примеру пророка , разжёвывание финика, когда немного образовавшейся кашицы кладут в рот младенцу и смазывают ему этой кашицей нёбо. После тах- ника новорожденному читают на ухо слова азана, а потом дают имя. тахрима — см. такбират

аль-ихрам.

ташаххуд — слова, кото­рые молящемуся следует произ­носить сидя после каждых двух рак'атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима. Человек, произнося­щий слова ташаххуда, должен ска­зать: «Приветствия Аллаху, и мо­литвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и бла­гословения Его, мир нам и правед­ным рабам Аллаха. Свидетельст­вую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник» — Ат- тахиййату ли-Аляхи, ва-с-саля- вату ва-т-таййибату; ас-саляму 'алей-ка, аййу-ха н-набиййу, ва рах- мату Алахи ва баракяту-ху, ас- саляму 'алей-на ва 'аля 'ибади Аляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Алаху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху. Есть и другие формы ташаххуда, после которого перед завершением молитвы следует призвать благо­словения[720] на пророка , говоря: «О Аллах, благослови (салли) Мухаммада и род Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и род Ибрахима, поистине, Ты — Достой­ный похвалы, Славный! О Аллах, благословляй (барик) Мухаммада и род Мухаммада, как благослов­лял Ты Ибрахима и род Ибрахима, поистине, Ты — Достойный пох­валы, Славный!» — Аллахумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин ка-ма саллейта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибра­хима, инна-ка Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик 'аля Мухамма­дин ва 'аля али Мухаммадин ка-ма баракта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-ка Хамидун, Мад- Жид — или: «О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты род Ибрахима, и благословляй Мухаммада, его жён и его потомс­тво, как благословлял Ты род Ибра­хима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» — Аллахумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя- ма салляйта 'аля али Ибрахима ва барик 'аля Мухаммадин ва 'аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя- ма баракта 'аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид.

ташмйт — благопожелание чихнувшему. Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, ска­жет: «Аль-хамду ли-Алях» — 'Хвала Аллаху' — следует ска­зать: «Йархаму-ка Алах» — 'Да помилует тебя Аллах!

укия — мера веса. Одна канони­ческая укия = 40 дирхемам = 118,8 г.

улемы — калька арабского слова 'уляма' (мн. ч. от 'алим — 'учёный; знаток'). Слово улемы традиционно используется в рус­ском языке для обозначения мусульманских учёных, явля­ющихся знатоками богословия, сунны, фикха, хадисов и прочих шариатских наук.

умм аль-му'миннн — 'мать правоверных' — почётный эпитет жён пророка

'умра — добровольное малое паломничество в Мекку, кото­рое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.

'умра — такая форма дарения, когда один человек предостав­ляет другому что-либо в пожизнен­ное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подарен­ное возвращается дарителю по его требованию. 'Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком , если только условие о возвращении не оговари­вается при дарении.

фай' — всё, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём. Таким имуществом про­рок мог распоряжаться по своему усмотрению

факйх — законовед, имеющий право выносить решения по рели­гиозно-правовым вопросам. фара'ид — доли наследства

близких родственников покой­ного, размеры которых определены в Коране

фарак — мера объёма, равная трём са'.

фард — обязательное.

фард 'айн — всеобщая и безу­словная обязанность.

фард кифайа — обязанность по способности, отказ от выпол­нения которой может быть оправ­дан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некото­рые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважитель­ной причины

фарсах — мера длины, которая, по разным оценкам, составляет от 5 040 до 6 000 м.

фётва — решение по религиозно- юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

«Аль-Фатиха» — первая сура Корана.

фахиш — человек, который

говорит нечто непристойное,

фйдья — искупление за невыпол­нение такой религиозной обязан­ности, которую человек не может выполнить в силу определённых обстоятельств

фикх — мусульманское право в широком смысле слова; ислам­ский комплекс религиозных и соци­альных норм.

Фирдаус — центральная и высшая

часть Рая.

фйтна — смута; искушение; соб­лазн; заблуждение; испытание.

фйтра — врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо. Фитра в отношении религии — ислам.

хадас — малое осквернение (см. также джанаба). Состояние малого осквернения наступает в ре­зультате выделения мочи (кала) или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, крово­течений, соприкосновения с чем- либо нечистым и в некоторых дру­гих случаях, и требует частичного омовения (вуду).

хадд — (мн. ч. худуд — гра­ницы дозволенного и запретного, установленные Аллахом; наказания, налагаемые за преступления, указа­ния на которые имеются в Коране и сунне. Применение таких наказа­ний, которые не могут отменяться ни при каких обстоятельствах, является прерогативой мусульман­ского правителя

хаджж — большое паломничес­тво в Мекку, один из пяти стол­пов ислама. Обряды хаджжа совер­шаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджжа было вменено в обязанность в 9 г. х.

хаджж аль-ифрад (от афрада — 'отделять; выде­лять') — совершение одного только хаджжа без совершения 'умры. Входя в состояние ихрама в микате, человек, который хочет совер­шить такой хаджж, произносит слова «Ляббай-ка, Аллахумма, би- хиджжатин» — 'Вот я перед Тобой, о Аллах, [и я наме­реваюсь совершить] хаджж! Дейст­вия паломника, совершающего хаджж аль-ифрад, подобны дейст­виям того, кто совершает хаджж аль-киран, если не считать того, что паломник, совершающий хаджж аль-киран, по возможности, обязан принести в жертву скот.

хаджж аль-киран — (от ка­рана — 'соединяться; сочетаться') — совершение хаджжа и 'умры, когда человек, входящий в состояние ихрама произносит слова «Ляб- бай-ка, Аллахумма, би-хиджжа- тин ва 'умратин» — 'Вот я перед Тобой, о Аллах, [и я намереваюсь совершить] хаджж и 'умру' После этого он отправляется в Мекку и совершает обряды 'умры, а потом дожидается времени совершения хаджжа, то есть 8-го дня месяца зу- ль-хиджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запре­щается делать паломникам. По завершении обрядов хаджжа палом­ник совершает жертвоприношение, если имеет такую возможность.

хаджж мабрур — безупреч­ный хаджж, или же хаджж, при­нятый Аллахом. Так именуется паломничество, во время кото­рого человек придерживался всех установленных правил и не совер­шил ни одного греха. Необходимым условием является также соверше­ние хаджжа на деньги, приобретён­ные дозволенным образом.

хаджж ат-таматту' (от таматта'а — 'наслаждаться; пользоваться') — совмещение боль­шого (хаджж) и малого ('умра) паломничества тем, кто хочет совершить 'умру в один из месяцев хаджжа. Достигнув миката, палом­ник входит в состояние ихрама и произносит слова «Ляббай-ка, Аллахумма, би-'умратин» —'Вот я перед Тобой, о Ал­лах, (и я намереваюсь совершить] 'умру' — после чего отправляется в Мекку, совершает обряды 'умры и полностью выходит из состо­яния ихрама, что позволяет ему наслаждаться всем, что дозволено каждому мусульманину в обыч­ных условиях. В 8-й день месяца зу- ль-хиджжа паломник снова входит в состояние ихрама для соверше­ния обрядов хаджжа, по заверше­нии которых приносит жертву, если имеет такую возможность. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение хаджж ат-таматту' не допускается

хадйс — передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что ска­зал, сделал или одобрил пророк . хадис кудси — хадис, кото­рый заключает в себе слова Всемо­гущего и Великого Господа, пере­данные посланником Аллаха и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила а иногда — через внушение или сновидение с предо­ставлением ему права выражать их любыми словами, какие он выберет. Хадис кудси отличается от обыч­ного хадиса лишь тем, что про­рок передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого в большинствеслучаев он возводится к Аллаху, но может возводиться и к про­року , поскольку это он передаёт его от Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что хадис кудси отли­чается от Священного Корана:

а) в отличие от хадиса кудси, Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу;

б) молитва, во время которой чита­ется Коран, будет действитель­ной, а чтение хадиса кудси делает её недействительной;

в) человек, не признающий Корана, является неверным (кафир), тогда как тот, кто не признаёт какой- либо из хадисов кудси, является нечестивцем (фасик);

г) как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз хадиса кудси, то они являются словами послан­ника Аллаха , но смысл его есть откровение от Аллаха;

д) в отличие от хадиса кудси, аяты Корана передавать по смыслу на языке оригинала нельзя;

е) к Священному Корану могут при­касаться только люди, находя­щиеся в состоянии ритуальной чистоты (тахара), тогда как в от­ношении хадиса кудси это необ­ходимым условием не является;

ж) человеку, находящемуся в со­стоянии ритуального оскверне­ния, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а хадис кудси такому человеку можно и читать, и носить;

з) тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха,

в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается хадиса кудси, то за одно только его чтение чело­веку награда не полагается;

и) в отличие от хадиса кудси, про­дажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран, по мнению некоторых учёных, нельзя продавать (как считает имам Ахмад), или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).

Насчитывается более ста хади­сов кудси (аль-ахадис аль-кудсийа), именуемых также «божест­венными хадисами» (аль-ахадис аль-иляхийа). хадй — скот, который приносят в жертву паломники, пригоняющие его с собой в Мекку.

хайа — стыдливость; застенчи­вость; скромность.

хайр — благо.

хакк — истина.

халиль — это слово используется для обозначения того, по отноше­нию к кому кто-либо испытывает более высокое чувство, чем чувство любви в обычном смысле слова. Так, например, пророк Ибрахим именуется в Коране халилю Аллах, что же касается пророка Мухам­меда , то словом халиль он назы­вал только Аллаха,

халяль — дозволенное

ханйф — человек, исповедую­щий чистое единобожие. В доис­ламской Аравии ханифами назы­вали тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим.

харадж — поземельный налог.

харам — запретное.

ха'рам — священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.

хариджиты — (мн. ч. хаваридж) — последователи самой ран­ней религиозно-политической группировки в исламе, положив­шие начало расколу среди мусуль­ман. В середине мая 657 г. между сторонниками 'Али ибн Абу Талиба и сирийскими войсками Му'авии ибн Абу Суфьяна началось затяж­ное сражение близ урочища Сыф- фин на юге Ирака. Решающая битва началась 19 июля и продолжа­лась девять дней. 'Али был ближе к победе, но согласился на перего­воры, как и на то, чтобы все спор­ные вопросы были решены с по­мощью третейского суда. С этим не согласилась значительная часть войска 'Али. На подходе к Куфе около 12 тысяч человек отдели­лись от него, остановились в селе­нии Харура в 3 километрах от Куфы и провозгласили войну до побед­ного конца. Эта группа стала име­новаться харуритами, но в даль­нейшем их последователей чаще называли хариджитами, от гла­гола хараджа — 'выйти (из пови­новения), восстать! В июле 658 г. между хариджитами и силами 'Али произошло сражение при Нахра- ване, городе, расположенном неда­леко от Сиффина. В этом сражении хариджиты бы наголову разбиты, но история хариджитского движе­ния на этом не закончилась. Пред­ставители этого движения отли­чались крайней фанатичностью. По многим вопросам мусульман­ской догматики хариджиты проти­востояли суннитам.

Хасба — название места вне пределов Мекки, где собираются паломники после завершения всех обрядов хаджжа. Это место называют также Абтах и Мухассаб.

Аль-Хатым — полукруглая невы­сокая стена, ограждающая непо­крытую крышей часть Каабы и рас­положенная в непосредственной близости от её северо-западной стены, но не соединяющаяся с ней.

хауд — водоём пророка , куда впадает райская река Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.

Аль-Хиджр — огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.

х'иджра — так именуется не только переселение пророка и мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусуль­манина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

хйкма — мудрость; смысл.

хйтба — сватовство.

хубб — любовь.

Худайбия — местность на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусуль­манам, которые намеревались совершить 'умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впер­вые были признаны равноправ­ной договаривающейся стороной. После заключения перемирия про­рок обрил себе голову и принёс в жертву скот.

хукм (мн. ч. ахкам) — мно­гозначный термин, который может означать 'решение Аллаха! 'уста­новление, исходящее от авторитет­ного или облечённого властью лица', 'решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны', 'суждение! 'общее правило' и, наконец, 'разряд' или 'категория! Последнее используется для обоз­начения одной из пяти категорий, на которые мусульманское право подразделяет все действия чело­века, а именно:

а) ваджиб фард — 'обя­зательное; предписанное' — любое действие, которое по Ша­риату является обязательным; отказ от совершения такого дейст­вия без уважительной причины является грехом и заслуживает наказания;

б) макрух — 'отвергаемое; порицаемое' — любое нереко­мендуемое действие, совершение которого не является греховным и не влечёт за собой наказания;

в) мандуб; мустахабб — 'рекомендуемое; жела­тельное' — любое похвальное, но не обязательное действие, за которое каждый, кто его совершит, получит награду; отказ от совершения такого действия не является наказуемым грехом;

г) халялъ; мубах; джа'из — 'дозволенное' — любые разрешаемые Шариатом дейст­вия, за которые награда Аллаха не полагается; дозволенным является любое действие, на запретность или дозволенность которого нет никаких указа­ний в Шариате, вследствие чего совершение такого действия по Шариату равнозначно отказу от его совершения; за основу принимается то, что подобные действия являются дозволен­ными при отсутствии ограни­чений, в силу которых их надо будет считать запретными или порицаемыми;

д) харам; махзур — 'запретное' — всё, от чего Шариат велит воздерживаться; за отказ от совершения такого действия полагается награда, соверше­ние же его является греховным

и наказуемым.

хуль' — развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён. При этом жена не только возвращает мужу его брачный дар (махр), но и выплачивает ему определён­ную компенсацию ('ивад).

хумс — пятая часть военной добычи, которой пророк распо­ряжался по своему усмотрению, хутба — проповедь, которую имам читает перед пятничной молитвой или после праздничных молитв.

хуффани, двойственное число от хуфф) — род обуви наподо­бие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала

шайтан — сатана, дьявол,

шейх — (букв, 'старец'; 'старей­шина') — непременный атрибут имён влиятельных деятелей ислам­ского мира. Так, например, шей­хами именуются вожди арабских племён, крупные религиозные авто­ритетов, наставники и учители.

шакк — сомнение.

Шам — старое название террито­рий, занимаемых ныне Иорданией, Ливаном, Сирией и Палестиной. Шари'ат (синонимы шар', шир'а —религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафикси­рованных в Коране и сунне.

шарр — зло.

шафа'а — заступничество,

шахада — символ веры; свиде­тельство исповедания единобожия, выражаемое формулой Ашхаду алля иляха илля Алах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Алах —

'Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха!

шахва — страсть; желание

шахйд — воин, павший в сраже­нии за веру.

шигар — запрещаемая в ис­ламе форма брака, когда два чело­века отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: