Глобальные проблемы современности и их классификация.




Понятие науки и техники. Научные и технические революции. Предпосылки и сущность научно-технической революции. Основные этапы НТР и особенности её современного этапа: конвергентные технологии (НБИКС); нанотехнологии; генная инженерия, расшифровка генома человека; робототехника; виртуализация реальности, др.

Понятие науки и техники.

Некоторые особенности науки включаются в её определение. (Определение строится на основе учёта специфических черт определяемого явления). Что же такое наука? В приводимых в литературе определениях обычно выделяют три стороны характеристики науки. 1) Наука – явление духовной культуры, форма общественного сознания. 2) Выделяется её организация. Тогда наука - социальный институт, включающий различные исследовательские учреждения и подразделения. 3) Наука – вид деятельности по производству объективных, истинных знаний, раскрывающих сущностные черты (законы, правила…)исследуемых процессов, и поэтому используемых для получения нужных человеку результатов деятельности.

Нацеленность научного познания на получение истинных знаний – наиболее характерная черта, отличающая её от других форм духовной культуры (религии, идеалистической философии, искусства…) и вненаучного познания. Наука предстаёт как форма общественного сознания, социальный институт и вид деятельности по получению объективных, истинных знаний, позволяющих человеку объяснять явления и предвидеть результаты деятельности. Помимо главных функций объяснения и предвидения, наука выполняет и другие функции: практическую (праксиологическую) – использование истинных знаний в практической деятельности человека; синтетическую – объединение достоверных знаний в целостные теоретические системы; методологическую - выработка приёмов и способов использования истинных знаний в предметной сфере науки.

В обыденном, повседневном разговоре мы под техникой подразумеваем созданный человеком механизм или некое устройство, состоящее из ряда деталей и их соединений, способных выполнять определённую работу. Иногда слово «техника» используют в несколько ином смысле, говоря о качественном выполнении какой-либо работы, или вида деятельности, например, о технике чтения, письма, танца и т.д. Оба смысла обыденного употребления слова «техника» заключены в греческом «технэ» (techno, technё), переводимом как мастерство, искусство, умение. Слово «технэ» использовали уже Платон и Аристотель, упоминая об искусственных орудиях труда. В отличие от природных, естественных предметов техника создаётся людьми, воплощает их замыслы. Техника может быть определена как совокупность средств целесообразной деятельности людей, создаваемых и применяемых в виде орудий и механизмов для выполнения определённой работы. Совокупность целенаправленных последовательных действий по получению ожидаемых результатов, часто с использованием техники, называют технологией. Иногда образно технику характеризуют как овеществлённую силу знания. В структуру знания входят идеи, реализуемые в технических устройствах. Исходя из этого, идеалистически или религиозно ориентированные учёные предлагают понимать технику как воплощение в предметной форме сверхъестественного нематериального начала. Научное познание, базируясь на философских основаниях диалектического материализма, исключает представления о сверхъестественном начале и сущности техники.

В период (условно назовём его 1-ый), когда труд в основном был ручным, техника была инструментальной. В трудовых процессах использовались инструменты (с лат. Instrumentum - орудие; здесь – в значении орудие для работы). Инструментальная техника использовалась человеком с незапамятных времён (вспомним: мотыга, соха,– в земледелии; подъёмники, блоки - при постройке пирамид, храмов). Инструменты-орудия увеличивали мощь человека, расширяли его возможности. Со временем (2-ой этап) простые орудия заменяются более сложными устройствами – машинами. Создавая машины, человек в процессе труда становится как бы дополнением к ним, поскольку количество и качество работы напрямую зависит от наличия машин, их мощности, исправности и т.д. Изобретение и внедрение в производство (3-ий этап) различных управляющих устройств, от простейших регуляторов до автоматических линий, освобождает человека от роли придатка машины, оставляя за ним интеллектуальные функции создателя, творца и управляющего техникой и новейшими, как принято говорить, – высокими технологиями. При ведущей роли интеллекта (разума), через научные открытия и их внедрение в производство, развитие техники ведёт к научно-техническому прогрессу (НТП) как разновидности общественного прогресса второй половины ХХ века.

Научные и технические революции. Предпосылки и сущность научно-технической революции.

НТП вёл к ускорению и увеличению масштабов взаимодействий науки и техники, их взаимопроникновению, породившему качественно новое явление – научно-техническую революцию - НТР. Её сущность одни авторы усматривали в автоматизации производства, другие – в использовании новых материалов или новых источников энергии. Но сущность НТР схвачена и выражена в её названии, в том, что НТР одновременно - и научная, и техническая, чего раньше не было. Сущность НТР – в единстве, взаимопроникновении научной и технической революций, приводящих качественно новому уровню развития производства и связанных с ним общественных отношений. Раньше были революции в отдельных областях науки или техники, достаточно долго не влиявшие друг на друга. Первая промышленная революция произошла в ХУП-ХУШ вв. Она привела к созданию парового двигателя, заменившего природные источники энергии ветра, воды, мускульной силы животных и человека. От обнаружения электроразрядов в опытах учёных до практического использования электричества прошли десятки лет. «Революцию электричества» от «революции пара» отделяло более сотни лет.

В качестве основных направлений НТР чаще всего выделяют: 1.- автоматизацию, связанную с компьютеризацией производства. 2. – использование ядерной энергии. 3.-производство искусственных материалов (полимерных, композитных и т.д.) что связано с возможностью перестроек в структуре вещества. 4.- освоение Космоса. Для НТР характерно 5.-ускорение внедрения научных открытий в производство (в приборостроении, биотехнологии, в автоматизации и компьютеризации производства, создании робототехники…). 6.- Производство становится технологической сферой применения науки, а наука превращается в непосредственную производительную силу. 7.- Коренным образом меняется положение человека в производстве. За ним остаются творческие функции создания и управления автоматическими поточными линиями с использованием компьютеров и робототехники.

Предпосылки НТР складывались в конце Х1Х – начале ХХ веков в виде крупнейших научных открытий и достижений в развитии техники. Открытие «революционера - радия», рентгеновского излучения, создание теории относительности вело к кардинальным изменениям прежних взглядов на мир. Механическая, ньютоновская картина мира заменялась электромагнитной. Научные достижения давали возможность идти вглубь структуры атома, ранее казавшегося неделимым, к открытию принципиально новых источников энергии и созданию новых искусственных материалов. Были и определённые достижения в развитии техники. Паровой двигатель совершенствовался, в частности, через изобретение регулирующих устройств, прокладывавших путь к автоматизации технологических процессов, поточных линий производства.

Социально-экономические предпосылки создавались потребностью увеличения производства жизненных средств. Развёртывание НТР пришлось на время противостояния двух социальных систем – капитализма и социализма. В капиталистическом обществе потребность ускорения НТП диктуется желанием владельцев средств производства иметь сверхприбыли. При социализме на первое место официальная идеология выдвигала подъём отраслей народного хозяйства для удовлетворения растущего спроса трудящихся, повышения их жизненного уровня. Немаловажное значение имело желание каждой стороны обеспечить своё военное превосходство, что оборачивалось существенной финансовой поддержкой работ в соответствующих областях науки и техники. Например, развитие информатики, на базе которой развернулась компьютерная революция, первоначально определялось практической потребностью обеспечивать эффективные прямые и обратные связи в наведении орудий на цель и поражении техники противника

НТР, как сторона НТП, осуществляется противоречиво и ведёт к противоречивым следствиям (в литературе часто пишут о последствиях НТР). Так, НТР порождает новые, ранее невиданные, возможности производства дешёвых продуктов потребления, средств массовой культуры. В социальной сфере это ведёт к исчезновению антагонизма труда и капитала, делает ненужными политические революции. Создаются возможности для благоденствия всех людей. Но, увы! На всех всего не хватает. Не хватает хорошей питьевой воды, сбалансированной по белку пищи, возможности обучиться грамоте и реализовать свои потенциальные возможности. Остаются проблемы голода, нищеты, неграмотности, бездомности миллионов людей. Снимая антагонизмы в социальной сфере, создавая предпосылки достойной жизни для всех людей Земли, НТР не решает ряда проблем (некоторые отмечены выше), и даже обостряет экологическую проблему, создаёт возможность производства ядерного оружия огромной разрушительной силы. Мы видим, что задачи разумного социального устройства общества НТР автоматически не решает, хотя и даёт очень многое для изменений в общественной жизни в интересах миллионов трудящихся, а в обозримом будущем – для всех жителей Земли.

Основные этапы НТР и особенности её современного этапа.

Этапы:

- научный(подготовительный)
- современный(перестройка технической и отраслевой структуры национального хозяйства)
- крупное автоматизированное машинное производство

Современный этап научно-технической революции характеризуется широким вовлечением в сферу человеческой деятельности всех основных ресурсов оболочки Земли.   [1]

Современный этап научно-технической революции характеризуется резким усложнением задач управления, ростом объемов обрабатываемой и передаваемой информации. В результате автоматика переживает качественный скачок, обусловленный широким внедрением средств вычислительной техники. При рассмотрении автоматических систем определяющим становится информационный подход, а при проектировании все заметнее переход от разработки технических средств к поиску оптимальных алгоритмов и программ управления. Все это особенно важно для подготовки специалистов по вычислительной технике.   [2]

Современный этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70 - 80 - х годов, открывает широкие перспективы развития производительных сил общества. Ведущими направлениями этого этапа считаются такие новые научно-технические отрасли, как микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, Продолжаются напряженные работы по созданию новых источников энергии, в том числе и энергии термоядерного синтеза. Микроэлектроника позволяет создавать не только суперкомпьютеры, но и микропроцессоры, и если первые значительно увеличивают способности человека к решению интеллектуальных задач, то внедрение микропроцессоров существенно увеличивает производительность труда, меняет его характер.   [3]

Современный этап научно-технической революции характеризуется исключительно быстрым ростом сложности радиоэлектронной аппаратуры. В связи с этим традиционные методы ее производства путем последовательной сборки из дискретных элементов стали неприемлемы, поскольку не могут обеспечить требуемых надежности, экономичности, энергоемкости, габаритов и времени изготовления. Возникла необходимость поиска принципиально новых путей создания электронной аппаратуры. На этом фоне и родилась микроэлектроника - новое направление электроники, решающее с помощью сложного комплекса физических, химических, схемотехнических, технологических и других методов и приемов проблему создания высоконадежных и экономичных миниатюрных электронных блоков и устройств.   [4]

Современный этап научно-технической революции привел к широкому использованию научных достижений в производстве и, прежде всего, характеризуется развитием новых отраслей промышленности, перевооружением действующих производств, значительным усложнением конструкций машин, оборудования и приборов, внедрением новых видов материалов; технической базой современной промышленности все в большей степени становятся автоматизированные системы производства, регулирования, контроля и управления. Происходит быстрая дифференциация и усложнение производственного оборудования, которое теперь работает не изолированно друг от друга, а в составе сложных систем машин, механизмов, автоматических линий.   [5]

Для современного этапа научно-технической революции характерна комплексная автоматизация производства на базе машин-автоматов. Из станков с ЧПУ создают автоматические линии, участки и целые производства.   [6]

На современном этапе научно-технической революции проблема трудовых ресурсов решается за счет комплексной автоматизации производства, автоматизации и механизации трудоемких работ. Это приводит к тому, что народное хозяйство насыщается сложными машинами и агрегатами, которые требуют дополнительных затрат на техническое обслуживание и более сложный ремонт.   [7]

На современном этапе научно-технической революции особо важное значение имеют программы развития высоких и наукоемких технологий, информатизации, ресурсосбережения, повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Так, в США все более широкое развитие получают научно-технические федерально-штатные программы. Их задачей является стимулирование инноваций, ускорение разработки и применения новых технологий за счет взносов федерального правительства, правительств штатов, местных органов власти, частных вкладов, корпораций, университетов.   [8]

На современном этапе научно-технической революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь информационных, технологий. Все большее число их становится полностью электронными.   [9]

На современном этапе научно-технической революции дальнейшее развитие химической промышленности, так - - же как и других отраслей народного хозяйства, связано с необходимостью более тщательного учета экологических факторов. Практически в каждой подотрасли создан базис для внедрения новых технологических процессов, резко снижающих количество вредных выбросов. Однако требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов выдвигают новые, серьезные вопросы. Количество накапливаемых отходов все еще продолжает расти, Перед народным хозяйством стоит серьезная задача максимального сокращения и утилизации образующихся отходов, а также переработки уже накопленных отходов.   [10]

На современном этапе научно-технической революции особенно актуальны проблемы совершенствования экономического механизма ускорения реализации научных достижений, исследований и разработок, в том числе открытий и изобретений.   [11]

На современном этапе научно-технической революции происходит ускоренное развитие химизации сельскохозяйственною производства. Химические средства прямо и постоянно воздействуют на растение, непосредственно способствуют росту продукции.   [12]

На современном этапе научно-технической революции охранять окружающую среду необходимо путем предотвращения загрязнения, водоемов. С зтой целью разрабатываются и внедряются замкнутые системы водоена эния, исключающие полностью сброс сточных вод в водоем.   [13]

На современном этапе научно-технической революции широкое и своевременное использование в народном хозяйстве научных открытий, изобретений и рационализаторских предложений играет важную роль в ускорении темпов технического прогресса. Результаты творчества изобретателей и рационализаторов, помноженные на ударный труд советских людей, открывают новые резервы повышения эффективности общественного производства, роста производительности труда, улучшения качества продукции.   [14]

На современном этапе научно-технической революции развитие и усложнение компонентов производительных сил не только продолжаются, но и приобретают новое качество.   [15]

 

Глобальные проблемы современности и их классификация.

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

§ проблема Север-Юг;

§ проблема бедности;

§ продовольственная проблема;

§ энергетическая проблема;

§ проблема экологии и устойчивого развития;

§ демографическая проблема;

§ проблема развития человеческого потенциала;

§ проблема освоения Мирового океана.

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

§ слаборазвитость — отсталость в развитии;

§ истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Конкретные проекты:

· Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х годов

· Ядерное разоружение

· Энергосбережение

· Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами

· Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.

· Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.[5][6]

· Римский клуб (1968)

Г) Экологические проблемы современности.

Уничтожение видов растений и животных.

Уничтожение и оскудение генофонда – крупнейшая экологическая проблема всего мира. Американские ученые подсчитали, что за последние 200 лет земляне потеряли 900 тысяч видов растений и животных. На территории бывшего СССР генофонд сократился на 10–12%. Сегодня количество видов на планете 10–20 млн. Сокращение количества видов происходит из-за разрушения естественной среды обитания растений и животных, чрезмерного использования сельскохозяйственных угодий, из-за существующей проблемы вырубки лесов.
В дальнейшем прогнозируется еще более быстрое сокращение видового разнообразия. Истребление лесного покрова

На планете массово вымирают леса. Во-первых, из-за вырубки для использования древесины в производстве; во-вторых, по причине уничтожения нормальной среды обитания растений. Главная угроза для деревьев и других лесных растений – кислотные дожди, которые выпадают из-за выброса двуокиси серы электростанциями. Эти выбросы обладают способностью переноситься на большие расстояния от непосредственного места выброса. Только за последние 20 лет землянами было потеряно около 200 млн гектаров ценных лесных массивов. Особую опасность представляет истощение тропических лесов, справедливо считающихся легкими планеты.

Сокращение полезных ископаемых.

Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

Проблемы мирового океана.

Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.
Загрязнение атмосферы.

В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой. Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой.

Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.

Горсть почвы, этой кожи земли, содержит множество микроорганизмов, обеспечивающих плодородие. Слой почвы толщиной в 1 см образуется столетие, но уничтожить его можно за 1 полевой сезон. А это, в свою очередь, приводит к опустыниванию и полному обезображиванию естественных природных ландшафтов.

Антропоцентризм и биоцентризм.

Антропоцентризм и биоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. В книге "Биоэтика и образование" (Сидней, Гамбург, 1990) Дж. Р. Мейер приводит схему различных типов мировоззрения, отличающихся пониманием идеи нравственного долга человека. Когда нравственный долг личности распространяется на всех членов группы, мы имеем дело с социоцентризмом. Если считается, что человек должен защищать все разумные существа на земле, такого рода этика называется патоцентризмом. Если в центре внимания находится человек и его потребности, признается, что только человек имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом. Если, наконец, признается, что человек имеет нравственный долг перед всеми живыми существами на земле, призван оберегать все живое, животных и растения, то такого рода мировоззрение имеет название биоцентризма, т. е. в центре внимания находится "биос" - жизнь, живое.

Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека". Философия, религия Запада поддерживали убеждение в уникальности человека и его места в центре вселенной, в его правах на жизнь всех остальных живых существ и саму планету.

Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, признавала правомерность неравенства между людьми, в частности, рабства, и усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Антропоцентризм Ксенофонта был удобной философией, освобождавшей человека от угрызений совести по поводу судьбы других существ, и приобрел большую популярность. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге "Сумма теологика" Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека; бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы.

Фома Аквинский указывает, что три возражения могут существовать против права человека убивать животное. Первое - это то, что Бог создал всех живых существ и поэтому они должны быть сохранены. Второе - это то, что лишать животное жизни - это убийство, а всякое убийство - это грех. И третье - поскольку в Законе моисеевом убийство быка или барана другого человека является преступлением, за которое положена смертная казнь, то из этого следует, что убивать животное грешно. И Фома Аквинский указывает, что эти три возражения недостаточно серьезны и их можно опровергнуть. Он утверждает, что нет греха в том, чтобы использовать вещь для той цели, для которой она создана. Далее он говорит, что порядок вещей таков, что менее совершенные используются более совершенными. В процессе возрождения новых поколений природа идет от несовершенного к совершенному. И поэтому ничего нет грешного в том, что человек использует растения для пользы животных, а животных для пользы человека. Что касается убийства животного, принадлежащего другому человеку, то Фома Аквинский говорит, что здесь речь идет только о собственности другого человека, и поэтому оно является незаконным. Фома Аквинский считает, что, поскольку животные неразумны, даже сострадание распространять на животных неправильно, так как сострадание подразумевает своего рода дружественные отношения к объекту сочувствия. Опровергая эти три возражения, Фома Аквинский считает, что человек имеет право убивать животных.

Доктрина Фомы Аквинского стала одной из важнейших религиозных концепций в Западной Европе в отношении животных, начиная с XIII века. Его идеи стали ставиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках.

В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак), антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Если наиболее низкому нравственному и духовному уровню человечества отвечала такая позиция, как эгоцентризм, близко к которой стоят расизм, национализм, то антропоцентризм недалеко отстоит от этих воззрений - считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребительство; человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпаемый источник материальных благ.

Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

Наиболее значимым событием в области создания альтернативных этических концепций был выход книги Альберта Швейцера "Культура и этика" в 1924 году, где он обосновывал новую этику - универсальную, "этику благоговения перед жизнью". Основным положением этой этической теории стало требование нравственного отношения ко всему живому, моральная ответственность человека за все, что живет.

Возникла новая область знаний - биоэтика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому - к человеку и животным.

Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции - биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому - ахимса.

Профессор М. В. Гусев утверждает, что биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией; биоцентризм предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно биос, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права биоса должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера.

Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция "все для человека" утрачивает силу. Иными словами, человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов, связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства.

Концепция устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г).

По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизне



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: