История формирования и общая характеристика мер нетарифного регулирования, применяемых во внешнеторговой деятельности




Вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм - защиту внутреннего рынка от конкурентов с помощью различных барьеров и ограничений.

Государство никогда не оставалось безучастным к развитию внешнеэкономических связей. В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках государствами могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности.

Исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а затем и орудия борьбы с иностранной конкуренцией.

Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешней торговли позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Однако методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Таможенно-тарифные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Кроме того, в условиях либерализации экономики произошла потеря былой «протекционистской привлекательности» этих мер. Связано это с политикой снижения ставок таможенных пошлин, активно проводимой в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Таким образом, в качестве основного инструмента протекционизма на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.

Популярность нетарифных мер регулирования связана с возможностью их многократного или длительного использования в отношении одного и того же товара, а также с недостаточной определенностью их применения. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза.

Существует е множество других классификаций нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.

По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это:

1. меры ценового контроля,

2. меры финансового контроля,

3. автоматическое лицензирование,

4. количественные ограничения,

5. монопольные меры,

 

6. технические меры,

7. прочие меры в отношении чувствительных товаров. [29]

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп:

1.участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера;

2. таможенные процедуры и административные формальности;

3. технические барьеры в торговле;

4. количественные и специфические ограничения аналогичного характера;

5. ограничения, заложенные в механизме платежей.

В большинстве развитых и в части развивающихся государств постепенный поворот к активному использованию нетарифных мер наметился с середины 60-х годов ХХ в. Это произошло в результате действия многих причин. Так, в результате активного развития международной кооперации, распространения транснациональных фирм и резкого повышения внутрифирменной торговли происходит своеобразный перенос внешнеторгового регулирования вглубь экономики страны. А это, в свою очередь, ведет к все более широкому использованию в торгово-политических целях кредитно-финансовых, административных и других средств экономической политики.

Таким образом, в современных условиях экономическое значение и торгово-политическая роль мер нетарифного регулирования существенно возросли. Именно нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности многие страны используют против недобросовестных иностранных поставщиков. К таким мерам относятся традиционные антидемпинговые и компенсационные меры (против недобросовестной конкуренции), так называемые технические меры (против поступления на внутренний рынок некачественных товаров, представляющих опасность для людей, животных и окружающей среды) и меры, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности (против поступления фальсифицированных товаров и товаров с поддельными товарными знаками).

 

В настоящее время среди указанных мер важнейшими по масштабам использования и конфликтности на мировом рынке являются антидемпинговые меры.

К антидемпинговым мерам относятся:

· антидемпинговая пошлина;

· снижение квоты поставки на данный рынок;

· добровольное ограничение экспорта.

Применение антидемпинговых санкций является эффективной формой государственного регулирования международной торговли и позволяет защищать внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции.

Формально антидемпинговые меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет. Таким образом, антидемпинговые меры из средства борьбы с недобросовестной конкуренцией становятся инструментом неоправданного протекционизма, т.е. борьбы с конкурентоспособным иностранным товаром, что наносит ущерб потребителям. Такая практика давно вызывала противодействие на международно-правовом уровне посредством выработки четких критериев определения демпинга и допустимых пределов его пресечения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: